Исихазм

Автор Тема: Действие Божие во время молитвы  (Прочитано 40111 раз)

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« : 10 Январь 2006, 18:07:47 »
Отделено от темы: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?p=10274
------

+++Однако, это ощущение  На самом деле, в краткой форме сложно дать наставление об Иисусовой молитве, А так бы следовало показать переход от словесного образа молитвы к мысленному, подключение ощущений и переживаний, напр., предстояния или смиренного раскаяния - это все образы, пусть и не оформленные зрительно. А затем уже отведение в сторону и этих ощущений.

Но это, скорее, подготовка к молитве, хотя и это важно. Вообще, (мое мнение) о. Рафаил как аскетический писатель хорош (как публицист и богослов -- не очень, но это не главное).

Удачно, к месту приведены здесь у него слова св. Григория Нисского: "Жених, хотя и приходит, но не показывается". Действие Божие во время молитвы совершенно не приметно: совершается помимо образов, чувств, мыслей, ощущений. Собственно, по этому признаку только и можно отличить истинное действие Божие во время молитвы от ложного мнения о нем. Возникает, правда, вопрос, а как же тогда понять, что действие Божие совершается, если оно совершенно неприметно?:-). Что Жених присутствует, если Он не показывается?:-) (Ответ -- верой -- правильный, но недостаточный, так как речь не только о вере, но и об опытном знании).

Правильная молитва такая, когда ты выходишь из нее точно таким же, каким вошел, но тем не менее другим человеком. Точно таким же -- с точки зрения чувств, мыслей и ощущений, так как ничего из этого за время молитвы не промелькнуло в твоем уме и сердце или не оставило там следа. Другим -- потому, что ты полностью изменился в том плане, который выше чувств, мыслей и ощущений. Когда это изменение произошло непонятно: во время молитвы ничего не менялось. Оно, это изменение, произошло неприметно, помимо тебя и твоей воли, в другом времени и на другом плане бытия.

Понять это можно из следующей аналогии. Ангелы (вполне уместная аналогия для безмолвника) неизменны, все содержание их сознания -- это постоянное устремление к Богу. Они живут в своем эоне (веке), в котором нет времени и нет (временного) изменения. Таков и подвижник. Он входит в молитву с одним только устремлением к Богу и с ним же выходит. Но тем не менее, "и ангелам свойственно преуспеяние", то есть изменение. Это изменение не во времени, а изменение порядка, преуспеяние. Оно совершается не во времени, а на другом плане бытия, в другом эоне. Так и подвижник, он изменяется не во времени, а в другом (ангельском) плане бытия, преуспевает в нем. Содержанием этого преуспеяния и ангелов, и человеков являются невыразимые (совсем или отчасти) откровения Божии о Своем Замысле, логосы.

Движение в ангельском плане бытия, то есть преуспеяние, прямо пропорционально неподвижности в этом, земном плане бытия. Или ты движешься (на молитве) в земном плане, то есть тебя переполняют, пусть благочестивые, чувства, мысли и ощущения, и совсем не преуспеваешь в другом плане. Или ты неподвижен в земном плане, то есть содержанием твоего сознание является только одно сердечное устремление к Богу, и тогда ты преуспеваешь в небесном. Такая -- неподвижная -- молитва никогда не проходит бесследно, и потому она необычайно трудна.

Достижению такого сердечного устремления, как уже говорилось, наверно, немало может поспособствовать предварительная подготовка в виде благочестивых мыслей, ощущений и такого прочего. Но важно также нахождение (умом) сердечного места, ответственного за устремления человека, и сосредоточение в нем.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #1 : 11 Январь 2006, 01:08:40 »
Евгений,  
Цитировать
Так и подвижник, он изменяется не во времени, а в другом (ангельском) плане бытия, преуспевает в нем. Содержанием этого преуспеяния и ангелов, и человеков являются невыразимые (совсем или отчасти) откровения Божии о Своем Замысле, логосы.


