Исихазм

Автор Тема: Учитель в исихазме и потребность в нем?  (Прочитано 27228 раз)

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #75 : 10 Январь 2009, 02:09:04 »

Тут вдруг обратила внимание на концовку названия темы "и потребность в нем (в учителе)".

С этой потребностью осторожно нужно обходиться. Особенно женщинам. Тут можно напутать в потребностях и заиметь не то, что ищешь. За этим может прятаться элементарное стремление избавиться от одиночества и впасть в зависимость. Несамодостаточность женского естества - она свою логику построения отношений подсовывает. На поверхности одно, а на самом деле - ничего похожего.

Такая вот опасность.


  Если Вы имеете ввиду послушание духовнику, то вся "логика" зависимости (что скорее всего бывает у не замужних, чем у замужних) обламывается об бытовые схемы выстроенные женщинами. Что в конечном итоге ведет к непослушанию, к внутренним спорным моментам, когда духовник становиться некомпетентным в глазах женщины...и как следствие плавание за следующей" порцией" искания более "благодатных" то ли старцев, то ли наставников. Женщине труднее укрепиться в безпрекословии.
Ну, конечно, бывают исключения-трепетное отношение к своему наставнику, без экзальтированности, что тоже часто встречается в женской среде.
 
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #76 : 10 Январь 2009, 05:41:12 »
Цитата: iunija
Что в конечном итоге ведет к непослушанию

Да нет, дело тут не в непослушании, а наоборот, в "излишнем послушании", к которому чаще склонны женщины.

Не секрет, что священникам приходится учитывать и ограждаться от этой  довольно значительной категории женщин, которые путешествуют из одного монастыря в другой, гонимые острым желанием "духовно наставляться", причем все это в довольно истерическм ключе -  жажда духовного наставничества.

Поэтому предпочтительнее взвешенный подход к делу наставления, где старшее духовное лицо дает такие, например, советы:

Цитата: из интернета
Каждый в жизни должен сам принимать решение.

Каждый сам должен себя судить. Мое мнение годится для меня, а твое для тебя.

"и будут все научены Богом", вот правильная мысль. Какое бы решение ты не принял, Бог, если нужно поправит тебя. Я же могу только помолиться, чтобы Бог подал тебе терпение идти в Царство.


В экстренных же случаях, когда дело касается закрытой для вопрошающего области духовного ведения, ответы следуют незамедлиельно, и, как правило, очень кстати.

iunija, а у вас есть духовник? Настоящий, тот, который именуется "старцем"?

Священник, который ведет нашу общину (и меня лично) - он придерживается взгляда, что исповедничество - это особое призвание, и не все священники могут этим заниматься - духовно руководить. Поэтому, наставляя, он доверяет и "уважает" меня, если можно так сказать. Вообще он считает, что полноценная жизнь в общине выправляет и врачует множество "сдвигов" и болезней, а излишнее самокопание иногда во вред...

В отношениях с таким священником сложно проявить непослушание - не случается повода к этому.

Цитата: iunija
Женщине труднее укрепиться в безпрекословии.

Мой опыт свидетельствует о другом. Живет внутри некая личность, которая хочет полностью довериться, чтобы уж не думать, не взвешивать, а отключив ум, бездумно исполнять всяческие невероятные послушания :-)

Но не дается бодливой корове рог. И даже если посылается сведущий человек, то его резолюция - "сама ошибайся и об эти свои ошибки шишки набивай, с моей стороны будут тебе только советы, но и их проверяй, и сама неси ответственность".  Полный пролет по части "укрепления в беспрекословии". А так хотелось...

Поэтому, поминая  изречение: "когда ученик готов - приходит учитель", пока готовлюсь.

« Последнее редактирование: 10 Январь 2009, 06:13:24 от Maska »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #77 : 10 Январь 2009, 06:22:32 »
У меня просьба ко всем.

Вот здесь разговор об учительстве.

Кто имеет учителя - может поделитесь, какие конкретные советы были вам даны? Именно в молитвенной области, не в области работы с личными грехами... Это ведь не из разряда тайн. Это может помочь другим.

