Исихазм

Автор Тема: установка: не отдавать сердца  (Прочитано 18020 раз)

Vadimtm

  • Сообщений: 27
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #30 : 18 Январь 2007, 11:21:26 »
Можент быть речь идёт о полной безОбразности? Когда никакие образы прошлого или будущего не допускаются? Соответственно зашёл без всяких образов и вышел без них. А в это время, когда ум был свободен для Духа Святого, то  с его помощью произведены были изменения невидимые для человека, но человек вышел изменённым...
Вообще мне думается, что тишину (неизменность, безОбразность) ума часто путают с замиранием ума.
Что касется положения тела, то это имеет значение для каждого конкретного человека. Для одного это важно, а для другого нет.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #31 : 18 Январь 2007, 12:29:33 »
БезОбразность не есть простое отсутствие образов, лучше понимать безОбразность как превосхождение образа - сверхобразность.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #32 : 18 Январь 2007, 15:48:02 »
плохо представляю себе иное начало пути. Как раз в этой практике, как мне кажется, и можно получить самые необходимые навыки духовной борьбы и приобрести вкус к внутренней молитве. Как говорили Отцы, приобрести «духовное чувство».  Правильнее даже сказать, не приобрести, а открыть в себе, потому что оно есть в каждой душе. Это же совсем начало пути, но можно ли его миновать? Существует ли иной начальный этап Умного делания?

Наверно, существует. Мне трудно об этом судить, так как я сам по этому (а не по другому) пути (отчасти) прошел. То есть через большое правило ("Псалтирь за раз" я до сих пор считаю самой удачной основой большого правила), будучи чтецом в храме и при том, что по этому пути меня подтолкнули и направили другие.

Если говорить, так сказать, чисто теоретически, исходя из истории развития восточной аскетики (а она все-таки эволюционирует и развивается), это путь более древний. Основой подвига древних (до 6-7 вв.) подвижников было, что называется, ежедневное "поучение в Писаниях". Это, собственно, и есть то самое "чтение Псалтири за раз" только еще в гораздо большем объеме, так что знание Псалтири, а то и всего Писания наизусть среди них было не редкость.Через это делание они переходили к безмолвию, как я подозреваю, тем самым путем, который описан выше (у Лествичника). Иисусовой молитвы в то время совсем не было или, точнее сказать, ей вовсе не придавалось такого значения, которое стало придаваться этой молитве в более поздние эпохи. Во всяком случае, первое упоминание об Иисусовой молитве в писаниях отцов -- это 6-7 вв.

Далее монашество стало эволюционировать и избирать себе более "легкие" пути. Гигантское правило древних отцов стало заменяться короткой молитвой, которое все это правило в себе теоретически содержит, а именно Иисусовой молитвой, творимой так же долго, как длилось это правило, иначе говоря, непрестанно. Вместе с тем и акцент в аскетическом делании стал смещаться с правила как средства к достижению безмолвия на правило, т. е. Иисусову молитву, имеющую ценность саму по себе.

В этой эволюции аскетики нельзя видеть ее "измельчания" (хотя такой момент присутствует), но нужно видеть вообще, что называется, "движение народа Божия от первого ко второму пришествию Христову". Движение вширь, а не вглубь. Численное учеличение монашества, распространение христианства вовне, обожение тварного мира, так как имя Иисусово -- основа обожения тварного мира, например, на иконах. Вместе с тем, и обожение того тварного мира, который называется "человеком". Ведь обожение человека идет и может идти двумя путями. Изнутри, со стороны ума, который объединяет его с миром умных сил, ангелов. И извне, со стороны душевно-телесного состава человека, который объединяет его с тварным миром. Иисусова молитва (сама по себе, а не как средство) -- это обожение человека со стороны его душевно-телесного состава, когда подвижник сам становится иконой, носящей в себе надписание имени Христова. То же самое относится ко всем иным методам (о которых мы начинали речь), активно задействующим психику для достижения обожения.

Итак, аскетика может развиваться и развивается двумя основными путями. Один объединяет подвижника с миром ангелов, другой преобразует его как человека. Один основан на отказе от телесного, другой на его благоустройстве. Но оба в перспективе затрагивают всего человека. Один через обожение ума достигает обожения телесного состава, другой через благоустройство телесного достигает обожения ума.

Оба пути опасны, так как безопасных вообще не бывает. То есть у каждого есть свои трудности и опасности, которые нужно преодолеть или избежать. Кто что выберет -- это его личный выбор, но лучше что-то выбрать, чем ничего не делать. По мне так первый путь надежнее, безопаснее и освящен более древней традицией, но это личное дело каждого.

Vadimtm

  • Сообщений: 27
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #33 : 19 Январь 2007, 08:17:26 »
БезОбразность не есть простое отсутствие образов, лучше понимать безОбразность как превосхождение образа - сверхобразность.