Интересные мысли. И все же позволю не согласиться отчасти. Совершенно верно, что действие Божие  выше образов, чувств, мыслей, ощущений, но это не означает что оно проходит незамеченным. Замеченным оно становится настолько, насколько происходит соединение божественного и человеческого. Иначе мы должны признать все богооткровения и явления Ангелов - Евангелия и Деяния повествуют о них - как бы второсортными и несовершенными, а слова святых отцов о действии благодати в человеке при молитве сомнительными. И т.д. Вообще, вхождение в молитву есть уже нарастающий выход за рамки временных ограничений и пробождение в вечность при достижении истинной цели молитвенного предстояния. Такая молитва творится, по крайней мере, вне физического времени. Человек не теряет себя (не растворяется), но и не остается неизменным, т.е. безучастным к действию Бога в самый момент этого действия, когда соединяется временное и вечное, тварное (телесное и душевное) и нетварное.

Неподвижность при молитве (в земном плане) не есть только инерционность и окаменелость. Такая неподвижность одновременно проста, прозрачна, широка, мощна и интенсивна.

Приведу показательный текст из Евангелия, великолепно выражающий высокое молитвенное состояние, когда благодати причастен душевный и телесный состав человека:
и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

На высокой горе (образ высокого молитвенного состояния) Господь (образ безмолвного... именно безмолвного по человеческим меркам ума) разговаривает(!) с Моисеем и Ильей. Ученики (образы разумного, чувственного и даже телесного восприятия) видят(!) просиявшее лицо Господа. Петр (образ человеческой реакции на действие Божие) может говорить, очень четко отмечая благодатность состояния. Разуму и чувствам дается указание свыше - надо слушать обоженый ум.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #2 : 11 Январь 2006, 04:43:44 »
Евгений:
Цитировать
Содержанием этого преуспеяния и ангелов, и человеков являются невыразимые (совсем или отчасти) откровения Божии о Своем Замысле, логосы.


Хотел бы здесь отметить, что «откровения Божия о Своем Замысле» каждый устремляющемуся ко Господу получает через призму Божиего замысла о себе самом. Пример-сравнение духовника и пасомого:  
Евгений:
 
Цитировать
Сам о. Рафаил говорит, что опытный духовник тем и отличается от "начитанного", что говорит то, что нужно конкретному человеку, видя его живьём, чувствуя его сердце, чувствуя его духовное состояние. Если этого нет, то лучше не говорить или обойтись общими словами, чем дать человеку пилюлю не от его болезни. Тем более это касается сферы молитвы, где всё очень индивидуально.


Действие Божие не остается незамеченным.
Alexander:
Цитировать
Замеченным оно становится настолько, насколько происходит соединение божественного и человеческого.


Несомненно, человеку открываются  извечные логосы Господа о нем самом. Не заметить этого человек не может.

Евгений:
Цитировать
Или ты движешься (на молитве) в земном плане, то есть тебя переполняют, пусть благочестивые, чувства, мысли и ощущения, и совсем не преуспеваешь в другом плане. Или ты неподвижен в земном плане, то есть содержанием твоего сознание является только одно сердечное устремление к Богу, и тогда ты преуспеваешь в небесном.


Вот это «или – или»  в нашей земной жизни никогда не означает «одно из двух». В Песни Песней возлюбленная ищет Своего Возлюбленного. Он появляется и исчезает. Здесь постоянная неоднократность появлений-исчезновений. Здесь «или-или» как прилив-отлив, как подъем-спуск  в котором можно отметить ступенчатость восхождения (вхождения) и постепенную возрастающую окачественность  появлений-исчезновений. Исчезновение – это вынужденное выпадение в этот мир и скорбь по исчезнувшему Возлюбленному.

 В  контексте Преображения интересна следующая лаконичная строка  у Луки: «Когда был глас сей, Иисус остался один».Или у Мк.: «И  (ученики) внезапно посмотрев вокруг, никого более с собой не видели, кроме одного Иисуса».Ученики, «выпавшие» опять в этот мир, опять увидели Христа не во Славе, а «обычного», «повседневного», в «зраке раба». То есть ум, возведенный на Фавор и обоженный, начинает постигать, что предстоит спуститься с горы в мир, чтобы тропою скорбей взойти с Иисусом на Голгофу. То есть обоженый ум уразумевает и свое вольное страдание, зря Христа распинаемого (ср. кондак Преображения).

