Исихазм

Автор Тема: Критерий "умности" молитвы  (Прочитано 22551 раз)

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Критерий "умности" молитвы
« : 05 Июнь 2005, 15:51:59 »
Добрый день.
Хотел вызвать заинтересованных людей на дискуссию по теме. По существу она повтораяет ветку ниже, однако по причите длинности ее, не вполне понятности для меня посылов спора, я рискнул создать ветку новую.
Вопрос задаю из своего понимания этого вопроса. Прошу прощения за примитивизм, однако от сердца.
Итак, во всю говорится про умную молитву. Все здесь присутствующие, я думаю, представляют, что существует градация (в общем) - устная, умная, сердечная молитвы. Крайности понятны, хотя и по-разному - устная - просто чтение, можно про себя, до сердечной дерзать и говорить не стоит. Это вершина молитвенного делания. По крайней мере я не буду трогать этот вопрос, чтобы, как говорится, не буть уличенным в празднословии.
Но вот братья, что же такое умная молитва? Есть ли какие-нибудь "критерии" умности ее? Вот что меня интересует и с некоторых пор мучает.
Скажу, что представляю, сам. Во первых - схождение ума в сердце, или в нашем, "детском" варианте - в грудь. Хорошо, понимаю, согласен. Во вторых - следствие первого, или то же самое, но по-дргугому сказанное - молитва начитает МЫСЛИТСЯ а не проговариваться. Человек полностью сосредотачивается внутри, не отвлекается (на сколько это возможно) помыслами, предстоит в молитве. Здесь же полностью побеждаются всякого рода мышечные зажимы в теле, слова перестают проговариваться мышцами гортани.

Это то, что мне понятно. Но не вижу здесь "рубикона", при переходе которого можно было сказать - ДА, я стяжал умною молитву. Разве только схождение ума во внутрь. (И опять же вопрос, может быть уже и в сердце, что однако не будет означать сердечной молитвы).

Вот такие вопросы, скорее практического плана, если у кого-то есть желание и что сказать по этому поводу, буду признателен.
Удачи всем.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Критерий "умности" молитвы
« Ответ #1 : 05 Июнь 2005, 17:40:05 »
Владислав, я думаю чётких рубиконов нет и "градации" молитвы несклько условны. Иногда (напр. во время молитвенного правила) в молитве участвуют и язык, и ум, и сердце, а иногда только одно из них. И к тому же молитва обычно не остаётся в одном состоянии, а меняется, иногда течёт легко в уме (у некоторых в сердце), а иногда, во времена сухости или искушений, человек возвращается к трудовой, словесной молитве совершаемой с усилием воли. Так что оценить свой уровень молитвы можно только "в среднем". Даже святые испытывали такие перемены в духовной жизни, это описано у прп. Исаака Сирина, Симеона и др..

Anonymous

  • Гость
Re: Критерий "умности" молитвы
« Ответ #2 : 05 Июнь 2005, 18:11:20 »
Спасибо за ответ Евгений.

Цитата: Evgeny
Владислав, я думаю чётких рубиконов нет и "градации" молитвы несклько условны.


Это понятно и правильно Вы говорите,
Цитата: Evgeny
что оценить свой уровень молитвы можно только "в среднем"


Но я говорю про те "характеристики" (да простится мне этот термин) молитвы, которые не могут быть в других типах. Что есть у умной молитвы, что никак не встречается в устной? Что ее настолько отличает от простого славословия Богу. Вот человек молился, молился и вдруг:
         -призывание Имени Иисуса Христа слилось с пришествием (невидимым) Его Самого; и с того момента сие Чудное Имя, да и другие Имена Божий, значительно более прежнего являются для меня каналами единения с Ним
 
У того же  автора читаем -    2) УМНАЯ: мы не двигаем устами, но произносим Имя Иисуса Христа и прочее содержание мысленно.

Неужели только этим можно отделить этот первый рубеж действительно молитвенного восхождения? Или может быть желание молится? Когда не думаешь, сколько еще осталось, а забываешь про время?

