Про глубину сердца - это разве не к сердечной молитве?
Умная уже начало сердечной в том смысле, что ум подвижника уже видит, смутно различает, помыслы, приходящие со стороны сердца. Основное его занятие в этом и состоит, чтобы "стоя при дверях сердца" или "сидя на высоте", иначе говоря, установившись в верхней части сердца, смотреть на нижнюю часть сердца, улавливая любое движение, которое оттуда исходит. При этом ум подвижника не должен быть ничем занят, но должен сохранять безмолвие (а когда изнемогает от безмолвия, то "встает и молится" внешней молитвой). Это делание еще можно назвать трезвением. Цель этого делания -- в созерцании помыслов (в широком смысле этого слова: это могут быть любые движения в сердечной сфере), которые сами себя раскрывают перед безмолвствующем умом. От этого подвижник становится опытнее, лучше понимает свое внутреннее устроение, в частности, какие страсти его борят и в какое время. Ум получает навык в духовной жизни, входит в духовную сферу. Его желание заниматься этим деланием усиливается, а пребывание во внешнем мире становится скучным.
Со временем ум, навыкший в этом делании, сам сходит в глубину сердца. Ему открывается "сердечный вход", и тогда он молится уже оттуда, и там предстоит Царю и разговаривает с Ним, что и называется сердечной молитвой. Впрочем, это бывает не ранее, чем очистится сердце, и в соответствии с Промыслом.