Ну, до сверхобразности пока ещё никто из присутствующих не добрался.
У Ареопагита хорошо сказано: "....И вот, удалившись от всех, кто видел его и отрешившись от всего видимого, Моисей вступает в глубину мистического Мрака неведения, в котором у него прекращается всякая познавательная деятельность, совершенно исчезает всякое чувственное и зрительное восприятие, и принадлежит он уже не себе и не чему-либо сущему, но Тому, Кто запределен всему сущему, и, таким образом, только после того, как упразднил всякое ведение, Моисей господствующей частью своего разума соединяется с Тем, Кто недоступен никакому познанию, в совершенном неведении обретает он сверхразумное ведение...."
Поэтому речь всё-таки идёт пока о безОбразности без всяких изысков. Хотя, без сомнения, могу и ошибаться...
« Последнее редактирование: 19 Январь 2007, 08:26:17 от Vadimtm »

Vadimtm

  • Сообщений: 27
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #34 : 19 Январь 2007, 09:08:17 »
Пришла мне тут в голову мысль, что нахождение на данном сайте говорит о нашей страстной натуре и склонности ко греху. Грех (привязанность к данному сайту и любовь пообсуждать) мы оправдываем разными предлогами (хочу воспринять опыт, хочу поделиться опытом и т.д.). Причём все рассуждения в итоге сводятся к попытке проникнуть умом туда, куда как раз умом и не проникнуть. Это называется -умничать, а умничание один из видов прелести. Даже и не знаю -поздравить с этим всех и или нет?
А если мы не можем избавиться от такой малости как любовь пообсуждать те или иные вопросы, то имеет ли значение в каком положении мы говорим Иисусову молитву или как при этом дышим?
Так что пока мы не придём к полной безстрастности (а сайт и любовь к обсуждением -это страсть), то говорить о том, что молитва живёт в нашей душе, право слово, не приходится. Такая, вот, мысль....
(по голове и причинному месту прошу не пинать)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #35 : 19 Январь 2007, 09:19:19 »
Vadimtm,
Прав на 100%. Мы здесь сгрудились не от хорошей, однако, жизни, и не только друг перед другом повыпендриваться для.
Нет (на всех) духовников, исповедающих молитву наиважнейшим христианским поступком. Вот мы и тремся друг о друга в попытке (может и негодной) некоего "мозгового штурма". 
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Keleynick

  • Сообщений: 2951
  • Кишинев
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #36 : 19 Январь 2007, 10:02:56 »
Сайт сам по себе не является страстью... не от Бога мысль. Спор - это страсть, а сайт больше предназначен, чтоб советы спрашивать друг у друга, обсуждать техники (кроме того здесь ведутся разнговоры и выкладываются ссылки и о правильной культуре, музыке, песнопениях), но не Бога, которого нельзя понять плотским умом, т.е. рассудком - корнем эгоизма и всех страстей. А Ум - он есть образ Божий. Кроме того, часто мы можем помочь друг другу, не создавая ментальные образы Бога, описывая Его истинну, а описывая психологические "блоки", которые нам мешают приблизиться к Богу, к прямому познанию Его Истинны, Его Благости, и способы их преодоления.
Вам, брат, понять бы разницу между умом и рассудком, а потом обвинять всех во грехах. Ум есть образ Божий, если не отождествлять его с умом плотским, умом антихриста.
« Последнее редактирование: 19 Январь 2007, 10:11:50 от Keleynick »
Кто же смотрит на соринку в чужом глазу, тому явно полезней вынуть из своего бревно.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #37 : 19 Январь 2007, 12:40:36 »
У Ареопагита хорошо сказано: "....

А теперь сравните сказанное о Моисее у Ареопагита со сказанным о нем в Библии, чтобы соединить прекращение всякой познавательной деятельности у Моисея (по Ареопагиту) с активнейшим общением Моисея с Богом (по Библии).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: установка: не отдавать сердца
« Ответ #38 : 19 Январь 2007, 12:52:53 »
Наверно, существует. Мне трудно об этом судить, так как я сам по этому (а не по другому) пути (отчасти) прошел. То есть через большое правило ("Псалтирь за раз" я до сих пор считаю самой удачной основой большого правила), будучи чтецом в храме и при том, что по этому пути меня подтолкнули и направили другие.

Если говорить, так сказать, чисто теоретически, исходя из истории развития восточной аскетики (а она все-таки эволюционирует и развивается), это путь более древний. Основой подвига древних (до 6-7 вв.) подвижников было, что называется, ежедневное "поучение в Писаниях".

Опять-таки, ежедневное "поучение в Писаниях" в качестве большого правила - способ не единственный, но один среди многих; не самый древний, поскольку и до него христиане весьма продуктивно молились; и наконец, этот способ говорит о закрепившемся разрыве между образом христианской жизни и аскетической (молитвенной) практикой.