Исихазм

Автор Тема: Объективные критерии успешности практики ??  (Прочитано 7649 раз)

svod

  • Сообщений: 4050
    • Просмотр профиля

Свод, а что такое в вашем понимании духовный плач?

Да, и еще важно. Духовный плач - это молитва одного сердца, когда он приходит, то ум (предварительно погруженный в сердце) как бы останавливается, замирает, смиряется,  становиться созерцателем молитвы сердца, которое в плаче своем орошает и сам ум, тем самым очищая и его.
« Последнее редактирование: 24 Июнь 2016, 14:47:48 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Oxygen

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Да, Свод, спасибо! Как вы соотносите духовный плач и сокрушение? Я правильно понимаю, что для вас это безэмоциональное, недушевное?
Что же касается "молитвы одного сердца" и ума как созерцателя этой молитвы, скажу, что если ум пребывает в сердце, сердцевине, то довольно трудно их разделить на уровне того, кто испытывает такое соединение опытно. По-моему, это и есть целостность человека. Это я к тому, что когда душа оплодотворяется Духом, она перестает быть тем, что мы обычно понимаем под душой, как неким "субстратом", проявляющим себя эмоционально, иначе говоря, душевно. Такой человек и для других становится покровом...

Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Колхозник

  • Сообщений: 3127
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Это плач, приносящий утешение сердцу.  «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Это плач, который возникает не иначе как через прикосновение Духа Божьего. Он очищает ум от суеты и метаний, приводит в спокойствие сердце, утишает эмоции, оставляя в душе тихую радость о Боге, как послевкусие Его любви на нас излившейся. Духовный плач для человека, это всегда его изменение относительно: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Можно сказать, духовный плач- это и свидетельство  свершения таинства исповеди, в сокровенном сердце человека, которое очищается этими слезами до возможности видеть, что Царство Небесное приблизилось.

Действительно тут можно говорить о приближении Царствия, а не о вхождении в Него. И прикосновение Духа Божьего, это не единство в Духе. В сердце есть более глубокий уровень, вот туда попробуйте войти, туда где дух уже не может плакать...... ммм...я не знаю как это объяснить. Понимаете Svod, душевность так же имеет свою тонкость что ли (душевную тонкость сердца). Ее можно спутать с духовным. А так, Вы все верно пишите, душевное пространство сердца требует много слез и очищения. И если Вы думаете что тут мало кто плакал в этой части сердца, то Вы ошибаетесь. Об этом просто сейчас мало говорят, потому как считают естественным явлением в практике.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Мне кажется здесь не все так однозначно. Стоит разграничивать духовные движения и чувства от душевных. Не всякое желание помочь и сопереживание духовно, а значит Божье. По крайней мере у меня так
вера без дел мертва...Бог общается с нами через наши поступки. Если человеку нужна помощь, а мы проходим мимо, о какой любви к Богу можно тогда вообще говорить? А если мы переживаем за человека, прикладываем свои усилия на оказания помощи или утешения его, то в нас уже Божья благодать действует,именно она подталкивает к деланию доброго.Делаешь - приумножается.Отдаешь свое - возвращается в двойне...И при такой работе в плюсе как духовное, так и душевное.
Храни вас Бог!

Колхозник

  • Сообщений: 3127
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Личность Христа имеет две природы, но Личность (Ипостась) то одна, и Она  через человеческую природу скорбит о смерти Лазаря, а через божественную природу воскрешает его и это действие одной Личности, одной Ипостаси.

Свод, а мы сколько природ в себе имеем? Христос имел две, а мы сколько? Можем ли мы проявлять себя так же как Он?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Мне кажется здесь не все так однозначно. Стоит разграничивать духовные движения и чувства от душевных. Не всякое желание помочь и сопереживание духовно, а значит Божье. По крайней мере у меня так
вера без дел мертва...Бог общается с нами через наши поступки. Если человеку нужна помощь, а мы проходим мимо, о какой любви к Богу можно тогда вообще говорить? А если мы переживаем за человека, прикладываем свои усилия на оказания помощи или утешения его, то в нас уже Божья благодать действует,именно она подталкивает к деланию доброго.Делаешь - приумножается.Отдаешь свое - возвращается в двойне...И при такой работе в плюсе как духовное, так и душевное.