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #3 : 11 Январь 2006, 15:43:56 »
+++Совершенно верно, что действие Божие выше образов, чувств, мыслей, ощущений, но это не означает что оно проходит незамеченным. Замеченным оно становится настолько, насколько происходит соединение божественного и человеческого

Я бы сказал так. Безмолвное, безобразное, безвидное предстояние и подвижников, и ангелов -- это их основное делание. У ангелов оно природное, а у человеков -- по подражанию им. Но это не значит, что не бывает другого. И ангелы бывают посланы, принимают определенный вид и беседуют, но это случается промыслительно, ради общих целей Домостроительства или промысла о каждом отдельном человеке. Так и подвижникам бывают чувственные, зримые и образные (истинные) видения. Они случаются промыслительно и преследуют определенные цели, но это не постоянное их (подвижников) делание. Если случится нечто похожее и не удается по определенным признакам сразу распознать, что это за видение, истинное или ложное, а с другой стороны не понятна и промыслительная цель его, то все рекомендуют не придавать этим видениям никакого значения. Они в лучшем случае бесполезны и отвлекают от основного делания, если не крайне вредны. Если это видение от Бога, Он найдет способ настоять на Своем и не будет гневаться, если ты проявишь предусмотрительную осторожность.

+++Вот это «или – или» в нашей земной жизни никогда не означает «одно из двух»

Это зависит от устроения подвижника. В начале -- каждый знает насколько это делание трудно. Нужно собирать все свои силы, чтобы провести хотя бы самое незначительное время в предстоянии одному только Богу. Через малое время поток помыслов, образов, телесных ощущений увлекает за собой ум и все приходится начинать сначала, хотя силы человеческие ограничены. Но если ты, подражая ангелам, проявляешь постоянство в своих усилиях, то приобретаешь и ангельскую крепость. Начало этого подвига, как говорят отцы, состоит в том, чтобы с трудом отражать помыслы, а конец в том, чтобы вообще не замечать их. Они пролетают через сердечную область (ибо полностью остановить их не в нашей власти), ничего не меняя в ней, и подвижник выходит из молитвы таким, каким в нее вошел.

На богословском языке это означает, что расположение воли подвижника (gnome), расположенное в сердечном месте, приобрело неизменяемость, стало таким, как у ангелов, неудобопреклонным ко злу. Конечно, мы говорим о конце подвига, хотя сами находимся едва только в самом начале. Но знать конечную цель так же важно, как проявлять в начале постоянство.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #4 : 11 Январь 2006, 17:33:23 »
Евгений,  
Цитировать
Безмолвное, безобразное, безвидное предстояние и подвижников, и ангелов -- это их основное делание.


Я бы слово безмолвное (в контексте этого разговора) заменил на неизреченное, безобразное и безвидное - на сверхобразное и сверхвидное, ибо ангельское безмолвие одновременно и непрестанное славословие Бога, а безОбразное предстояние никак не растворение в безличностном.

Будучи сами существами личностными, созерцая и славословя Бога (как Свехличность, с Которой можно вступить в отношения, а не безличностный Абсолют), имея имена и иерархию, преуспевая и перемещаясь, ангелы имеют и некий вид, выражающий их суть, а не только определенный (читай, почти иллюзорный) образ, "подогнанный" к их конкретной вестнической (и пр.) миссии.

Предстояние ангелов не есть только неподвижность и неизменяемость, но и вечнодвижение к своему Источнику. Также и подвижническое предстояние, к которому добавляется еще 1) на этапе молитвенного восхождения - очищение от грехов и освобождение от засилья тварных форм, 2) на этапе предстояния - полное безмолвие и открытость, позволяющие войти Богу во внутренняя подвижника, 3) на этапе нисхождения - привнесение благодати (которая могла быть ощущаемой или неощущаемой). Такое поступательное движение есть несовершенный образ вечнодвижения к Богу, осуществляемого в неподвижности, а также способ обожения.

