Исихазм

Автор Тема: Размышления над Евангелием  (Прочитано 54290 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« : 13 Январь 2006, 16:10:11 »
Объединяю несколько тем, открытых ранее, в одну - Размышления над Евангелием.

Все размышления на Евангельские темы можно найти здесь:
http://www.hesychasm.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=15&Itemid=71
--------------------------

Путь ума

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (Матф.2:1)

Если смотреть на Благую Весть глазами внутреннего человека, то откроется смысл и тайна вхождения в Царство Божие - мистический путь Богопознания, и вехами пути станут святоотеческие поучения о стяжании Святого Духа.

Ищет Бога пытливый ум человеческий, взывает к Нему сердце. Поиск ума подобен пути волхвов с востока, и о нем это размышление. Святые отцы говорят, что ум должен сойти в сердце, в самую его глубину, в молитве взывая ко Господу. И в глубине сердца взыграет Младенец, и радость неизреченная обымет человека. Ум человеческий, встав на мистический путь богопознания, идет к Богу издалека. Так шли волхвы с Востока, когда Господь был скрыт от всех глаз. Путь с Запада иной: Господа увидят с закатной стороны уже возмужавшим - римский сотник откроет Его для себя, когда на Голгофе пробьет копьем сердце Сына Человеческого.

Ум пытливый вычисляет Господа по книгам - вчитываясь в страницы Добротолюбия, всматриваясь в поучения отцов, он находит дорогу: от молитвы словесной к молитве умной и непрестанной, от молитвы умной к молитве сердечной... И путеводная звезда восходит и ведет молитвенника: святое имя Господа Иисуса Христа освещает дорогу. Путь по четкам - четкий путь под яркою звездою! Через опасности и ненастья, через сухость и преграды ведет этот путь, и подводит он к плотяному сердцу - Иерусалиму. Как волхвы с востока обратились к царю Ироду, так и ум обращается к закону плоти: где родившийся Царь этого тела? И нет ответа, только писание указует направление - Вифлеем (Дом Хлеба)!

Путеводная звезда имени Божьего ведет ум дальше - вглубь, к сердцу духовному - в дом духовного хлеба. И войдя в духовное сердце, находит смиренный ум радость неизреченную - Младенца, и покланяется Ему, и приносит дары. Первый дар, подобный золоту, - власть и богатство знаний зрелого и ясного ума. Второй дар подобен воскуряемому ладану, что возносит ум в молчании и созерцании к постижению смысла вещей. Третий дар откроется в тайне самопожертвования...

Путь сердца

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. (Лук.2:8-12)

Путь сердечный ко Господу не долог, если сердце очищено от помыслов лукавых и бдит в трезвости и внимании, охраняя добродетели свои. Вдруг озаряет человека свет невидимый, тепло и радость великая объемлет его грудь чашей, и упоенно звучит весть: внутри, в сердце духовном родился Спаситель - войди же в духовную свою сердцевину и найди Младенца родившегося.

Ум и сердце находят Господа в сокровенной глубине внутреннего человека. Младенец еще слаб и беззащитен, и Божия Матерь держит Его на трепетных руках и охраняет...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #1 : 13 Январь 2006, 16:12:25 »
Igor

Зарегистрирован: 04.05.2005
Откуда: Франция
  Добавлено: 04 Янв 2006 06:18 pm  

--------------------------------------------------------------------------------
Alexander, замечательно!

Цитата:
Путь с Запада иной

Это путь эмпирический?
 
 
Alexander
Site Admin

Зарегистрирован: 09.08.2004
Откуда: Санкт-Петербург
  Добавлено: 04 Янв 2006 06:27 pm  

--------------------------------------------------------------------------------
Спасибо, Igor! Как помню, идея-то Ваша была  

Путь с Запада... он через рассудок и сомнения одновременно. Так шел "неверующий" Фома... Аквинат. Западная теология, чтобы понять Господа, должна Его распять ментально, "по-римски".
 
 
Igor

Зарегистрирован: 04.05.2005
Откуда: Франция
  Добавлено: 05 Янв 2006 05:18 pm  

--------------------------------------------------------------------------------
Цитата:
чтобы понять Господа, должна Его распять ментально, "по-римски".


Вот он, европейский анализ. На Востоке путь ума интуитивен, на Западе - это путь ratio. Пусть это будет грубая схема и где-то упрощенная, но наглядная.
 
 
Ksenia

Зарегистрирован: 27.08.2005
Откуда: Moskva
  Добавлено: 06 Янв 2006 12:33 am  

--------------------------------------------------------------------------------
Очень Рождественская тема у Вас получилась, Alexander, спасибо Вам.

Печально вновь осознавать, что ум всё стремится отвернуться от Востока и обратиться к "западенству". Печально... Так больно снова распинать Христа...

