Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - hort

Страницы: [1]
1
И так далее. Там же много в этом интервью об этом.

2
Вопрос: Самость часто характеризуется в духовной литературе, как искусный и предприимчивый противник, способный обернуть любую ситуацию в свою пользу лишь бы воспрепятствовать нашему духовному продвижению. Какое, по Вашему мнению, самое главное качество в человеке, которое может помочь ему одержать победу в борьбе с этим ловким и постоянно изменяющимся врагом.

Ответ: Покаяние. Признание наших ошибок и грехов. Это самое большое, что мы можем сделать. Но признать наши грехи не для того, чтобы преуспеть в чем-либо ещё, но только для того, чтобы увидеть правду о себе самих.

3
Самость (или - собь) это любовь к своему собственному, и любовь к мирскому.

Любовь к собственному/мирскому - это неверие в какую-то еще жизнь, кроме этой жизни, а вместо этого постоянный страх, страх смерти, говоря обще, а частные его проявления - страх потери (положения в обществе, материальных ценностей, близких людей и т.д.) всего того, что в случае утраты, всегда напоминает о нашей смертности. Против страха выращивается защита, которую, видимо, можно назвать и личностью. Тем, что в мире принято называть личностью. То есть - это личность, уродливая личность, все стремления которой, направлены на то, чтобы бесконечно совершенствоваться в искусстве самозабытья в эгоизме, самообмане, привязанностях, поисках постоянства и т.д. Искусство - не имея веры, не помнить и о смерти. Самость не есть "стеклянная стена" или какая-то отдельная эмоция, что-то внешнее или внутреннее, но это сам человек, каким он себя сделал, живя в страхе и войне. Стену можно разбить, но человеку нечего разбивать в себе, можно лишь начать менять себя. Такие мысли.

4
Простите, немного не понял. В чем тут противоречие или что? Вопрос о степенях молитвы.

Молитва не самоцель, а инструмент достижения безмолвия и всего, что за ним следует.

Неужели Вы думаете что я достиг безмолвия :-) и тишины ума? Естественно на основе какихто опытных
проявлений выстраиваются некоторые предположения, которые нужно поверять и выверять. Это не
догма, не надо воспринимать все как определение.

Что значит "достиг безмолвия"? Речь не идет об окончательной реализации, а, скажем так, о промежуточном опыте. Если такой опыт имел место быть, то предположения тут не уместны, просто расскажите о своем опыте. Примерно это я имею ввиду.

5
Если интересует подход утилитарный, то тишина ума ИМХО - это отсутствие движения
мыслей в голове при котором достигается чистота ума, необходимая для созерцательного
общения. Дальше контекст становиться религиозным, посему помолчу. :-)

Вот ИМХО, мне думается, здесь как раз не очень применимо. То есть, вы думаете, что оно может быть так или это опытное знание?

6
Вы задаете этот вопрос на этом форуме, а хотите услышать ответ не в концепции
христианства ? :-) Интересная задумка.

Но я же задаю эти вопросы в разделе "Диалог"? :-)

Молитва не нужна ИМХО для обретения безмолвия, как Вы думаете, а обретение
безмолвия нужно для молитвы, дабы было предстояние в молитве Богу тет а тет,
а не в толпе роящихся помыслов.

А с этим как быть?

"Но и тут надобно молиться лишь до тех пор, пока Бог Дух Святый не сойдет на нас в известных Ему мерах небесной Своей благодати. И когда благоволит Он посетить нас, то надлежит уже перестать молиться.

...когда, при всемогущей силе веры и молитвы, соизволит Господь Бог Дух Святый посетить нас и приидет к нам в полноте неизреченной Своей благости, то надобно и от молитвы упраздниться. Молвит душа и в молве находится, когда молитву творит; а при нашествии Духа Святаго надлежит быть в полном безмолвии"

7
Цитировать
Вопрос: Каков характер самости? Как она проявляется внутри человеческой личности?

Ответ: Когда мы не доверяем. Самость рождается, когда мы другим не доверяем. Когда мы боимся других, когда нам нужно оружие против других, тогда нам необходимо иметь своё «Я»...

...Это всего лишь средство моей самозащиты, как если бы я был на войне, как если бы каждый встречный был бы мне врагом, и я пекусь единственно о том, чтобы одержать победу.

По некоторым моментам из объяснений старца видно, что самость - это страх, точнее это, вот, тот цветок, который питается страхом, это его почва. Страхом утраты и страхом смерти в общем. А страх замещается неким сном души, забвением себя, небодрственным состоянием в котором человек, как бы, находится под властью своих и "своих" в кавычках метаний ума и отождествления с внешним миром со всеми его правилами. Человека как бы и нет, а есть эта самость, как плен души. И тогда разбить эту скорлупу сразу не то, что нельзя, а просто невозможно. 

8
А что подразумевается под самостью? Мне кажется, тут у каждого свое определение этого слова, отсюда и непонимание.

9

ИМХО практика сама по себе не несет ничего и больше напоминает обряд или ритуал, и рассмотрение ее в таком
контексте ИМХО половинчато и не полно.

Не могу с этим согласиться. Конечно, ее можно превратить в обряд/ритуал, но речь не об этом. Есть примеры не религиозного использования этого явления, да и личный опыт, никак не связанный в свое время с религией, опять же. Как объяснить, что на то короткое время, насколько хватает удерживать тишину ума, прекращаешь чувствовать холод, например? И так далее. То, что полнота, в религиозном смысле, здесь отсутствует - не спорю, но для начала интересен утилитарный подход.   

