Исихазм

Автор Тема: Может ли умное делание делать эффективнее жизни в миру?  (Прочитано 29789 раз)

avatar

  • Гость
Цитата: Олег
avatar скажите, а что для Вас эта самая «мирская эффективность» значит? Что это -  богатство, личный домик в теплых странах, высочайший профессионализм, карьерный рост … ? Или по-другому, зачем Вам нужна «мирская эффективность»?


Профессионализм и некая "несгораемая сумма", достаточно большая для того, чтобы можно было жить на ренту, перестав думать о том, сможешь ли завтра достойно содержать семью - не в роскоши, но достойно. Скажем, получи бы я некую значительную сумму, я бы не стал покупать машину и т.п., а вложил бы часть ее в ПИФы, еще часть  - в банки, а оставшееся - в ячейку, если возникнет вдруг острая нужда. И не стал бы повышать уровень жизни семьи, а стал бы уверен, что  уже имеющийся сохранится до момента как минимум, когда сыну исполнится лет 25 и он по настоящему крепко встанет на ноги.
Короче, если кратко, то мирская эффективность для меня - это когда ты имеешь достаточно средств для жизни своей семьи и при этом получаешь их таким образом, что у тебя остается много времени для занятий своей душой, для общения с семьей и для того, чтобы делать то, что тебе реально нравится, но не может (как минимум с твоим уровнем способностей к этому и в России) принести достаточно денег.
Вот как то примерно так.

avatar

  • Гость
Цитата: Victor
avatar,

Переключение внимания = разброд и шатание в духовной жизни.

Ненавидеть отца и мать в мирском смысле = желать им смерти и несчастий.
Ненавидеть их в духовном смысле = любить их безстрастно, без привязанности и душевности.  

Это значит не любить, поскольку любое чувство сопровождают эмоции.

Я не помню где читал - что человек духовный может хорошо себя чувствовать в любых условиях - его ум будет постоянно прилеплён к Богу, а плоды духовного рассуждения и мудрости будут применимы им в любых ситуациях.

Он сам - может быть, если он один. Но если у вас семья, то Вы уже обязаня заботиться и думать о том, чтобы и они себя хорошо чувствовали.

Так что, всё что Вам нужно - а это уж как Бог даст - Вам приложится, но при условии внутреннего постоянного очищения и духовных трудов над собой.


Вот чем брал раньше дьявол - тем, что предлагал все "сразу, здесь и сейчас - и то, чего хочет твой разум". Ох-х-хо-хо... Вдруг задумался - а вот если бы явился некто, продемонстрировал бы подобные возможности и запросил бы в обмен на душу, причемп только после смерти тела (а я бы уж постарался, помимо всего прочего,  попросить долгой жизни и хорошего здоровья себе и близким, а также нашего не попадания в потенциально опасные ситуации) - устоял бы я или нет? Хороший вопрос, кстати, "на вшивость".

avatar

  • Гость
Цитата: vual
avatar,
 кажется мы не о том Вам говорим что интересует Вас.
 Скажите конкретно, что Вы хотите?   Библию Вы еще не прочитали, она даст Вам ответ на многие вопросы. Вы просто не понимаете сейчас о чем Вам говорят люди, просто их поиск привел к другим ценностям,
по пророчествам мир идет к уничтожению, искать нужно даров больших- а это ЛЮБОВЬ она пребудет вечно.


Читал я Библию и даже апокрифические Евангелия читал в дополнение. Вот только мучает меня вопрос - а стоит ли вечная жизнь дущи, скажем, страданий при жизни в теле? И т. п. И я пока твердого ОДНОЗНАЧНОГО ответа для себя еще не дал. А это ведь главный вопрос, поскольку от ответа на него зависит и то, что ты разрешаешь себе делать, а что нет.

avatar

  • Гость
Цитата: Alexander
Gior,  
Цитировать
Не о церкви как "социальном институте" речь - я имел ввиду лично Ваше отношение к вопросу "мирской эффективности" и "душевного комфорта".

Связь есть. И чтобы не запутаться в соотношениях общественного (церковного) и личного, эффективного и не очень, следует увидеть - использую образы - следующие потоки или пути: 1) Путь восхождения, когда (для его эффективности) мирская деятельность обычно умаляется и становится как бы неэффективной; 2) путь нисхождения - привнесения полученного духовного опыта в душевный мир и материальную сферу жизни, что ведет к более эффективному душевному обустроению и организует материальную жизнь. Этапы восхождения-нисхождения могут неоднократно чередоваться.

Далее. Духовный путь может осуществляться (и чаще осуществляется) совместно, когда спутникам (попутчикам) отводятся разные задачи, решение которых направлено к единой цели. Посему кому-то из них может быть дано Божие благословение, например, на материальный достаток, чтобы была оказана помощь и поддержка другим спутникам, материально "неэффективным", но являющимися лидерами именно в духовном плане, в совместной работе как на этапах восхождения, так и нисхождения. Сказанное справедливо и для одного (отдельного) человека, которому на каком-то этапе духовного пути для его прохождения даются дары, душевные и материальные. Даются-то даются, но и забираются, чтобы не мешали, и горе человеку, если он держится за то, что вчера еще помогало, а сегодня стало обузой...

