1
Объявления, отзывы / Re: Восстановление форума
« : 29 Июль 2023, 10:27:24 »
Огромное спасибо за восстановление форума!!!
В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.
Итак, есть три вида воли - 2 воли, доступных человеку + Божественная воля. Две воли, доступных человеку – гномическая и природная.
Гномическая воля, или воля к выбору, есть воля несовершенная. Появилась в результате грехопадения как следствие нарушения целостности человека. Эта воля есть воля обусловленная (структурами сознания), что подтверждается логией: "Всякий, делающий грех, есть раб греха" Иоанн (гл. 8, ст. 34). Важно, что эта воля принадлежит личности, а не природе! Эта воля обусловлена страстями, склонностью ко греху, в любом случае – действие в соответствии с ней (выбор) не есть действие целостное. Это действие реактивное, суть – реакция на стимул. Свободы в таком действии – ноль.
Отсечение этого вида воли ("отвергнись от себя и следуй за Мною") есть способ «выйти» к природной воле, т.е. воле, которая есть атрибут самой человеческой природы, для которой нет выбора, но есть действие. Ее необусловленность грехом, реакциями, организмом сознания, страстями и есть критерий свободы. «Природная воля - это естественное тяготение существа к добру». Эта воля сонаправлена воле Божественной.
Отсечение гномической воли приводит к соединению с волей природной. Как православие учит отвергаться греховной воли (здесь конечно же надо понимать отсечение воли гномической)? Через рассуждение, исполнение заповедей, обожение в Таинствах, в т.ч. в таинстве покаяния, пост, молитву и т.п. Через все это греховная воля преодолевается.
Можем ли мы обнаружить волю Бога в себе? Уверен, что нет: воля Бога есть атрибут Божественной природы, она "иноприродна" человеку. Кроме того, такое непосредственное "обнаружение" означало бы только одно - нарушение свободы воли человека. Только один Человек обладал волей человеческой и волей Божественной (причем человечесвкая была подчинена Божественной) - Спаситель, он же - Бог. Собственно во всех главных молитвах звучит: "Да будет воля Твоя", а не "дай мне действовать Твоей Волей". Пожалуй, желание "раствориться в воле Бога" равносильно желанию "стать Богом".
Человек может лишь очистить свою волю таким образом, чтобы узнать ее сонаправленность воле Бога. Если даже речь идет о соединении своей воли с волей Бога, очевидно следует понимать на фактическое соединение с ней, а именно сонаправленность ей. Здесь действует та же система отношений как и между обоженной человеческой природой (которая все равно остается исключительно человеческой) и
Божественной природой, которой обладает только Бог. Аналогично и с вопросом познаваемости Бога человеком - Бог не может быть познан по своей сущности, но может быть познан по своим энергиям (по проявлению в мир), т.е., грубо говоря, по проекциям.
http://alfa.psyhonetika.org/blog/zedd/13-05-22-1717
4. Гномическая воля
Если до грехопадения центром стремления воли человека был Бог, воля человека целиком совпадала с Его благой волей, он свободно, не выбирая, следовал известному ему благу, то после грехопадения воля человека уклонилась на самого него, стала эгоистичной, встала на службу родившимся страстям, помрачившим его разум и волю. Сама воля как бы расщепилась в момент выбора первым человеком греха и в человеке возникла воля выбора, гномическая воля.
Естественная воля, которая к благу стремится всегда, помрачилась и часто принимает за добро – зло, и не может решить, стремится ли она к истинному добру или к иллюзорному. Функцию выбора в падшем человеке исполняет гномическая воля.
О том, что произошло в результате грехопадения с волей человека, пишет преп. Максим Исповедник, который учит, что у падшего человека существуют две составляющие воли - кроме природной воли у него появилась гномическая воля – воля выбора, противоестественная для человека, не созданная Богом.
Преподобный Максим Исповедник говорит:
«Не рождает Дух воли не хотящей, но Он лишь желающую [волю] преобразует для обожения» (Вопросоответы к Фаласcию. Вопрос 6).