Вполне возможно я зря затеял эту тему, наверное Вы правы, и практически ощутимых критериев в этом вопросе быть не может.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Re: Критерий "умности" молитвы
« Ответ #3 : 05 Июнь 2005, 18:18:07 »
Извините, Гостем был я

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Критерий "умности" молитвы
« Ответ #4 : 05 Июнь 2005, 19:11:25 »
Цитата: Anonymous
Неужели только этим можно отделить этот первый рубеж действительно молитвенного восхождения? Или может быть желание молится? Когда не думаешь, сколько еще осталось, а забываешь про время?


Молитва и благодать постепенно охватывает все части души человека, включая в себя всё блоее "глубокие" слои души. Сначала молится лишь язык и некая часть ума, внимающая словам молитвы, потом молитва более и более охватывает ум и подходот к сердцу, и постепенно проникает в сердце все более глубоко. Условено, чтобы как-то охарактеризовать эти этапы, отцы поставили "дорожные знаки" на пути и охарактеризовали их названиями которыми мы пользуемся сейчас: словесная, умная, сердечная понудительная, сердечная саможвижная и т.д.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Критерий "умности" молитвы
« Ответ #5 : 05 Июнь 2005, 19:31:30 »
Замечание. Сердечная молитва еще не вершина умного делания.

Я полагаю, умную молитву отличают следующие качества (состояния) ума: ясность, трезвость, видение помыслов, различение. И еще добавлю: управление - ум управляет внутренним пространством-состоянием, где протекает молитва.

На более высоких ступенях умной молитвы, вводящей в ум Христов: широта, охват, созерцательность, сверхобразность, отождествление (без растворения), постижение смыслов, соизволение.

Владислав, смотрите сами, трезвенно ли состояние ума, ясен ли он, видите ли Вы помыслы, различаете ли их и душевные изменения, можете ли управлять (отклонять, исправлять...). Это уровень умной молитвы, не сердечной.

Кстати, сердечная молитва может быть и не умной, но сие очень ее ограничивает.

E.N.P.

  • Сообщений: 89
    • Просмотр профиля

Критерий "умности" молитвы
« Ответ #6 : 05 Июнь 2005, 23:08:48 »
Я всегда думал что это молитва делаемая умом.
 А не губами, гортанью и др. Это когда она свободно произносится где-то внутри тебя, как правило в голове. Но её можно переместить в любую точку тела. Без какого-либо напряжения и дефектов текста.
Можно даже за пределы тела вынести. В любой предмет, куда может переместиться ум (сознание)

Это только моё личное понимание. Что умной молитвой называли Св. Отцы, я ещё толком не понял.

Евгений.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Критерий "умности" молитвы
« Ответ #7 : 06 Июнь 2005, 01:02:29 »
Да, это молитва мысленная в цепочке: словесная - умная - сердечная, но я говорил о другом.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Критерий "умности" молитвы
« Ответ #8 : 06 Июнь 2005, 20:13:09 »
+++Человек полностью сосредотачивается внутри, не отвлекается (на сколько это возможно) помыслами, предстоит в молитве

Я думаю, что основной рубикон между внешней молитвой и умной в следующем. При внешней молитве подвижник прилагает усилия, чтобы не отвлекаться помыслами, а при умной молитве он видит "какие, сколь многие и откуда" помыслы к нему приближаются. Это разные вещи. При внешней молитве ум еще сослагается с помыслами и начинает с ними бороться, "спохватывается", только тогда, когда они его уже отвлекли. А при умной молитве он их видит заранее, издалека, когда они к нему (уму подвижника) еще не приблизились и лишь только начали возмущать глубину сердца.

Александр.

  • Гость
Критерий "умности" молитвы
« Ответ #9 : 07 Июнь 2005, 20:39:46 »
"Господь сотворил вселенную словом и утвердил разумом"...."Лучше рещи 5слов умом нежели 1000языком"-(простите по памяти)...
..."умность" заключается в осознании произнесённого слова.(и это даже не моё мнение).

Irina

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Критерий "умности" молитвы
« Ответ #10 : 08 Июнь 2005, 00:52:09 »
Здравствуйте.

Цитата: Alexander
Замечание. Сердечная молитва еще не вершина умного делания.