Помогай Христос Вам, братья! Нечастые посещения Ваших бесед помогают хоть немного избавиться от замутннённости взгляда.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #2 : 13 Январь 2006, 16:15:10 »
Добавлено: 06 Янв 2006 04:30 pm

С Рождеством Христовым!

И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лук.1:3-7)

Не было им места в гостинице... Ищущий ум подобен волхвам, идущим ко Господу за звездой молитвенного слова, сердце ищущее подобно пастухам, услышавшим ангельскую весть о рождении Младенца. Ум, нашедший Господа в духовных яслях внутреннего человека, подобен праведному Иосифу, а душа сокровенная, держащая Младенца в пречистых руках сердца, подобна Его Матери. И нет им места в гостинице внешнего человека. Внешний человек озабочен своими делами - а как же, пора на перепись идти, чтобы поставить галочку: читал молитвы, был на службе, приготовил посуду для святой воды... Внешний человек подобен большой гостинице, где гостит и проживает великое множество помыслов, идей, эмоций и страстей. А Господь рождается во внутреннем, и доступ к нему открыт для немногих, и знают о нем только те, кому Он Сам откроет и доверится.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #3 : 13 Январь 2006, 16:16:10 »
В Египет...

се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет... (Мф.,II,13-14)

Задача ума - охранять родившегося Младенца. Ясли сердца слишком хрупки, чтобы сберечь бесценное сокровище от натиска суетных помыслов и мятущихся страстей, хотящих погубить Дитя. Близка опасность: Ирод - порядок, по которому строится внешняя жизнь, - уже посылает своих воинов. Ум получает откровение, когда спит внешний человек, и прячет Младенца вместе с Матерью - душой сокровенной - в Египте - тайниках человека душевного. Внешний человек просыпается и вдруг обнаруживает, что потеряна трепетность молитвы, молчит сердце, ушло покаяние и накатывает грязная волна...

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #4 : 13 Январь 2006, 18:06:02 »
Александр, может в данном случае задача личностного духа? а ум и сердце как поле действия событий? Ум концентрируется же не сам по себе, а центрированным духом, Я-самосознанием? Простите, шо к терминологии немного придираюсь...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #5 : 13 Январь 2006, 18:19:32 »
Можно говорить и о личностной задаче (личностного духа) - охране своего божественного приобретения.  Тогда это будет другой уровень (строй) мистического толкования. Св.Писание - глубочайший кладезь смыслов, которые можно открывать для себя. Я стараюсь раскрыть связь умного делания и молитвы с Евангельскими событиями,  также можно показать раскрытие м путь личности.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #6 : 13 Январь 2006, 19:13:55 »
Мне кажется, здесь уместна трихотомия ум-душа-тело. Здесь ум несет ответ за цельность и здравие всего человека. За грех отвечает ум, а не душа или тело. Об этом встречаем и у свв.отцов (Марк Подвижник, например). В общем, горе от ума. :D

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #7 : 13 Январь 2006, 19:27:44 »
Избиение младенцев

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. (Мф., II,16)

Ум, ищущий и вычисляющий Бога (волхвы), обращается к внешнему порядку обустройства молитвенной жизни (Ироду), чтобы узнать точное местонахождение и подтвердить истинность умно-сердечной молитвы (Младенца). Внешний строй: количество молитовок и согласование их с утренним и вечерним правилом, поклоны, молитвенные позы - освященная временем традиция и власть правила - это Ирод, призывающий священников и книжников, чтобы те сказали, где по Писаниям должно родиться Младенцу. Внешний строй и правила умной молитвы указывают ищущему уму на сердце, но когда ум в сокровенной глубине сердца находит Божественный Свет - родившегося Христа, то по откровению свыше он не возвращается к старым правилам, потому что истинно знает: и позы, и поклоны, и количество молитв не дают (сами по себе) благодати.

Волхвы уходят... Так угасает стремление к поиску Света, когда Свет найден - ум ищущий заменяется умом внемлющим, созерцающим, предстоящим, охраняющим и пестующим.

Закон плоти и внешние правила, узурпирующие царскую власть, жаждут погубить Царя Царей - Свет, родившийся в сердце. Свет Божий для грубых правил не доступен, и тогда избиваются благие приобретения - спутники рождения Младенца в сердце. И уходит душевная теплота, и гаснет сердечное горение, и умаляется тихая радость, и растворяется чувство полноты бытия, ибо закон гласит: нельзя иметь никаких ощущений на молитве, чтобы не впасть в прелесть. И он прав, этот закон: изгнав Царя Царей из сердца, опять владычествует царь земной и диктует правила молитвы.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #8 : 13 Январь 2006, 19:42:37 »
Igor,
Цитировать
За грех отвечает ум, а не душа или тело. Об этом встречаем и у свв.отцов (Марк Подвижник, например). В общем, горе от ума.