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #78 : 10 Январь 2009, 11:45:54 »

Поэтому, поминая  изречение: "когда ученик готов - приходит учитель", пока готовлюсь.
Maska, спасибо за интересные мысли.
 У меня вопрос: что вы понимаете под словом учитель?(духовник, наставник или просто близкий человек, пример для подражания)
Ваш ответ поможет мне ответить на ваш следующий пост :-)
Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.

Пространство Покоя

  • Гость
Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #79 : 10 Январь 2009, 15:12:05 »
У меня просьба ко всем.

Вот здесь разговор об учительстве.

Кто имеет учителя - может поделитесь, какие конкретные советы были вам даны? Именно в молитвенной области, не в области работы с личными грехами... Это ведь не из разряда тайн. Это может помочь другим.

Ув. Маска вот у меня живых учителей духовности не было, я впервую очередь черпал из Библии откуда черпали все крутые учителя, в вторую очередь я читал и читаю труды представителей разных христианских конфессий, и я обнаружил что можно извлечь очень полезные наставления. Есть труды, где просто тебе открывается что-то, и ты освобождаешься от многих предрассудков. Очень мне помогла христианская литература, но у меня уже сформировался вкус, я не читаю что попало. Однажды я в своих духовных исканиях обратился к священнику , вошел в храм подошел к нему когда он не был занят а сидел у себя в комнатке и начал задавать ему вопросы., а он мне мол не нужно тебе углубляться … ну после этого я сам начал кормить себя и уверяю я не голодал. Бог заботился обо мне и посылал мне необходимую духовную пищу. Учусь, наблюдая явления окружающие нас, учусь даже у животных… Соломон ведь величайший мудрец учился у пчел и муравьев и т.д. Но все же Учитель у нас Иисус Христос и говорит разнообразно… И каждый раз когда расширяю мои познания то понимаю как мало я знаю.
Немного выше написал один пост про внутренний голос и тоже голос через других, прочитайте. Сама жизнь учитель на протяжении ее учимся методом проб и ошибок. Как говорил один мудрый человек: Умный человек учится на своих ошибках, а мудрый человек учится на ошибках других. Даже вы (форумчане) не представляете вот сидите и пишете и ваших словах бывают жемчужины, и будьте уверены могие их подбирают.
  Да поможет нам Бог!

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #80 : 10 Январь 2009, 15:55:31 »
Как говорил один мудрый человек: Умный человек учится на своих ошибках, а мудрый человек учится на ошибках других.

Бисмарк.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

варюшка

  • Гость
Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #81 : 10 Январь 2009, 18:49:36 »
безусловно человек должен быть духовно готов.
тогда он и оценивает без впаданий в крайности,
 и проблемы пола исчезают ( когда ты видишь у себя серьезную болезнь -  не до "привязанностей")
конечно не на уровне : " ой согрешил(ла), рыбку в среду съел (а)"

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #82 : 10 Январь 2009, 19:05:03 »
безусловно человек должен быть духовно готов.
тогда он и оценивает без впаданий в крайности,

Готов или не готов то Бог знает, а не мы.
Что бы мы о себе не думали.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #83 : 10 Январь 2009, 19:11:44 »
Цитата: варюшка
и проблемы пола исчезают

Что вы имеете ввиду, говоря "проблемы пола"?

Одиночество - это "половая" проблема?

Одиночество при прохождении духовного пути (особенно опасных и запутанных мест) - оно прямо-таки вынуждает принимать любые условия со стороны лица, способного помочь. Нужен какой-то пригляд за человеком, который слепой в той области, куда занесло.

"Нехорошо быть человеку одному" (Быт)

варюшка

  • Гость
Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #84 : 10 Январь 2009, 19:21:26 »
здесь кто-то  писал о подмене советчика, либо духовника на просто психологическую природную привязанность женщины.
я об этом.
хотя безусловно мы более духовно несамостоятельны.

а по поводу "готов" не согласна , Афанасий.
и это не оценка "себя".
это именно должна быть истинная внутренняя потребность.
к ней сразу не приходят.


Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #85 : 10 Январь 2009, 19:40:11 »

Цитата: angel
У меня вопрос: что вы понимаете под словом учитель?(духовник, наставник или просто близкий человек, пример для подражания)

В самом сильном смысле слова учитель - это человек, к которому идешь в послушание.