Евгений,  
Цитировать
воли подвижника (gnome), расположенное в сердечном месте

Следует ли относить gnome только к сердечному месту? Если под сердечным местом понимаем некую сердцевину - внутреннего человека, то можно, пожалуй, поскольку у человека внешнего своей воли нет (или она как бы заимствована). А куда отнести волю к жизни, которая есть и у растений, или волю сохранять качество и форму, которая есть и у неорганических предметов? У человека есть еще воля ума и воля чувств (которая и у животных присутствует). Все эти воли у подвижника должны (постепенно) соединиться, и при этом сложно ограничить их местонахождение одним сердцем.

ps Мои размышления не следует воспринимать как изречение истин :)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #5 : 12 Январь 2006, 01:20:32 »
Alexander:
 
Цитировать
Все эти воли у подвижника должны (постепенно) соединиться


Не совсем понятно долженствование соединения всех этих воль?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #6 : 12 Январь 2006, 15:24:17 »
Igor,  
Цитировать
Не совсем понятно долженствование соединения всех этих воль?

О разрыве волений хорошо говорит ап.Павел: Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Здесь представлен сложившийся и цельный внутренний человек, что свойственно не многим, но и им претерпевать брань с плотью. У большинства же людей их внутренний не развит, не очищен, разорван...

В разорванном состоянии можно выделить (молитвенная практика позволяет сие сделать - и книжек на эту тему читать не обязательно) умственное (ментальное) воление, которое, в свою очередь, распадается на несколько: от интуитивного и созерцательного ума, прикровенно направляющего к некоему выбору, до сухого рационального, который своей волей затискивает чувства в тюрьму правил и мучает тело. Затем есть чувственное воление, находящее свое выражение в желаниях и хотениях "женской" - страстной - части человека. Пока внутренний человек разрознен, идет война воль ума и чувств. Можно еще увидеть воление жизненных сил - задающих волю к жизни. Ум требует одного, чувства хотят другого, а жизненный поток несет в "третьем" направлении, формируя родовые отношения, вливаясь в страсти, подстегивая или тормозя ум... Соединение (через очищение и развитие) этих волений, которые поначалу лишь некие импульсы и "давления" - одна из важных целей делания.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #7 : 21 Январь 2006, 23:26:56 »
Цитировать
Соединение (через очищение и развитие) этих волений, которые поначалу лишь некие импульсы и "давления" - одна из важных целей делания.


Alexander, все-таки, эта мысль для меня остается неясной. В процессе развития внутреннего человека и восстановления всего человека есть много вещей не подвластных самому человеку. Я вижу неразвитость, неочищенность и разорванность моего внутреннего человека. Я жажду восстановления, но могу ли я управлять всеми рычагами этого сложнейшего процесса? Может быть, Вы раскроете Вашу мысль чуть побольше?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #8 : 22 Январь 2006, 01:49:19 »
Всеми рычагами управлять... Мы можем поставить такую задачу для себя, но тогда, скорее всего, выберем самостный путь. Да будет воля Твоя - вот главная молитва нашего воления. По человеческому естеству, в целях совершенствования и развития или в согласии с аскетической традицией я бы выбрал лучшее, но какова воля Божия?

