Исихазм

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.

Сообщения - m. Kleopa

Страницы: [1] 2 3 ... 5
1
Лично у меня эта книга не вызывает доверия по причине её весьма странного происхождения.

2
4 Июня 2009 года отошёл ко Господу отец Мардарий, известный абхазский отшельник, проведший в Пустыне более 30 лет. Он постригал ещё отца Виталия (Сидоренко). Среди абхазских отшельников о. Мардарий пользовался наивысшим авторитетом.

В последние годы он совершенно ослеп и был вынужден спуститься в Сухуми, где проживал у одного из своих духовных чад. Незадолго до смерти по приглашению епископа Задонского Никона переехал в Задонск и был пострижен в схиму с именем Алексий.

3
Ну и слава Богу если священник признал, что по каким-то причинам не может быть Вашим духовником. Это честный ответ и не обязательно проблема в Вас - у него тоже есть совесть и Господь над ним. В таком случае совет уходить из общины можно воспринимать просто как совет, который Вы вольны принимать или нет.

Святой Григорий Нисский говорит - "тот кто ищет, уже нашёл". Тот кто ищет Бога уже имеет Бога. Бог, вселивший в Ваше сердце желание послушания и духовного руководства да сотворит Вам по сердцу Вашему.

4
Питирим, совершенно с Вами согласен, так и есть. Не всякий старец он старец именно для меня. "Своего духовника узнаешь и со спины".
Что касается последней фразы - Слава Богу, что он открыл Вам Ваш путь. Но у кого-то может сложиться и по другому.

5
Цитата: m. Kleopa
Надо ещё сказать, что у святителя нет дара послушания.

А что это за дар - послушание? Это действительно дар? (т.е. дается, а не воспитываеся собственными усилиями).

 Если нет этого дара - то нужно ли стараться самому его стяжать? Или это "неизлечимо"?

Да, дар. Как и дар молитвы, дар слёз, дар покаяния и прочее. Одни люди мягкие как воск, другие жёсткие как железо и с трудом слушаются. И как о всяком даре можно и нужно просить Бога о его даровании.

Можно привести пример ещё одного подвижника - схимонаха Феодора Карульского, бывшего ректора, если не ошибаюсь, Казанской семинарии, ушедшего на Афон, но в конце концов вынужденного признаться самому себе, что он неспособен жить в послушании у кого-то. После этого отец Феодор поселился в Карульской пустыне, проходя свой духовный путь в несении всей скорбей и тягот пустынножительства. Он нам оставил свой прекрасный молитвенный дневник.

Насчёт Ваших отношений со священником я не совсем понял, простите. То что прежде вступление в послушание кому-то вы оба друг друга испытываете - это так. Как на Афоне говорят "о докимос докимази тон геронда, о герондас докимази тон докимо", "послушник испытывает старца, старец испытывает послушника". Это прежде всего вопрос взаимного доверия и любви. Если этого нет, то послушания как духовного таинства не будет, это будут отношения подчинения.
Надеюсь я ответил на Ваш вопрос.

Цитировать
Но упрямое желание иметь наставника - это ведь тоже может быть вариантом "самоволия"? (в более широком смысле).
Вариантов может быть очень много. Если есть желание послушания как желание на кого-то свалить ответственность за своё спасение, то это плохо. Послушание не есть безволие.
Вообще, старцы они как путеводные столбы на дороге - указывают путь, а идти нужно всё равно самому.
Искреннее же желание обрести духовного наставника на пути спасения есть желание благое. И я уверен, что если Ваше желание искренно,  то Бог, видящий всё и желающий нам всем спасения дарует Вам духовника или приведя Вас к нему или его к Вам с другого края земли или открыв Вам его в священнике с соседнего прихода и в священнике Вашего прихода. Сын, взыскующий духовного отцовства, рождает отца о Господе.
Помоги Вам Бог и простите меня.

6
Многие в России стали четко видеть реалии. Полное послушание некоторые из нас знают по своему опыту. Некоторые обожглись на этом. Некоторые еще послушаются, но начинают визжать. Знаком с ситуацией и на Афоне...
Когда духовник отличается от послушника только тем, что пришёл в монастырь на 2 года раньше... Это-то всё как раз понятно... В условиях когда за 20 лет наделали более 700 монастырей в которых нет возможности обратится к кому-то за живым опытным словом приходится всё постигать на своей шкуре. Те кто выживет лет ещё через 20 смогут уже что-то посоветовать другим. А пока...