А у ап.Павла находим:  но грех не вменяется, когда нет закона.
Именно грубо и по-плотски понятые (умом) правила вменяют во грех душевные подвижки во время молитвы, искривляя царский (срединный) путь.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #9 : 13 Январь 2006, 23:51:24 »
Alexander:
Цитировать
И уходит душевная теплота, и гаснет сердечное горение, и умаляется тихая радость, и растворяется чувство полноты бытия, ибо закон гласит: нельзя иметь никаких ощущений на молитве, чтобы не впасть в прелесть.


Хорошо, а как же быть с плотяностью еще необоженого сердца, которое принимает психосоматические переживания («младенцев»?) за истинные духовные? Вы писали как-то более года назад, что такой  «вариант представляет собой прелесть, когда работа сердечного центра принимается за благодать», то есть начинается экзальтация. По понятным причинам эта прелесть встречается чаще среди женщин. См.:
http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=103&postdays=0&postorder=asc&start=0
В этом случае, действительно, нужно говорить о царском (срединном) пути. Слезы на молитве не есть непременно признак благодати, как отмечал старец Амвросий Оптинский. Особенно у женщин. :D   Но можно дойти и до того, что начать избегать слезоточения и ..., здесь подходит хорошо выражение, вместе с водой выплеснуть и младенца.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #10 : 14 Январь 2006, 01:52:17 »
"Лирическое" отступление.

Прелестна не вещь, прелестно ее неверное использование, которое принимается за истинное. Прелестными могут стать слезы, прелестным будет смирение и покаяние... если не принесет истинных плодов.

Впадающие в экзальтацию при молитве прельщены... Это правило усвоили ныне многие, говоря, что самое главное для них - научиться видеть свои грехи.

Видение своих грехов - дар величайший... А почему? Попробуем разобраться. Видеть... видеть означает, что Дух Святой уже вошел в нас и открыл нам глаза, потому что видеть как-то иначе, не Духом Святым - быть слепым, в прелести и только представлять, что видишь.  Видеть... значит быть в Свете Невечернем, который единственный может осветить тло нашей души, когда любой другой свет - призрачный и обманчивый. Видеть свои грехи и не отвернуться от их ужасного зрелища - иметь несгибаемое мужество, крепость и непритворное смирение. И еще. Если я вижу свои грехи, значит я знаю - знаю очень хорошо, что такое не грех, я знаю Невидимый Свет, Он приходил ко мне и открыл мои глаза, и я теперь зрячий - зрячий на свои грехи благодатью Духа.

Невозможно увидеть свои грехи, не имея на себе благодати Духа! Тот, кто говорит, что благодати иметь не достоин, а грехи свои видеть желает, - в прелести. Ибо видение грехов - благодать величайшая - начинается со стяжания Духа.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #11 : 14 Январь 2006, 07:22:46 »
Аминь.

Цитировать
Тот, кто говорит, что благодати иметь не достоин, а грехи свои видеть желает, - в прелести.


Именно так. Видение грехов - величайший дар Духа.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #12 : 14 Январь 2006, 23:51:53 »
Хотелось бы заметить, что важнейшим мне представляется подлинная мотивация к молитве. Мне ближе аналогия/сравнение молитвы с пищей и лекарством для всего человека в целом, а если молитва понимается ИНСТРУМЕНТАЛЬНО, как способ добиться чего-либо - благодатных состояний, зрения грехов.., не важно чего, то это и есть МОТИВАЦИЯ ПРЕЛЕСТИ ДУХОВНОЙ... Ну не может быть вдыхаемый аромат, воздух быть ИНСТРУМЕНТОМ ДЛЯ чего-либо. Никакой контекст принадлежности к молитве неприменим. По сути, я склонен более к апофатическому отношению к Богообщению - отсеки всё что не истинно, фальшь, найди самое живое, будучи предельно честным сам с собой, - и Господь посетит тебя...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Mikhail

  • Сообщений: 51
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #13 : 15 Январь 2006, 11:16:08 »
viktor, согласен, но лишь отчасти. Подход к молитве как форме ЗАКЛИНАНИЯ, способу подчинения реальности - несомненный путь к прелести. И все же... если внутренним стимулом молитвы служит глубинная тяга к Богообщению, к преодолению оторванности от Бога, вполне естественно видеть в такой молитве путь, а значит - и инструмент в каком-то смысле.
Dum spiro, spero

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Размышления над Евангелием
« Ответ #14 : 15 Январь 2006, 12:48:17 »
Дары Духа, кроме высочайшего - любви (Самого Бога - Бог есть любовь), не должны ставиться основной целью и вершиной молитвы. Цель жизни-богоискания, которая включает в себя и молитву, в обожении человека, и дары Духа позволяют приблизиться к этой цели. Они подобны верным спутникам и помошникам, но теряют это доброе качество, когда становятся самоцелью. Так и видение грехов - дар Духа - главной целью молитвы не является.