Послушен человек только тому, чье руководство принимает как Божие руководство и только после того, как отношения наставничества реально установлены. Это как духовный брак. Наставничество - это отношения, в которых спасение одно на двоих. Иначе невозможно передать свою свободную волю в управление старшему.

Пока еще не было реальной проверки моей способности к таким отношениям. Но желание было.

В логике послушания есть какой-то скрытый смысл. Вот на форуме есть тема - умирание самости. В отношениях послушания ценное - что без упразднения границ собственного самоощущения это невозможно. Ты становишься как бы прозрачным в волевом качестве. Если неправильное, неверное указание - то ты не защищаешься от этого, не "качаешь права", не протестуешь, а принимаешь все с полной уверенностью, что самой себя защищать не надо, что безропотно принимая абсурд ты через Божие участие переадресуешь все последствия автору-сочинителю этого абсурда. А уж он пусть  сполна несет ответственность, если делает не должное. Это невозможно от головы, это только по вере возможно.

Только когда сам не защищаешься, только тогда на защиту встает Бог.



Пространство Покоя

  • Гость
Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #86 : 10 Январь 2009, 20:05:55 »
Как говорил один мудрый человек: Умный человек учится на своих ошибках, а мудрый человек учится на ошибках других.Бисмарк



Возможно что и Бисмарк но я читал это у армянского поэта Аветика Исаакяна :-)

« Последнее редактирование: 10 Январь 2009, 20:25:05 от Пространство Покоя »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #87 : 10 Январь 2009, 21:00:38 »

Цитата: варюшка
здесь кто-то  писал о подмене советчика, либо духовника на просто психологическую природную привязанность женщины.
я об этом.

Дело в том, что жизнь природы - она не отключаются волшебным образом по собственному желанию. Природная зависимость - это реальность любых отношений лиц противоположного пола. Что требует особого наблюдения и корректирования. Лучше это изначально сознательно учитывать, и не думать, что раз ради высокой духовной цели - то все природное, "не духовное" исчезнет автоматом. 

варюшка

  • Гость
Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #88 : 10 Январь 2009, 21:14:30 »
"Возрастающая сила Спасителя не возбудила в Иоанне Крестителе ни тени зависти или горечи. Человек от природы сильный, решительный, самостоятельный, он мог бы вступить в соревнование с Христом, увлечь за собою легковерную толпу и выступить основателем нового учения, учредителем новой школы. Но такая мысль была далека от Иоанна Крестителя. Отвлекая внимание от себя, он, напротив, постоянно указывал с благоговением на Христа. Считая себя лишь предвестником Спасителя, он удовольствовался провозглашением Его пришествия и скрылся из вида при Его появлении, как утренняя звезда перед восходом солнца. Он сразу понял величие грядущего Спасителя; с той минуты все личное в нем исчезло, и, как могучий кедр, сраженный молнией, он упал к ногам Христа, говоря:

"Ему должно расти, а мне умаляться".

вот ,наверно, правильный результат отношений духовника и верующего.
Иоанн Креститель в данном случае символизирует духовника, а возрастающий Христос - в его "чаде". перед которым духовник  -умаляется.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Учитель в исихазме и потребность в нем?
« Ответ #89 : 10 Январь 2009, 21:33:24 »
"Возрастающая сила Спасителя не возбудила в Иоанне Крестителе ни тени зависти или горечи. Человек от природы сильный, решительный, самостоятельный, он мог бы вступить в соревнование с Христом, увлечь за собою легковерную толпу и выступить основателем нового учения, учредителем новой школы. Но такая мысль была далека от Иоанна Крестителя. Отвлекая внимание от себя, он, напротив, постоянно указывал с благоговением на Христа. Считая себя лишь предвестником Спасителя, он удовольствовался провозглашением Его пришествия и скрылся из вида при Его появлении, как утренняя звезда перед восходом солнца. Он сразу понял величие грядущего Спасителя; с той минуты все личное в нем исчезло, и, как могучий кедр, сраженный молнией, он упал к ногам Христа, говоря:

"Ему должно расти, а мне умаляться".

вот ,наверно, правильный результат отношений духовника и верующего.
Иоанн Креститель в данном случае символизирует духовника, а возрастающий Христос - в его "чаде". перед которым духовник  -умаляется.


а откуда эта цитата?