А что кто думает о применимости иисусовой молитвы для увеличения эффективности действий в т.н. экстремальных видах деятельности типа рукопашного боя или вождения автомобиля? Ведь не секрет, что те же буддийские методики получили известность и популярность прежде всего в силу того, что они повышали эффективность действий в экстремальных ситуациях, из которых наиболее известны именно боевые искусства. То есть буддийские психотехники делали своих адептов более эффективными в обыденной деятельности
Я думаю, что все (традиционные) аскетические практики помимо того, что (может быть) имеют дело с Богом, обладают еще и сами по себе мощным (психо)терапевтическим эффектом. Они не могут дать (сами по себе) обожения, но вылечить человека, то есть восстановить, в какой-то мере, его состояние до грехопадения (не без помощи Божией, тем не менее, но без прямого Его вмешательства) они могут. А оно, это состояние, было достаточно высоким. Человек до грехопадения не был подвержен действию стихий, то есть его эффективность в экстремальных ситуациях и сейчас была бы чрезвычайно высока. Многие чудеса, являемые святыми, такого сорта. Нельзя связывать все чудеса непосредственно с действием Божиим. Некоторые из них совершаются опосредованно, через восстановление человеком (в соработничестве с Богом) своего первоначального состояния.
Конечно, аскетические практики (исихазм) дают большее: привлекают благодать обожения. Но это не значит, что они (все практики) не могут дать меньшего: восстановления, в какой-то степени, его природы и, как следствие, эффективности в чрезвычайных ситуациях.
Известно ли хоть что-то о подобного рода аспектах христианской аскетики применительно к действиям адептов того же исихазма применительно к, грубо говоря, мирской деятельности или христианские практики были направлены исключительно на монашеское делание?
В Византии об этом ничего не известно, так как воинская деятельность там прямо считалась греховной для христианина. Воины отлучались от церковных таинств на несколько лет. Аскеты сосредотачивались исключительно на большем.
Россия не унаследовала от Византии такого отношения к воинскому делу, и здесь, можно практически не сомневаться, существовали системы рукопашного боя, в которые аскетика входила как составная часть. Об этом написаны даже книги, но достоверность приводимых там доводов довольно-таки низка. Не сохранилось 100%-ных свидетельств в пользу этой точки зрения.