Не могу больше молчать
позвольте и мне, своим грешным языком высказатся в очень важной для меня теме.
"Расказы странника" - очень захватывающая книга, но не аскетическая. Там очень красиво раскрываются некоторые христианские догматы, раскрывается внутреннее, духовное понимания Евангилие, есть некоторые полезные ссылки на святых отцов Добротолюбия, читается на одном дыхании. Но вот относительно практики Иисусовой молитвы я полностью поддерживаю Осипова. Описание практики Иисусовой молитвы по расказам странника мне напоминает произнесение мантр. Как то зашел на форум кришнаитов, как они там они делятся своим молитвенным опытом. Прочитав их высказывания: они очень много говорят о вкусе, о количестве, я тут же вспомнил "расказы странника", словно инструкция для православных кришнаитов "О молитве" (оказывается и такие есть, нашел их группу вконтаке). Друзья, но ведь православие это не произнесение мантр, и хотя Иисусова молитва по выражению святых отцов охватывает все Евангелие, но это не значит, что спасение в молитве, иначе бы Господь наш Иисус Христос, дал бы одну заповедь "Непрестанно молитесь", и вместо "Отче наш...", "Господи Иисусе Христе помилуй мя". Христианин предстоя на молитве всегда находится в борьбе с самим собой и с дьволом. И только иногда Господь дает молитвенникам чистую непарительную благодатную молитву, когда рассываются слова и ум, сердце и воля сливаются воедино в молитве. Читая расказы странника умиляешься, дойдя до умно-сердечной молитвы странник обретает Царство Небесное, ему все легко и радостно. Тогда как в большинстве православных аскетических книгах говорится, что период прохождения умно-сердечной молитвы - самый тяжелый и скорбный, хотя и утешения силней. Как правильно заметил Осипов не слова о покаянии, там описывается момент, когда странник идет на чистосердечную исповедь, о которой он узнает, уже достаточно времени практикуя сердечную молитву, а ведь зрение грехов своих, даже самых незначительных прегрешений, начинается еще с устной с молтивы. И как правильно заметил Осипов попробуйте 3000 молитв прочитать, я уже не гововю о 13 000. Я когда первый раз читал эту книжку, думал: "Ну наверно ему Господь за подвиг странничества, то что он подобно Марии Египтской питался одними сухарями, потерял всех сродников, да еще и инвалид, даровал такую чудную молитву по своему человеколюбию, что не грехов, не покаяния, а только пламенная любовь к Господу и море утешений." Книга не духовная, а душевная, поэтому для людей мира сего сойдет. Но как духовное аскетическое пособие для православных христианин - никуда не годится. Для православных кришнаитов и католиков - настоящая находка. Единственное, что мне понравилось это то как раскрываются Евангельские истины, особенно раскрытие идеи о том что "царствие божие внутрь вас есть". Еще очень умилительно было читать о благочистивой семье принимающей странников.
Теперь, что касаемо послушания. Действительно у нас сегодня беда со старцами, беда в первую очередь для тех, кто подвизается в миру, тем не менне мы не оставлены, думаю так угодно Богу. Раньше старцами спасались, зато теперь у нас больше информационных возможностей. Практически любую книгу можно достать не выходя из дому. Можно пооткровенничать с православными со всего мира. Об этом кстати писал Серафим Роуз. На мой взгляд послушание мы можем проявить к нашей матушке православной церкви - соблюдение постов, обязательным хождением на богослужения в воскресние и на праздики, причащение и т.д. Ну а у кого время есть и возможность то поалтарничать, нести различие трудовые послушания, лишние руки в храме не помешают. В любом случае при мирском образе жизни невозмжно строго послушатся старцу в духовных вопросах, особенно что касаемо молитвенного правила, Феофан Затворник в письмах разрешает его менять сообразуясь с временем. Мне думается, что каждый сам для себя должен сделать основываясь на опыте и мнении святых отцов, духовное расписание, включающие молитвы, поклоны, чтение, бдения и прочие духовные занятия вплоть до количества, содержание и времени принятия пищи. Подобрав себе такое расписание, тщательно его продумав, согласуя со своим временем, силами, возможностями можно его показать своему духовнику и пусть благословит и старатся строго его придерживатся. Таким образом можно отсечь свою волю, если его дисциплинировано выполнять. Это тоже своего рода добровольное мученичество.
У кого какие мнения к такому рода послушанию. Как вы считаете, можно ли таким образом развить смирение?