Отделено от темы: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?p=10274------
+++Однако, это ощущение На самом деле, в краткой форме сложно дать наставление об Иисусовой молитве, А так бы следовало показать переход от словесного образа молитвы к мысленному, подключение ощущений и переживаний, напр., предстояния или смиренного раскаяния - это все образы, пусть и не оформленные зрительно. А затем уже отведение в сторону и этих ощущений.
Но это, скорее, подготовка к молитве, хотя и это важно. Вообще, (мое мнение) о. Рафаил как аскетический писатель хорош (как публицист и богослов -- не очень, но это не главное).
Удачно, к месту приведены здесь у него слова св. Григория Нисского: "Жених, хотя и приходит, но не показывается". Действие Божие во время молитвы совершенно не приметно: совершается помимо образов, чувств, мыслей, ощущений. Собственно, по этому признаку только и можно отличить истинное действие Божие во время молитвы от ложного мнения о нем. Возникает, правда, вопрос, а как же тогда понять, что действие Божие совершается, если оно совершенно неприметно?
. Что Жених присутствует, если Он не показывается?
(Ответ -- верой -- правильный, но недостаточный, так как речь не только о вере, но и об опытном знании).
Правильная молитва такая, когда ты выходишь из нее точно таким же, каким вошел, но тем не менее другим человеком. Точно таким же -- с точки зрения чувств, мыслей и ощущений, так как ничего из этого за время молитвы не промелькнуло в твоем уме и сердце или не оставило там следа. Другим -- потому, что ты полностью изменился в том плане, который выше чувств, мыслей и ощущений. Когда это изменение произошло непонятно: во время молитвы ничего не менялось. Оно, это изменение, произошло неприметно, помимо тебя и твоей воли, в другом времени и на другом плане бытия.
Понять это можно из следующей аналогии. Ангелы (вполне уместная аналогия для безмолвника) неизменны, все содержание их сознания -- это постоянное устремление к Богу. Они живут в своем эоне (веке), в котором нет времени и нет (временного) изменения. Таков и подвижник. Он входит в молитву с одним только устремлением к Богу и с ним же выходит. Но тем не менее, "и ангелам свойственно преуспеяние", то есть изменение. Это изменение не во времени, а изменение порядка, преуспеяние. Оно совершается не во времени, а на другом плане бытия, в другом эоне. Так и подвижник, он изменяется не во времени, а в другом (ангельском) плане бытия, преуспевает в нем. Содержанием этого преуспеяния и ангелов, и человеков являются невыразимые (совсем или отчасти) откровения Божии о Своем Замысле, логосы.
Движение в ангельском плане бытия, то есть преуспеяние, прямо пропорционально неподвижности в этом, земном плане бытия. Или ты движешься (на молитве) в земном плане, то есть тебя переполняют, пусть благочестивые, чувства, мысли и ощущения, и совсем не преуспеваешь в другом плане. Или ты неподвижен в земном плане, то есть содержанием твоего сознание является только одно сердечное устремление к Богу, и тогда ты преуспеваешь в небесном. Такая -- неподвижная -- молитва никогда не проходит бесследно, и потому она необычайно трудна.
Достижению такого сердечного устремления, как уже говорилось, наверно, немало может поспособствовать предварительная подготовка в виде благочестивых мыслей, ощущений и такого прочего. Но важно также нахождение (умом) сердечного места, ответственного за устремления человека, и сосредоточение в нем.