Гномическая воля предполагает известное колебание, борьбу мотивов, внутреннюю работу мысли и желаний. Это воля чисто человеческая, несовершенная, а потому часто и ошибающаяся.
Прот. Иоанн Мейендорф:
Мы …по природе обладаем естественной волей, реализация которой зависит от нашего выбора, осуществляемого гномической волей (от греческого γνώμη (гноми), мнение, выбор). Гномическая воля не является свойством природы, а составляет принадлежность личности. Именно она, поскольку мы живем в падшем мире, заставляет нас страдать и колебаться в выборе между добром и злом, а потом мучиться в сомнениях по поводу правильности сделанного выбора. Адам в раю обладал естественной волей и ел от древа жизни. Гномическая воля была в нем лишь потенцией».
Диакон Герман Каптен излагает учение преп. Максима Исповедника о воле:
"Преподобный Максим впервые начал говорить о различии волевых способностей человека как θηλημα – естественную волю, принадлежащую сущности, и γνωμη – способность разумного выбора. Естественная воля, по его мысли, была блага по сотворении и не несла никакого зла. Напротив, она необходима человеку для существования в этом мире, для регуляции всех способностей человека, начиная жизненно необходимых – питание, дыхание, и заканчивая более тонкими интеллектуальными потребностями.
Важнейшим же свойством γνωμη является ее разумность, именно поэтому она принадлежит лишь людям и ангелам. Райское существование Адама было лишено всякого несовершенства, свойственного жизни в мире. γνωμη был предоставлен выбор. Выбор Бога привел бы, по мысли св. Максима, человека к вечной гармонии – разумом он постигал бы Бога и контролировал естественные потребности (т. е. θηλημα). Сделав же себя совершенным, человек исполнил бы гармонию и мира в целом.
Грех Адама толкуется св. Максимом не как юридическое преступление, а как гномический выбор, отвративший разум от Бога к υλη (материальности без всякого оформления). Человек захотел найти истину в телесности бытия, чтобы опереться на нечто со-природное себе. Это сделало человека бессильным, он забыл свое предназначение и уже не смог обратиться к Богу.
Катастрофа произошла в тот момент, когда он находился на пороге вечности...
Максим Исповедник показывает, что свободный выбор зла испортил сущность человека так, что возвращение к совершенству стало уже не по силам. Для преподобного онтологическом местом испорченности является воля, вернее ее раздробленность. Изначально гномическая воля Адама была лишь в возможности, но после грехопадения он и его потомки постоянно должны выбирать. Любой выбор несет с собой мучение – переживание самой необходимости выбирать и последствий своих решений".
Петр Малков:
«…преподобный Максим первым из святых отцов ясно разделил волю природную и волю гномическую и тем самым противопоставил «нормальную» жизнь по естеству богоборческому бунту эгоистической человеческой личности, способному продолжаться даже в грядущей вечности.
…Преподобный говорит о воле природной и воле избирательной. Однако для Исповедника избирательная воля не принадлежит природе. Для него существует только одна собственно присущая человеческой природе воля, проявляющая и направляющая наши естественные энергии. Именно эта воля отождествляется им со свободой в подлинном смысле этого слова. Что же касается «gnèmh», то это для преподобного Максима воля ипостасная, причем она существует в ипостасях разумных тварей с момента их грехопадения. Гномическая (то есть избирающая, решающая) воля всегда проявляет себя в конкретном выборе, который неизбежно оказывается выбором между чем-то лучшим и чем-то худшим.
…В падших же разумных существах всегда присутствует внутренняя борьба, сомнение, взвешивание всех «за» и «против». Эта борьба всякий раз завершается выбором одного из вариантов возможных действий. Такая свобода личностного выбора есть, по сути, свобода кажущаяся, ибо она противоестественна.
Как уже говорилось выше, человек, по преподобному Максиму, призван существовать и жить в соответствии со своей природой, с тем логосом естества, что заложен в него при творении, и с той целью, к которой устремлено все сущее — к единению с всевиновным Логосом, к обожению. Выбор же для него — это всегда возможность уклониться от цели, препона, препятствие на пути к единственно необходимой цели бытия твари — соединению с Богом по благодати.