Практика ради одной только тишины ума без молитвы, суть несет отличие в том, что если  после некоторого успеха в достижении этой тишины и чистоты ума простым концентрированным вниманием к своему уму, мы начинаем применять это в умном делании, то встаем перед дилеммой, что все надо начинать сначала. Она, эта практика как бы не действует или не заметна в процессе молитвы. Опять у нас появляются проблемы с наплывом помыслов; раньше мы очищали и успокаивали один только ум, а теперь приходиться очищать саму молитву, в процессе которого задействован и ум. Работа вдвойне усложняется, ибо наполнена содержанием, в отличие от без содержательного "пришпоривания" ума, которое тоже имеет свои плюсы.
Понятно, что трудно вне православного контекста взглянуть на вещи, но, все же, вроде, молитва нужна для обретения безмолвия, а не наоборот? В православии, конечно, это тишина ума, при которой Дух Святой нисходит, но она есть и в не православных религиях. Понимаю, что еще трудней помыслить, что в других учениях, а тем более в таких, где Бога вроде как и нет, тоже Дух Святой сходит при достижении безмолвия, но все же?

То что вы описываете, очень похоже на то что происходило со мной, я для себя решил(посоветовавшись :-)) что видимо это было от Бога...
Насколько, по вашему, это может быть от Бога у не религиозного подростка?
Это сложно абстрагировать...То есть говорить о встрече с Богом без религиозных суждений...
Я уже заметил, что религиозному человеку трудно абстрагироваться, но еще раз оговорюсь, что я не был тогда религиозным, да и если говорить о тишине ума, как о встрече с Богом, то как объяснить ее в не теистических религиях?
Можно говорить об этом с религиозными суждениями, это ведь то же информация для вас, она может оказаться полезной...
Можно, да, и я не против, но это будет несколько суженный взгляд на вещи. Хотелось бы расширить вопрос, вопросы - они все в первой части первого поста.
И ещё простите если я навязчив...Но...Здесь мне кажется важна цель...Для чего учиться останавливать ум...Для того что бы снова встретиться с Ним, что бы испытать те же чувства...Наверное весьма приятные :-)...Но ведь если исходить из того что это была встреча с Богом, то Он может не прийти на встречу, если ставить себе цель, эгоистичную--просто наслаждение, или стать сверх человеком(со сверх способностями)...Можно достичь высот в технике остановки ума и не встретить ничего, или что гораздо хуже встретить лицом к лицу противника Бога--бесов...
Нисколько не навязчивы! О цели тоже можно поговорить, но пока давайте предположим, что я не берусь заниматься практикой, а только пытаюсь понять смысл ее во всех возможных традициях, не исключая православной, но и не ограничиваясь ею.
Тут пол форума про то как от них всем достаётся...Важна цель мне кажется...Простите...
Я потихоньку почитываю темы форума, но вот вопрос интересный - можно ли сказать, что достается от бесов через "наши" помыслы? Как еще мы можем терпеть поражение от беса, если не через ум, не через смущение наших помыслов и отождествление с бесовским прилогом в них? То есть цель, если хотите, контролирование помыслов и, как следствие, уменьшение неосознанных поступков.

10
Здравствуйте! Хотелось бы поговорить о тишине ума, но несколько абстрагировавшись от религиозных воззрений. Что представляет это явление/практика сама по себе, как частный момент? Некий вход/выход за пределы видимого мира? Подключение к более, скажем так, высоким энергиям, очищение от низких? Каждая религия или учение начинаются, грубо говоря, именно с тишины ума, остановки внутреннего диалога, состояния присутствия, самопамятования или как это еще не назови. Это является, как бы, обязательным условием дальнейшей практики, дальнейшего движения. Интересен механизм этого явления и его истоки. Насколько оно является общим для всех религий, при всех прочих различиях? Религии и учения, где этого зерна нет, в принципе не интересны. И насколько, вообще, эта практика возможна и полезна вне религиозного контекста, исключительно как техника самоконтроля, повышения самоконтроля?

Так сложилось, да не покажется это смешным, что когда-то в детстве, при икоте отец мне посоветовал ни о чем не думать и тогда, мол, икота пройдет. Я последовал этому совету и икота действительно прошла. Впоследствии именно этим способом я всегда ее и останавливал, иногда, потехи ради, на спор останавливая ее по желанию. В дальнейшем я обнаружил, что этим же методом я могу "погасить" практически любую негативную эмоцию: страх, чувство обиды и т.д. Изредка, просто неосознанно входя в состояние тишины ума, наблюдал этакое растущее ощущение некой внутренней радости. Было это всего несколько раз, всегда при ходьбе, никогда в статичном положении. Появлялась определенная легкость, ощущение воздушности при ходьбе, невесомости. Однажды, нарастающее ощущение радости, жжения в груди, вдруг вылилось в такое сильнейшее ощущение любви и какого-то без умного понимания вообще ко всему и вся, что едва удалось сдержать подступившие слезы. Тогда меня это немного напугало, поскольку совершенно неконтролируемый всплеск такой пошел, что я, как мог, отвлек себя от дальнейших последствий. И, где-то в подростковый период, все эти чудеса постепенно сошли на нет. Сейчас хотелось бы уже сознательно разобраться со всеми этими делами, но, оговорюсь, абстрагировавшись от религиозных суждений, насколько это возможно, хотя бы для начала. Спасибо!

Страницы: [1]