Главное чтобы такой подход не стал самоценным, т.е. идолом, чтобы не встал на пути к Господу.  И чтобы в таком подходе не завязнуть в душевном самоупоении. Если конечно ставить задачу искать Его в предельной полноте, в предельном посвящении. А не выхватить один или несколько аспектов за них уцепиться и висеть.  Что противоречит: Блаженны нищие духом ...  алчущие и жаждущие правды ... т.е. постоянно ищущие, прикладывающие предел необходимых усилий. Что уж точно не менее важно, чем блаженны милостивые. Конечно дела милосердия глупо отрицать, но не менее глупо в них залипать

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7760
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Мне кажется здесь не все так однозначно. Стоит разграничивать духовные движения и чувства от душевных. Не всякое желание помочь и сопереживание духовно, а значит Божье. По крайней мере у меня так

Как во Христе были разделены слезы по умершему Лазарю и духовное действие - воскрешение Лазаря. Не являлись ли они одним целым.  Личность Христа имеет две природы, но Личность (Ипостась) то одна, и Она  через человеческую природу скорбит о смерти Лазаря, а через божественную природу воскрешает его и это действие одной Личности, одной Ипостаси.

Не стоит разграничивать душевное и духовное, следует стремиться к слиянию их, через предварительное очищение душевного духовным..
Свод, это же полный ужас. Если не разбираетесь в богословии, то по меньше к этому обращайтесь. Еще и личность приплели, которой у св. отцов нет и в помине.
Действия (энергии) Иисуса Христа находятся в состоянии перехоресиса Его природ, то есть их энергий (действий), поэтому человеческое (скорбь) он делал божественно, а божественное (воскресение Лазаря) делал человечески, ибо две природы в Нем соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно, и это отражается зеркально и в их энергиях (действиях). Это понимание надо выстрадать путем многолетних размышлений и озарений, иначе все воспринимается, как китч.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Альфа

  • Сообщений: 92
    • Просмотр профиля

Сергий,
Цитировать
Еще и личность приплели, которой у св. отцов нет и в помине.

Личность с большой буквы еще можно назвать Лицом...именно у святых оно и есть. То есть Павел и Петр едины по природе (во Христе), но различны в Лицах. И Павел не есть Петр.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7760
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Сергий,
Цитировать
Еще и личность приплели, которой у св. отцов нет и в помине.

Личность с большой буквы еще можно назвать Лицом...именно у святых оно и есть. То есть Павел и Петр едины по природе (во Христе), но различны в Лицах. И Павел не есть Петр.
Личность - отдельное самостоятельное понятие в современной философии и современном "модернистском" богословии. Минимум - неустоявшийся и нечеткий термин и понятие с точки зрения богословия древних отцов, а, фактически, и это очень важно, древним отцам совершенно неизвестный термин и понятие. Максимум - ересь, которую некоторые маскируют ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ совпадением понятия личность с понятием лицо, что в корне не верно, если разобраться в сути современных умствований о понятии личность.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Главное чтобы такой подход не стал самоценным, т.е. идолом, чтобы не встал на пути к Господу.  И чтобы в таком подходе не завязнуть в душевном самоупоении. Если конечно ставить задачу искать Его в предельной полноте, в предельном посвящении. А не выхватить один или несколько аспектов за них уцепиться и висеть.  Что противоречит: Блаженны нищие духом ...  алчущие и жаждущие правды ... т.е. постоянно ищущие, прикладывающие предел необходимых усилий. Что уж точно не менее важно, чем блаженны милостивые. Конечно дела милосердия глупо отрицать, но не менее глупо в них залипать
Старец Силуан говорил:"
Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь.


Послушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.

Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.

Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.
Храни вас Бог!

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Главное чтобы такой подход не стал самоценным, т.е. идолом, чтобы не встал на пути к Господу.  И чтобы в таком подходе не завязнуть в душевном самоупоении. Если конечно ставить задачу искать Его в предельной полноте, в предельном посвящении. А не выхватить один или несколько аспектов за них уцепиться и висеть.  Что противоречит: Блаженны нищие духом ...  алчущие и жаждущие правды ... т.е. постоянно ищущие, прикладывающие предел необходимых усилий. Что уж точно не менее важно, чем блаженны милостивые. Конечно дела милосердия глупо отрицать, но не менее глупо в них залипать
Старец Силуан говорил:"
Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь.


Послушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.

Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.

Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.

А как ведет себя послушливый Богу ум?  Послушливый Богу отличается ли от послушливого людям?

Почему ум прячется за цитаты, чтобы не меняться?
« Последнее редактирование: 25 Июнь 2016, 11:29:48 от Игорь Спасский »

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

А как ведет себя послушливый Богу ум?  Послушливый Богу отличается ли от послушливого людям?

Почему ум прячется за цитаты, чтобы не меняться?
Послушливый Богу ум,реагирует на импульс сердечный, без оговорок и встречает его,  радостью...
Послушливый Богу познает сердцем,что должен делать,не ожидая от Бога команд,а предвкушая, предведая как бы,свое послушание или делание.Потому как Бог не требует повиновения и жесткого исполнения Своей воли.Он ка бы спрашивает одним "взглядом" : "Можешь? Исполнишь?" А послушливый Богу отвечает: "Рад стараться!" И если это совпадает с услужением людям,то в двойне радостней.И душа и дух радуется.
И про цитаты - это не ко мне...я не знаю. Да, полагаю вы сами ответ знаете,коль вопрос задаете...Сами все для себя уже решили.
Храни вас Бог!

Andrei

  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля

Цитировать

    Признак присутствия Духа Святого в человеке - праведность и мир и радость во Святом Духе. Рим. 14: 17.

  :-)
правильно Вас понял ? критерий правильности практики : мир-спокойствие , радость - это можно ощутить , праведность - как это понять касаемо себя..Без учителя не обойтись?

  Дорогой Peter, из того же поста можно попробовать :-). Критерий – соответствие признакам. Если праведность рассматривать как - правильное поведение, то согласно 

++++  основные признаки христианской Любви определены апостолом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4-7) ++++

  Если реакции, поведение в самых разнообразных мизансценах  жизни соответствует вышеуказанным признакам, то, как бы - правильно  :-). Но это еще не все, это было про внешнее поведение, туда же желательно добавить и реакции на всё те же мизансцены но внутренние, в мыслях и эмоциях, желаниях. Не соответствующие признакам внутренние позывы, пусть даже очень и очень легкие – это не очень правильно  :-). Из вышеупомянутой цитаты вполне можно подобрать – как желательно реагировать на любые внешние (и внутренние) раздражители.

  Если правильно ли ведение (правилен ли путь)? Если в выбранном, в предлагаемом, настойчиво рекомендуемом есть про любовь (какая – признаки выше), или ведение направляет к приобретению или укреплению этих признаков – значит в ту сторону  :-). Если в целеустремлениях  эти признаки учитываются - правое дело, если они на втором, третьем плане  или вообще они тут ни при чём – стоит призадуматься и оттормозиться. Христианство это не отвлеченная наука, это практическая наука про и для себя, по устремлению и попыткам изменения себя в определенном направлении. Отцы все в согласии – испытуйте Евангелие, опытно пробуйте.  Взрослого перевоспитывать  - неблагодарное дело, так что – остается самовоспитание, самообучение :-). В процессе появится опытное понимание помощи Господа, это когда опыт покажет что "само" не очень то и получается. Без делания нет опыта, без опытного подтверждения – умствования одни. В пути опытно познается что -  "Я есмь путь и истина и жизнь"(Ин.14:6)