Кроме "вертикальных" путей (лествицы) есть еще и "горизонтальные" потоки, которые охватывают человеческие массы и несут их в одном направлении. Так 90-е годы прошлого века знаменовались (в России) потоком материального (часто и душевного) разрушения при духовном подъеме. Сейчас дует "ветер" материальной сытости, который "надувает" и общество, и внешнюю церковь... Именно этот "ветер" диктует ныне, обычно подсознательно, желание быть эффективным в мире сем. Такая эффективность большей частью фальшивая и строится на отказе от духовного пути. Ну, а дальше я уже продолжать не буду :)
Спасибо за хорошии ответ. Есть над чем поразмышлять.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Цитата: avatar
А что кто думает о применимости иисусовой молитвы для увеличения эффективности действий в т.н. экстремальных видах деятельности типа рукопашного боя или вождения автомобиля? Ведь не секрет, что те же буддийские методики получили известность и популярность прежде всего в силу того, что они повышали эффективность действий в экстремальных ситуациях, из которых наиболее известны именно боевые искусства. То есть буддийские психотехники делали своих адептов более эффективными в обыденной деятельности


Я думаю, что все (традиционные) аскетические практики помимо того, что (может быть) имеют дело с Богом, обладают еще и сами по себе мощным (психо)терапевтическим эффектом. Они не могут дать (сами по себе) обожения, но вылечить человека, то есть восстановить, в какой-то мере, его состояние до грехопадения (не без помощи Божией, тем не менее, но без прямого Его вмешательства) они могут. А оно, это состояние, было достаточно высоким. Человек до грехопадения не был подвержен действию стихий, то есть его эффективность в экстремальных ситуациях и сейчас была бы чрезвычайно высока. Многие чудеса, являемые святыми, такого сорта. Нельзя связывать все чудеса непосредственно с действием Божиим. Некоторые из них совершаются опосредованно, через восстановление человеком (в соработничестве с Богом) своего первоначального состояния.

Конечно, аскетические практики (исихазм) дают большее: привлекают благодать обожения. Но это не значит, что они (все практики) не могут дать меньшего: восстановления, в какой-то степени, его природы и, как следствие, эффективности в чрезвычайных ситуациях.

Цитата: avatar
Известно ли хоть что-то о подобного рода аспектах христианской аскетики применительно к действиям адептов того же исихазма применительно к, грубо говоря, мирской деятельности или христианские практики были направлены исключительно на монашеское делание?


В Византии об этом ничего не известно, так как воинская деятельность там прямо считалась греховной для христианина. Воины отлучались от церковных таинств на несколько лет. Аскеты сосредотачивались исключительно на большем.
Россия не унаследовала от Византии такого отношения к воинскому делу, и здесь, можно практически не сомневаться, существовали системы рукопашного боя, в которые аскетика входила как составная часть. Об этом написаны даже книги, но достоверность приводимых там доводов довольно-таки низка. Не сохранилось 100%-ных свидетельств в пользу этой точки зрения.

avatar

  • Гость
Прошу всех участников этой дискуссии выссказаться на другом форуме по поднятой мною там теме. Очень хотелось бы узнать мнение присутствующих здесь по поставленной там проблеме. Открывать эту же тему здесь не считаю верным, поскольку она несколько не вписывается (как мне кажется) в общий контекст данного форума, хотя и перекликается с отдельными его аспектами. Поэтому и прошу выссказаться на: http://magistr.optimalno.ru/forum/viewtopic.php?p=2001#2001

avatar

  • Гость
Хочу всех участников этой темы просить выссказаться на другом форуме по поводу проблемы, поднятой мною там. Переносить ее сюда считаю не совсем верным, поскольку она лишь частично пересекается с темой этого сайта. Но узнать мнение тех, кто отвечает на этой моей теме, по поводу вопроса, поднятого на том, другом, форуме, мне было бы интересно.
См. http://magistr.optimalno.ru/forum/viewtopic.php?p=2001#2001

avatar

  • Гость
некое поясняющее размышление с другого форума как мой ответ одному из тамошних старожилов:
Цитата: Ля Муррр...
Цитировать
Желания души отличаются от желаний разума. В основном тем, что желания разума учитывают желания других, близких тебе людей, а желания души предельно индивидуальны - я бы сказал даже эгоистичны.


В том-то и прелесть отличий...

разумом можно линейно просчитать линейные желания других - не тех людей, которые на самом деле существуют, а их копий, "живущих" в нашем воображении... Желания, которые не есть желания их души... В крайнем случае - желания разума... которые, даже будучи удовлетворены - радости не прибавят...