Приведу известный пример. Когда очищается ум, возможны некоторые периоды его "западания" - он становится как бы ватным - тупым и непослушным. Уже на этом этапе надо дать согласие быть дурачком в глазах других. Но вот очищение доходит до момента, когда ветхие умственные структуры рушатся. По себе знаю, что это весьма "яркое" переживание, потому что начинаешь как бы сходить с ума. Это не только внутренний процесс, никому не заметный, - меняется вся жизнь - скорее, переламывается. Если не иметь доверия к Богу, если пытаться продолжать дело объединения разрозненного ума или чувств, то естественным выбором (за которым стоит определенная воля) будет попытка сохранить и укрепить пошатнувшийся дом ума. Если же в сердце звучит: да будет воля Твоя - то не исключено, что крыша поедет набекрень и откроются новые просторы во временном (иногда и постоянном) юродстве. И наконец, если ко времени сноса дома ветхого ума вместе с его прохудившейся крышей откроется новый ум - более высокий и чистый, - то его волевое решение, поддержанное сердцем: Да будет воля Твоя - отметет сумасшествие как недолжное состояние; дом же старого ума падет, и освобожденный путник выйдет из разрушенной тюрьмы, которую принимал за жилище.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #9 : 22 Январь 2006, 07:26:57 »
Цитировать
Если не иметь доверия к Богу, если пытаться продолжать дело объединения разрозненного ума или чувств, то естественным выбором (за которым стоит определенная воля) будет попытка сохранить и укрепить пошатнувшийся дом ума.


На этом этапе "путник" чувствует, что почва уходит из под ног. Один мой знакомый плакался своему духовнику, что "потерял себя". У некоторых срабатывает "инстинкт самосохранения", когда видят, что их дела идут набекрень. Так они на этом моменте прерывают свой путь и становятся в глазах социума опять "нормальными".

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #10 : 22 Январь 2006, 11:53:15 »
Igor,
Цитировать
Так они на этом моменте прерывают свой путь и становятся в глазах социума опять "нормальными".
Многие, по моим наблюдениям, на этом этапе уходят "в другую веру".

Alexander
Цитировать
его волевое решение, поддержанное сердцем: Да будет воля Твоя - отметет сумасшествие как недолжное состояние;
Где, по Вашему, критерий своевременности "сноса дома ветхого ума"? К несчастью мне приходилось видеть, не просто юродствующих (о временности этого состояния и речи нет), а действительно "рехнувшихся".

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #11 : 22 Январь 2006, 12:28:19 »
Люди часто склонны отрицать сумасшествие, в том смысле, что сумасшедших начинают (естественно, в церковной среде) называть юродивыми, в то время как критерии различия неведомы. Похожий пример - когда молодой человек видит своего друга впервые под воздействием психоактивного вещества (напр., алкоголь), то в большинстве случаев искренне уверен, что тот "притворяется пьяным". У людей редко укладывается в голове, что человек действительно вовсе не притворяется, симулирует, а реально псих или под действием ПАВ, прозрение наступает при совместном проживании  с таким человеком, наблюдении за ним в течение длительного времени  - как говорится "по плодам" оцениваем. Мы тут целые приходы "юродивых" местами наблюдаем....
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #12 : 22 Январь 2006, 12:43:07 »
viktor, Вот именно. Сумасшествие страшная ловушка! Но, с другой стороны - во ВСЕХ (мистических) учениях о которых мне приходилось слышать, этап временного "псевдо-сумасшествия" присутствует. Он может быть "замаскирован" предварительной подготовкой или временным же затвором, но он есть. В этом и состоит мой вопрос к Alexander, - сохранился ли четкий критерий "своевременности" и "правильности" "сноса дома ветхого ума"? Или его придется восстанавливать уже нынешним делателям?

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #13 : 22 Январь 2006, 12:49:49 »
Если происходит фиксация патологических установок, капсуляция бытия, формируется хронический аутизм, и если развитие останавливается, происходит регресс психики, что видно только по прошествии многих месяцев и лет, то это - психическая болезнь (шизофренического спектра). Про исключения пока не говорю. Думаю, что врач может отличить псевдо-сумасшествие от псих. болезни, понаблюдав человека какое-то время...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Действие Божие во время молитвы
« Ответ #14 : 22 Январь 2006, 13:00:32 »
viktor, Вы неверно поняли мой вопрос. Я спрашивал не о постановке диагноза - лично я не спорю - это должен делать врач. Но результат "сноса дома ветхого ума" во многом зависит от своевременности (по крайней мере так считается). Слишком рано - у Вас пациентов прибавилось. Опоздал - потерянно драгоценное время. Конечно, в аскетической традиции с непрерывной "линией передачи", эту роль может играть "интуиция" учителя (старца). Но это не исключает и некий "формальный" критерий.