Цитировать
Скажите как вы сочетаете рассудительность и полное послушание? Бывают внутренние конфликты?  :-)
Вы мне сильно льстите. Не вижу в себе ни того ни другого. Конфликты, конечно, бывают, а как же иначе..
Но всё же, послушание это творческий акт, это вопрос взаимного доверия и любви, а не насилия над личностью.

Цитировать
По поводу монаха Павла, у него нет интернета, если что могли бы письмо передать? он адрес не оставил, а последний раз мы с ним разминулись...
Только с очень очень большой оказией, скажем при случае через келлию Спиридона Тримифундского. Мне сейчас трудно куда-то выехать из монастыря.
Давайте если что личные вопросы писать в личку, а то в данной теме это флуд.

7
Обоих - и отца Рафаила и отца Павла знаю, причём неплохо. Отца Рафаила очень люблю. Правда, давненько с ними не виделся. Я живу вне Святой Горы.

Игнатия читайте, это полезно, всем рекомендую... Такой человек шел таким путем... Но мне читать, ну смешно, но вы читайте, в России полезно...

В Греции церковная и монастырская действительность отлична от российской. Поэтому опыт святителя здесь часто не применим. Даже устроение монастырей другое. Есть старчество, есть духовники. Но в своё время я с удовольствием читал труды святителя Игнатия и получил большую пользу.

Но не все же живут как я, не у всех есть возможность жить в послушании, не все имеют возможность обращаться за советами к старцу или духовнику. Поэтому для таких людей совет "слепого послушания старцу" или духовнику может быть не применим, тем более если они живут не в монастыре.

 Если же я, основываясь на мнении некоторых простецов монахов Святой Горы, начну тут учить, что "если кто не живёт в послушании, тем более послушании слепом, то неизбежно впадёт в прелесть или духовно погибнет", или, уподобляясь профессору Осипову начну учить, что "все кто молится Иисусовой молитвой медленнее чем 1 Иисусова на один вдох и выдох, как то советуют старцы Харалампий Дионисиатский и Иосиф Исихаст те находятся в прелести", или, например, что "те кто причащается без слёз те причащаются в осуждение и погибель души, как учит преподобный Симеон Новый Богослов" и т.п. - то я поступлю крайне неразумно. Всему есть место и время и свой способ.
Ошибку профессора Осипова, я вижу именно в непонимании этих духовных реалий.

8
Лично мне думается, неофитам вообще не полезно читать Игнатия.
******
Мне кажется, что читать святителя Игнатия полезно. Святитель действительно оказался тем автором, который показал, как в условиях 19-века, в условиях объективного отсутствия у многих духовного руководителя  - ну нет в монастыря старца, что поделать - подвизаться.

Другое дело, что его писания для Афонского опыта не актуальны. Здесь всё совсем другое. И крепкое старчество есть и школа молитвы. Предложение жить в афонском монастыре "по совету" и "по книжкам", т.е. по святым отцам собственным разумением воспримется как юмор. Но, повторюсь, для России его опыт очень важен.

Надо ещё сказать, что у святителя нет дара послушания. Он за пару лет сменил нескольких старцев, некоторые из них были на самом деле очень опытными. А потом, по протекции, быстро встал на начальствующие должности в монастыре. В последствии - епископ.

Представьте себе, что в один из современных монастырей приходит генеральский сын, из богемной среды, в монастыре не удерживается "потому что тут у них мало духовности, а у меня молитва", меняет за пару лет несколько обителей, а потом по знакомству становится сам игуменом. Как под конец жизни он признавался в одном из писем "я не знал старцев, да, признаться откровенно и не искал их" (цитирую по памяти).

У человека, идущему по общему пути отцов, т.е. не одарённому, по промыслу Божию, особыми благодатными дарами от юности, есть два пути подвига. Или он принимает на себя лёгкое бремя послушания и подвизается в нём, отсекая свою волю и тогда путь его относительно лёгок, он идёт быстро и легко - или он идёт сам, на ощупь, небольшими шажками, нащупывая тропинку во тьме, но тогда и Господь работает с ним напрямую, проводя его через искушения - часто на пределе душевных и телесных сил - через слёзы и боль покаяния. Цепи греха, опутавшие нас и вросшие в наше естество, подчас отрываются только с болью, слезами и кровью.

Именно таким путём пошёл святитель Игнатий. Он прошёл путём слёз и покаяния, путём страданий, самостоятельно изучая святых отцов, выискивая в книгах крупицы опыта. И для многих, как и он, оказавшихся в подобной ситуации, его опыт очень важен. Пройдя этим путём, он может уберечь других людей, идущих по тому же пути, от множества ошибок, падений, возможно гибели.