Я полагаю, умную молитву отличают следующие качества (состояния) ума: ясность, трезвость, видение помыслов, различение. И еще добавлю: управление - ум управляет внутренним пространством-состоянием, где протекает молитва.

На более высоких ступенях умной молитвы, вводящей в ум Христов: широта, охват, созерцательность, сверхобразность, отождествление (без растворения), постижение смыслов, соизволение.

Кстати, сердечная молитва может быть и не умной, но сие очень ее ограничивает.


Я понимаю так, что у человека духовного должно не только духовное сердце сформироваться, но и  должна вырасти духовная голова. Сила ума высвобождается из грязи обыденных мыслей и приходит в свою цельность. Сердечная молитва очищает чувства, а умная молитва совершенствует силу ума, возводя его к духовному знанию - «вводя в ум Христов».

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Критерий "умности" молитвы
« Ответ #11 : 08 Июнь 2005, 03:04:06 »
Сама умная молитва имеет разные "фазы". Начальная фаза - когда молитва занимает лишь малую часть ума, просто проговаривается в уме, но ум не может надолго быть внимательным к словам молитвы и часто отвлекается на суетные помыслы. Заключительная фаза - о которой писал Евгений из Москвы - когда молитва охватывает ум почти целиком и ум уже имеет силу не сослагаться с помыслами сердца, а "видит заранее, издалека, когда они к нему (уму подвижника) еще не приблизились и лишь только начали возмущать глубину сердца." Все эти этапы можно условно называть умной молитвой.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Критерий "умности" молитвы
« Ответ #12 : 08 Июнь 2005, 18:36:48 »
Владислав!

Насколько я смог понять, твой вопрос не о критериях "умности" молитвы, а о том, по каким признакам можно определить успех молитвенного делания. Я так перефразировал вопрос, потому что, как я понимаю, умная молитва - это просто молитва, совершаемая умом, без голоса. В более узком смысле, умно молитвой или умным деланием называют Иисусову молитву, совершаемую умом непрестанно. Это то, что касается "умности". А дальше мы можем говорить о степенях, о совершенствовании нашей умной (умственной) молитвы.

Критерии успеха есть, притом, вполне простые и понятные, доступные каждому молитвеннику.

1. Молитва становится внимательной, ум не рассеивается, не отвлекается от слежения за словами и смыслом молитвы. Это первый и настоящий благодатный плод молитвы.
2. Чувство предстояния перед Богом Живым, страх Божий, благоговение.
3. Сердце сочувствует уму (словам), согревается, рождается умиление
4. Рождается нищета духа, сокрушение сердца о грехах
5. Умиление, сокрушение постепенно углубляются и рождаю слезы

Все это есть великие и первые дары. Только после их приобретения душа может безопасно (относительно безопасно) принять другие, более высокие дары (зрительная молитва, прозорливость и т.д.) Это я пишу на основании Св. Симеона Нового Богослова и Св. Игнатия Брянчанинова.

Две маленькие цитаты:
"Удостоверишься в успехе, когда увидишь в себе нищету духа, умиление, плач" (Св. Игнатий)
"Плод молитвы главный - не теплота и сладость, а сокрушение и страх Божий" (Св. Феофан)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Критерий "умности" молитвы
« Ответ #13 : 08 Июнь 2005, 20:01:03 »
Я хочу добавить, что заключительная фаза умной молитвы восходит в сверхобразное (безобразное) созерцание, возможное уже после молитвы сердечной (когда сердце очищается и расширяется).

Важно знать об этом этапе молитвы, который открывается для бесстрастных, поскольку после св.Григория Паламы никто о нем и не говорил.

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Критерий "умности" молитвы
« Ответ #14 : 09 Июнь 2005, 10:37:59 »
Спасибо большое за ответы всем.
Самое главное сравнение я услышал для себя, что молитва, как и Царствие Божие не приходит быстро и приметным образом.

Вопрос только:
Цитата: Евгений
А при умной молитве он их видит заранее, издалека, когда они к нему (уму подвижника) еще не приблизились и лишь только начали возмущать глубину сердца.


Про глубину сердца - это разве не к сердечной молитве?
В любом случае я это выше моего уровня и ничего не могу сказать по этому поводу.
Еще раз спасибо