  Конкретная жизнь конкретного человека – это школа, мизансцены – задачи, собственное поведение внешнее и внутреннее – ответы. Ну хорошо, мы ведь уже взрослые  :-), пусть будет ВУЗ  :-) - мизансцены и события в жизни – простенькие и посложнее задачки, лабораторные, курсовые, зачеты и экзамены. Есть общие предметы, например, вначале крайне необходимо учиться смирению и утишать, утишать страсти, без этого самоуверенность, гордость подстёгнутые эмоциональностью заведут в лес дремучий, где от колючек царапины больнючие остаются.

  Касания Святого Духа можно наверно и так описать – удивительные, тихие, мягкие и глубокие радость, и покой, и любовь, любовь не конкретно, а удивительным образом – вообще. Это состояние, истечение мягкой любви вообще, без всяких условий и разделений.

  Вот Никодим старца Силуана очень вовремя вспомнил, у очень многих глубокий и правильный :-) след книга оставила.
http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/

«… он познал, что Бог есть - беспредельная любовь. Он утверждает, что любовь эта непременно изливается и на врагов, и что познается она только Духом Святым. Дух Святый явил ему Христа. Дух Святый учил его смирению и любви к врагам и ко всякой твари. То, что он постиг в момент богоявления, и то, что было непосредственным его следствием, он воспринял, как условие и как показатель богообщения, как критерий истинности пути, как мерило всякого явления духовной жизни и как цель наших повседневных исканий и действий.»
(Выделение мое)

 :-)

Andrei

  • Сообщений: 95
    • Просмотр профиля

.....Без учителя не обойтись?

  Без Учителя точно не обойтись.

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья;
и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос.
Больший из вас да будет вам слуга:
ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
(Мф. 23:8-12)

С Учителем понятно однозначно. А во братья всякого накрутить (намутить :-)) могут. Вот возьмет брат (первоклассник) и брата (восьмиклассника) за учителя начнет принимать. А тот и забудет про смирение (давно когда-то в первом проходили, да не закрепилось), и рад поучительствовать). И каждому Господь лекарство определит, не помогут терапевтические методы, "подогреет" нарывчик чтоб созрел и хирургически  :-(. Второе гораздо болезненнее, но и сами братья виноваты, и в старших классах могут быть задачки на закрепление того что раньше проходили, и младшему ведь читать и принимать надо то, что однозначно написано. И из старших классов можно в младшие отправиться, если подзабыл и не закрепилось. Слушать (читать) старших братьев необходимо очень, преочень внимательно, у них есть опыт – сын ошибок трудных, да знаний явно поболее но при этом понимать, что по внутреннему устроению нет двух одинаковых людей.
   :-)

Peter

  • Сообщений: 15
    • Просмотр профиля

Цитировать

   

  Касания Святого Духа можно наверно и так описать – удивительные, тихие, мягкие и глубокие радость, и покой, и любовь, любовь не конкретно, а удивительным образом – вообще. Это состояние, истечение мягкой любви вообще, без всяких условий и разделений.

  Вот Никодим старца Силуана очень вовремя вспомнил, у очень многих глубокий и правильный :-) след книга оставила.
http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/

«… он познал, что Бог есть - беспредельная любовь. Он утверждает, что любовь эта непременно изливается и на врагов, и что познается она только Духом Святым. Дух Святый явил ему Христа. Дух Святый учил его смирению и любви к врагам и ко всякой твари. То, что он постиг в момент богоявления, и то, что было непосредственным его следствием, он воспринял, как условие и как показатель богообщения, как критерий истинности пути, как мерило всякого явления духовной жизни и как цель наших повседневных исканий и действий.»
(Выделение мое)

 :-)
Спасибо. Очень ценно для меня