Вот пример высказывания преподобного Максима о произвольном гномическом выборе, как противостоящем воле естественной: «Бог, через [Свой] Промысел уподобляет отдельные существа общим видам до тех пор, пока через движение отдельных существ к благобытию не объединит их произвольное стремление с [присущим им] по естеству общим логосом разумной сущности и не сделает их тождественнодвижущимися и созвучными друг другу и целому так, чтобы отдельные существа не имели произвольного (gnwmikn) различия по отношению к общему виду, но чтобы единый и тот же самый логос созерцался у всех, не будучи разделяем способами [осуществления] тех, в ком он равно сказывается, и пока Он (Бог — П. М.) не покажет действенной обоживающую всех благодать»
Гномическая воля, существовавшая ранее лишь в потенциальной возможности, впервые проявляется в раю — как выбор между вкушением и невкушением плода от древа добра и зла. Поэтому любой выбор для человека, по большому счету, — всегда выбор между добром и злом. Все это означает, что такая избирательная свобода есть, по сути, проявление греховного начала в человеке. Она — эгоистическая и греховная воля. Она паразитирует на воле природной.
Строго говоря, гномическая воля, по преподобному Максиму, все же не вполне независима по отношению к природной. Она — личное и противоестественное использование воли природной, хотя в то же время мыслится Исповедником и как нечто привнесенно-самостоятельное. Конечно же, выбор человека не всегда плох. Но тогда это лишь означает, что в какие-то моменты избирательная воля перестает быть чистым произволом и совпадает с естественными устремлениями воли природной, действуя через ее посредство. И тогда человек начинает приближаться к тому состоянию, которого он призван достичь в приобщении к Божественной благодати. Однако это случится лишь когда избирательная воля целиком совпадет с природной (причем, как можно будет увидеть в дальнейшем, это произойдет далеко не с каждым) и, тем самым, — через прекращение злоупотребления силами естества — фактически нивелируется».
https://verapravoslavnaya.ru/?Volya_-_alfavit
И здесь о милосердии в деле.Цитировать
Больше всего за время пандемии ребята в больнице соскучились по живому общению и живым представлениям. Этим летом из одной детской компании в другую путешествует целый спектакль. Это кукольное представление Елены и Дмитрия Дмитриевых “В гостях у динозавриков”!
Заехали герои и в нашу больницу, на радость малышам и детям постарше. Ведь всем интересно увидеть, как мальчик Вовочка и его котик Барсик оказываются в далеком прошлом и попадают в разные приключения. Особенно здорово, что можно поугадывать – а кого встретили герои в каждой сцене?
https://joasaph.ru/spektakl-v-bolnice/
Прошу всех по возможности поддержать. То, что делают Александр и Людмила с общиной видел не раз своими глазами. Сейчас при воспоминании - слёзы на глазах. Это всё по настоящему. Любые деньги совсем не лишние. Знаю, что говорю.
Сергию спасибо за урок милосердия!
Игорь Спасский, да, сама по себе геомантия - офф в данной теме, она ведь решает приземленные задачи, как усилить позитив и нейтрализовать негатив от энергий земли и стихий. Но эмпирика, которую нащупала геомантия, по своей значимости выходит за пределы ее приземленных задач. Потому что должное взаимодействие, с энергиями стихий мира сего, не только приоткрывает Единое Иное, что скрыто за тварной энергетической завесой, но вместе с тем способно открыть и вход в глубь человека. Тогда потаённое измерение человека, наконец, начинает воссоединяться с потаённым измерением Единого Иного, скрывающегося за мыльным пузырем "мiра сего".
Пример - небо. Ясное безоблачное небо - это "икона","портал", "образ". Небо - это стихия (элемент) пространство, поэтому небо может распахнутьСЯ и распахнуть нас.
Созерцание неба с деконцентрацией настежь распахивает "внутри человека" сокровенное пространство/измерение. И само небо при этом распахивается как измерение, "вовне". На самом же деле, измерение это - одно, но ум человека поделил его на внутреннее и внешнее...