Как же не потерять бессловесные движения мысли в Духе Истины и Любви, когда они даются?
Это тоже не праздный вопрос. Созерцание дается по благодати на короткое время. Это может быть час или мгновение, но оно завладевает умом, даруя неописуемые блаженства вечности, упокоения, радости, жизни. И сколь долго или часто оно бы не давалось, оно всегда будет коротким мигом в сравнении с вечностью.
Не потерять созерцание не возможно, потому что это не в нашей власти, если время еще не пришло для безвозвратного восхищения души к вечности. Но возможно потерять Страх Божий, веру, надежду и устремление к созерцанию и тем самым потерять способность к помилованию.
Стремящийся к молитвенному единению есть монах, возлюбивший взаимодействие с Единым более человеческих взаимоотношений. К этому и призывает нас Христос. Но трудно и не хочется умирать для социума, когда себя любишь более Христа. И потому себялюбие есть препятствие к созерцанию жизни в Духе и Истине. И потому служение не себе, а ближнему из социума, прекращает замкнутое кружение вокруг молитвенной голгофы и направляет молитву вверх.
Иисусова молитва и служение ближнему – благодать, даруемая по вере ради спасения. Устремление к созерцанию – благодать, даруемая ради распятия на Кресте созерцания и упокоения во Гробе Господнем, ограждающем молящегося от умосоциальной жизни.
Тайна Креста и Тайна Гроба Господня не познаются умом, но верою через отречение от себялюбия в служении ближнему и устремление к созерцанию Единого в уединенной молитве.