душой - ты сразу включён в этот хоровод - песню - полёт Мировой Души - искры-осколки которой  - в каждом из нас. Эти желания - исходят из одного источника. Будучи исполнены - они приносят радость. Пересекаться желания одной души и другой - не могут! Могут соединяться... :lol:


Желания душ не осознаваемы и поэтому не могут быть согласованы и обсуждены, в отличие от желаний разума. А насчет того, что желания разума не приносят радости - видел целый ряд опровергающих то примеров. Конечно, может быть, на смертном одре в последний миг этих людей и посетят какие-то сожаления, но пока они очень даже довольны жизнью, в которой осуществились именно желания разума.
Кстати, если у тебя появляется свобода от желаний разума, поскольку те уже воплощены, то, по моему, в таком состоянии гораздо проще и легче заняться уже душой.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

С такой терминологией легко уйти в тупик... желания разума??? желания души????
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Цитата: avatar
Цитата: Victor
avatar,

Переключение внимания = разброд и шатание в духовной жизни.

Ненавидеть отца и мать в мирском смысле = желать им смерти и несчастий.
Ненавидеть их в духовном смысле = любить их безстрастно, без привязанности и душевности.  

Это значит не любить, поскольку любое чувство сопровождают эмоции..


Уверяю вас, что это не так. Душевная любовь не является таковой по сравнению с духовной. Душевная любовь - это страсть и омрачение, приносящее страдание и любящему и любимым. Если ваша любовь не совсем такова, то только потому, что в ней в той или иной степени присутстсвует духовная любовь агапэ. В чистом виде она может пугать душевного человека, но на самом деле только она может принести счастье.

Цитата: avatar
Цитата: Victor
Я не помню где читал - что человек духовный может хорошо себя чувствовать в любых условиях - его ум будет постоянно прилеплён к Богу, а плоды духовного рассуждения и мудрости будут применимы им в любых ситуациях.

Он сам - может быть, если он один. Но если у вас семья, то Вы уже обязаня заботиться и думать о том, чтобы и они себя хорошо чувствовали..


Уверяю вас, что это не так. Именно и только состояние духовной любви способно сохранить настоящие близкие отношения сколько-нибудь долго. Душевная же любовь ненадёжна - от неё до настоящей ненависти один шаг. Душевная любовь такова, как её описывает ап.Павел, только с приставками "не". Это мирская любовь, которую и любовью-то назвать трудно.

Цитата: avatar
Цитата: Victor
Так что, всё что Вам нужно - а это уж как Бог даст - Вам приложится, но при условии внутреннего постоянного очищения и духовных трудов над собой.


Вот чем брал раньше дьявол - тем, что предлагал все "сразу, здесь и сейчас - и то, чего хочет твой разум". Ох-х-хо-хо... Вдруг задумался - а вот если бы явился некто, продемонстрировал бы подобные возможности и запросил бы в обмен на душу, причемп только после смерти тела (а я бы уж постарался, помимо всего прочего,  попросить долгой жизни и хорошего здоровья себе и близким, а также нашего не попадания в потенциально опасные ситуации) - устоял бы я или нет? Хороший вопрос, кстати, "на вшивость".

Вы думаете, что душа - это некий в общем даже и не нужный предмет? Между тем, "отдав душу" диаволу, человек выпадает из способности жить и совершенствоваться. Быть у Бога.
Олег

avatar

  • Гость
Цитата: plot
Вы думаете, что душа - это некий в общем даже и не нужный предмет? Между тем, "отдав душу" диаволу, человек выпадает из способности жить и совершенствоваться. Быть у Бога.


Я же конкретно написал - в момент смерти. Чем же это помешает мне жить?

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Цитата: avatar
Цитата: plot
Вы думаете, что душа - это некий в общем даже и не нужный предмет? Между тем, "отдав душу" диаволу, человек выпадает из способности жить и совершенствоваться. Быть у Бога.


Я же конкретно написал - в момент смерти. Чем же это помешает мне жить?

А я как раз говорил не только о прижизненном состоянии.
Олег

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

По-моему, получается так, что желать себе материальных благ (богатства, каких-то необыкновенных умений (но земных), и т.д.) уводит в сторону от Бога. Одним из таких "соблазнителей" выступил в свое время Мартин Лютер Кинг со своим лозунгом - "Обогащайтесь", который был понят в буквально-денежном смысле. Возможно он это и имел в виду, я плохо знаю.
Желание быть ближе к Богу само по себе благо, оно может принести попутные особенности, способности, да и богатство тоже, но важно то как человек к этому относится. Как только что-то из этого станет основным в жизни, путь дальше будет закрыт. Недаром очень многие святые предупреждали о том, что нельзя "зацикливаться" на возможных попутных и второстепенных эффектах, - это практически сразу приведет к противоречию с какой-либо из заповедей.
Хотя мне, например, очень бы хотелось иметь необычные способности в своем земном деле, но Господь не дает их, видимо, я и не готов к ним еще, не смогу воспринять их, как попутный, не главный и даже не стоящий излишнего внимания фактор.  :?