Но, как уже говорилось, сводить всё многообразие святоотеческого и аскетического опыта Православной Церкви к святителю Игнатию (Брянчанинову), как подчас делают его почитатели, категорически нельзя. Как на небе звезда от звезды разнится в славе, как среди ангелов существуют различные чины, как в мире земном есть разные чины святых - точно также и мы все различаемся по духовному, телесному, душевному устроению и принимаем отличные  от других дары благодати. Одни получают благодать при рождении, другие (как и старец порфирий Капсокаливит) в отрочестве - за свою чистоту, третии после больших подвигов и испытаний в более зрелом возрасте. а кто то. как например, духовник профессора Осипова старец Никон (Воробьёв) - на смертном одре. И согласно нашему устроению и лекарства для нашей души должны быть различными. Советовать же одно лекарство от всех болезней есть признак отсутствия  рассуждения и духовной опытности. В жизни мирской для подобных действий есть Уголовный Кодекс.
 Нам же следует иметь хотя бы толику здоровой рассудительности.

9
Знаете, здесь  в Греции читать статью уважаемого профессора достаточно смешно. Его обвинения в прелести по отношении к известным подвижникам, некоторые из которых уже являются местночтимыми святыми, а другие готовятся к канонизации, по отношению к тем, кто является сейчас главными монашескими авторитетами Святой Горы, в чьей духовной традиции живут десятки монастырей как Греции, так и других стран - в том числе России  - странны и необоснованы.

Я согласен с основным пафосом статьи профессора - он призывает к трезвенности в духовной жизни, не искать лёгких путей и чудесных откровений и так далее. Но вот взялся он не за тех :)

10
Здесь http://bogoslov.ru/text/421396.html и  здесь http://paisius.livejournal.com/135799.html и немного здесь http://paisius.livejournal.com/133406.html в комментариях есть более предметное обсуждение этой статьи профессора.

Лично я, говоря коротко, согласен с мнением тех, которые считают,  что уважаемый профессор взялся судить о том, чего не познал на опыте. Причём ошибки его элементарны.

Нельзя всё православие сводить к некоторым положениям учения Игнатия Брянчанинова, православие куда шире. Звезда от звезды разнится в славе и Бог, по великой милости своей даёт благодать многоразличными способами.

11
Как стало известно от отцов монастыря Ватопед, в 10 часов утра во вторник, за день до смерти, келейник старца, придя к нему посмотреть, что делает старец, услышал от него: "сегодня я уйду, потому что что чувствую смерть". Келейник ответил ему "хорошо, старец, как Бог хочет".

Вечером, около 8 часов, старец сказал спокойно: "эти бесы, что пришли сюда, что хотят?"
В 9 часов вечера он сказал: "эти святые, что пришли сюда, останутся с нами чтобы нам помочь". Брат ответил ему: "да, останутся, чтобы нам помочь".

После этого старец находился в беспредельном мире и спокойствии. В 10 часов вечера он сел на кровати и сказал "как там в следущем тропаре? какой момент службы я сейчас читаю?" Брат не понимая, о какой службе идёт речь, не ответил ничего. Нужно отметить, что старец последний месяц перед смертью во время сна служил службу.

Несмотря на истощение, в полдень, примерно за 12 часов до успения, он сам прочитал вечерню.

Старец, по причине низкого давления, испытывал сильное истощение и когда давление упало очень низко начался отёк лёгких. Как сообщили врачи, смерть наступила в результате сердечной недостаточности.
На рассвете среды первого июля, точно в 2:20 утра, старец три раза медленно вздохнул и мирно отошёл в вечность.
До последнего момента рядом с ним находились братья монастыря, которые и стали свидетелями его кончины.

12
Келейные беседы / Re: Радость
« : 08 Июль 2009, 20:35:34 »
Вы не очень на эту тему распространяйтесь, можно молитву легко потерять, а вернуть будет трудно.

13
Это ошибка русских информационных агенств, старца Иосифа никогда не называли Пещерником. Пещерником называли его старца, также Иосифа. Обычно почившего старца называли Иосифом Ватопедским (Иосифос Ватопединос).
Отче Иосифе, моли Бога о нас!

14
Если Вы владеете английским - по указанному выше адресу пошлите письмо, расскажите о себе, цель Вашей поездки, как долго Вы хотели бы пребывать в монастыре, когда хотели бы въехать. Укажите обатный адрес, эмэйл, если есть - факс. И ждите.

15
http://minds.by/stupeny/nomera/31/st31_6.html  Там всякие истории из монастырской жизни, опубликованные у меня в Живом Журнале и выбранные о. Евстафием для тематического номера журнала "Ступени"

Страницы: [1] 2 3 ... 5