Исихазм

Автор Тема: Рамана Махарши  (Прочитано 81745 раз)

Oxygen

  • Сообщений: 2061
    • Просмотр профиля

Re: Рамана Махарши
« Ответ #660 : 23 Июнь 2022, 11:32:14 »
а это - процесс долгий, и отнюдь не линейно поступательный.

Да, потому и написала про делание.

Насчет всего остального, можно представить Христа, был ли там Наблюдающий или Растождествляющийся. Было ли в нем "Высшее Я"?

У Сирина есть (не помню где) о вхождении в гущу и помрачении как возможности для исчерпания. В 60-х была концепция у не особо известного нам Нормана Брауна об изживании "неизжитых нитей" путем погружения... Здесь палка о двух концах: может привести к истощАнию, а может - к истощЕнию (в духе Моррисона). Но все это опыт приобретения равновесия и меры. Сам путь - более "диониссийский". У РМ, насколько понимаю, аполлоническая доминанта...


Итак, когда человек вышел из мира сего с добродетельным помыслом страха Божия, и приблизился с сему святому чину иночества, и отныне начал [следовать] путем добродетели, и уже вступил ногою своею на телесную степень, тогда он начинает закладывать прочное основание (букв. «глубоко класть основание») для жития своего, то есть усердные труды всех разновидностей, совершаемые посредством тела. Ибо его постоянно побуждает памятование о прежних [делах], в которых он преступил [заповеди], и он не может прекратить чувственные труды, исполняемые во плоти для угождения Богу, и пренебречь ими.
Ибо и огонь природных семян воздвизается здесь внутри него, и пока он горит в сердце его, [подвижник] прибавляет труды, и умножает милостыни, и взращивает свои добродетели  различными способами : милосердием к бедным и обездоленным, сочувствием нуждающимся, состраданием к стесненным и пораженным [несчастьями], гостеприимством, омовением ног труждающихся, посещением больных,...

И посредством всего этого, а также иного, что не было названо нами, очищается душа от своих страстей, я имею в виду вожделение и его помощницу ярость. Итак, когда душа очистится от сих [вещей], ибо они не будут воздвизаться в ней вновь(букв. «обратно») и действовать, [отклоняясь] ошуюю, но будут действовать в естественном чине, тогда появится оттуда у души источник молитв, и прошений, и божественных молений, и отсюда приобретет она чистоту. И когда она очистится и уже встанет в своем естественном чине, она всегда будет иметь вид, подобный цвету сапфира и неба, а все ее молитвы будут восходить в сердце подобно дыму [от] огня [жертвоприношения], и очищать душу, и счищать [с нее] примеси, по подобию железа, которое входит в огонь, и он очищает его от всего шлака ; так бывает и при действии оных природных семян, которые действуют в ней (т. е. в душе). И молитвы ее [души] очищают[ ее и приводят ее к месту ясности.

В месте же ясности все движения молитвы упразднены, как я сообщил выше. Ибо там у души нет памяти ни об одном из прежних [греховных] деяний, требующих молитв и молений [для их очищения], но [только] «мир [Божий], превосходящий всякий ум», и тишина начинают [действовать] во всех движениях  души и ума ; и нет у него памяти ни о чем, но только изумление Премудростью Божией — сею сокрытою в природах и вещах творения.



Сие же говорю я не о частичной ясности, а о всецелой. Ибо есть ясность частичная, и есть совершенная


(И. Хаззайя "О молитве в месте ясности").
 Как я понимаю, здесь уже не просто о рзличении делания и действия, но о том, что "действие" и "действующий" - одно.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Рамана Махарши
« Ответ #661 : 25 Июнь 2022, 00:47:32 »
Oxygen, //Насчет всего остального, можно представить Христа, был ли там Наблюдающий или Растождествляющийся. Было ли в нем "Высшее Я"?//
Как это вижу, Христос и есть божественное "высшее Я". То "высшее Я", что вечно и непрестанно заявляет: "Я Есмь"! Христос-Слово говорит - Я Есмь! Я Есмь Путь, Жизнь, Истина, Воскресение, Хлеб с небес, Свет миру. Каждое "Я Есмь"  - это прямое знание, ведение, для того человека, в котором открылось "Я Есмь".
Христиане крещены во Христа, и потому как только познаёт христианин своё "Высшее Я" (невесту), как "Я Есмь" Христово (Жених) открывается, и воссоединяется с "Высшим Я" (невестой) христианина воедино, так, что уже не отделить, где невеста, где Жених. Воссоединились они в одно, "и будут двое одна плоть. Тайна сия велика".
Таково таинство чертога брачного.
Так христианин непосредственно и несомненно познаёт воссоединенным во Христе "Высшим Я" - Путь, Жизнь, Истину, Свет миру, Воскресение из мертвых, прежде Авраама, и всё остальное, что говорит в Иоанновом евангелии о Себе "Я Есмь" - Христос.
 
И вот, понимая Христа как божественное "высшее Я", видно, что в Нем нет ни "Наблюдающего", ни "Разотождествляющегося". Корректнее будет спросить, а есть ли в евангельском Иисусе "Наблюдающий" или "Разотождествляющийся"? Мф, Мк и Лк показывают - да, есть "разотождествляющийся": о том говорит иисусов кенозис, приводящий к полному истощению "делателя". А Ин. показывает - нет, ничего подобного.