Исихазм

Автор Тема: Устремляя око в середину чрева  (Прочитано 126233 раз)

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #15 : 22 Июнь 2006, 01:20:59 »
Эх-х... Приходится вспомнить свои каратистские занятия.  :ohh:
Для удачного выполнения чисто технических действий (защиты или атаки неважно) для начинающих обычно рекомендуют держать внимание в т.н. "тан-ден" (примерно это область между пупком и копчиком). Примерно там же находится центр масс у человека, и его движения приобретают как бы некоторую дополнительную силу, даже без подключения любых духовных практик. (Я по этому поводу уже упоминал вскользь, что на старорусском языке выражение "не жалея живота своего" означало не анатомический живот, а саму жизнь).
Дальше начинается интереснее. Внимание нельзя держать постоянно в одной точке, т.к. это закрепощает сознание и даёт возможность более опытному противнику переиграть человека, хотя бы в скорости. Для более опытных бойцов (драчунов, воинов и т.д. :war  ) рекомендации уже изменяются. Внимание должно находиться там, где оно в конкретный момент нужнее, при этом надо учитывать, что общая структура к этому времени уже выстроена и элементарной потери равновесия быть не должно.
Что-то мне здесь кажется одновременно и похожим и не похожим на советы по поводу того, где должен находиться ум во время молитвы. Есть некий начальный уровень (так сказать, техническая база для того, чтобы самому хотя бы ощутить саму молитву), а потом место для ума возможно будет определяться самой молитвой.
Может быть поэтому и конкретных указаний, о том где держать ум во время молитвы весьма немного, они не требуют математической точности и у разных святых отцов оказываются несколько различными? :think

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #16 : 22 Июнь 2006, 12:19:17 »
Alexander, омфалоскопия как концентрация внимания на пупке у Симеона Н.Б.  представляется верной. Слишком натяжкой оказывается в данном контексте интепретация слова "омфалос" как "сердцевина". Но не является ли концентрация на сердце также проверенным методом? Почему тогда идет разговор о "двух пальцах выше левого соска"? Не есть ли в этих "двух пальцах" (не трех, скажем) свой смысл?

Владимир С

  • Гость
Устремляя око в середину чрева
« Ответ #17 : 22 Июнь 2006, 12:24:51 »
ИМХО техники как таковой вообще не существует. Синергия с Господом удаётся не от положения тела и не от концентрации внимания в том или ином месте. Описания состояния удавшейся самодвижной молитвы отцы производили пост-фактум и потому  нет единодушия где у них было в этот момент сознание в пупке, сердце или гортани( напр архиепископ Антоний в книге "Путь умного делания" утверждает, что в гортани).  Тем более, что при этом человек наверное ощущает состояние эйфории близкого к лёгкому опьянению и ему трудно потом рассказать какое у него дыхание или где внимание. Потому на мой взгляд разговор о технике при этом, уводит человека иногда с правильного пути на котором он уже стоит.
Простите. р.Б.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #18 : 22 Июнь 2006, 14:17:42 »
В связи с возникающими вопросами, следует ли, памятуя о забытом правиле устремлять око в середину чрева,  и нам то же делать. Думаю, разумнее прислушаться к соборному мнению молитвенников древности и последних времен, ибо не противоречат они друг другу, а дополняют, расширяют и углубляют практическое руководство к молитвенному деланию. Итак, правила (внешне) не сложны:

1. Постепенность молитвенного делания: от молитвы словесной к молитве умной и сердечной;

2. Постепенность опускания ума в сердце (обычно через горло) - до уровня верхней части груди;

3. И важное дополнение: жесткий запрет на опускание внимания до уровня живота должен быть снят. Однако, приступать к этой части молитвы следует после прохождения предыдущих этапов, когда сердце будет очищено и духовная сердцевина обретена. Сейчас нет опытных молитвенников, которые могут подсказать и (при непосредственном контакте) подправить молитву. Опускание ума до уровня живота означает начало непримиримой борьбы с "мысленным зверем", и без Божией поддержки (когда нет руководителей) эту борьбу начинать очень опасно.

Несколько слов о практическом опыте - его специфической стороне. Мне привелось неоднократно наблюдать резкое пробуждение "зверя" сего у других людей и происходило оно весьма бурно. Такое пробуждение возможно и в том случае, когда верующий человек не занимается практикой молитвы и никак на животе не сосредотачивается. В человека вторгается некая сила, и ее вторжение происходит на уровне живота (или до уровня живота). И внизу пробуждается зверь, и начинается такое... что иначе как временное одержание и не назовешь. Вот только что был нормальный человек и благочестивый христианин - и "озверел", совершая - весьма талантливо, надо сказать - дикие и мерзкие поступки. Ум его, поскольку не очищен, мгновенно сбоит и начинает оправдывать все нелепые и нечестные действия. Затем зверь опускает голову и засыпает - и опять перед нами нормальный человек и благочестивый христианин, который не понимает, что с ним произошло, и старается быстрее все забыть и сбежать.

И страшная правда открывается - в каждом из нас спит такой зверь. И кто не сразится, не победит его. Кстати, почти безошибочно можно определить тех правильных "делателей", которые и не приступали к такой битве. Они много говорят о покаянии, смирении и о том, что благодать нельзя ощущать - се тихое нашептывание спящего зверя внутри.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #19 : 22 Июнь 2006, 14:42:16 »
Igor,  
Цитировать
Почему тогда идет разговор о "двух пальцах выше левого соска"? Не есть ли в этих "двух пальцах" (не трех, скажем) свой смысл?

Я не уверен, что есть глубокий смысл в такой конкретизации места внимания (да еще с левой стороны, где физическое сердце, которое не полезно напрягать излишне - ему и так достается).

Интересно проследить, от кого и с каких времен идет этот совет. Может, кто-нибудь подскажет? Помню, есть у Игнатия Брянчанинова, Феодосия Карульского, а у кого-то ранее встречается?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #20 : 22 Июнь 2006, 14:49:39 »
Стал искать, нашел еще у Иерофея (Влахоса) рекомендацию держать внимание на груди или пупке.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #21 : 22 Июнь 2006, 14:58:58 »
Alexander, то, что Вы написали характеризует "зверя" как волевую природу (человека или внешнюю - вопрос отдельный). Кстати, некоторые неправославные традиции рекомендующие схожие технические приемы, утверждают, что нисхождение ума должно происходить именно в последовательности: голова/горло/сердце/живот. И говорится об этом, именно как о последовательности.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #22 : 22 Июнь 2006, 15:22:55 »
Практик много. Более традиционным (для востока) является (мне кажется) восхождение/подъем - как в кундалини-йоге.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #23 : 22 Июнь 2006, 15:27:44 »
Я имел ввиду европейские традиции.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #24 : 22 Июнь 2006, 15:29:41 »
Дык, европейские традиции - откуда заимствуют-то?

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #25 : 22 Июнь 2006, 15:31:19 »
Цитата: Alexander
Мне привелось неоднократно наблюдать резкое пробуждение "зверя" сего у других людей и происходило оно весьма бурно. Такое пробуждение возможно и в том случае, когда верующий человек не занимается практикой молитвы и никак на животе не сосредотачивается. В человека вторгается некая сила, и ее вторжение происходит на уровне живота (или до уровня живота). И внизу пробуждается зверь, и начинается такое... что иначе как временное одержание и не назовешь. Вот только что был нормальный человек и благочестивый христианин - и "озверел", совершая - весьма талантливо, надо сказать - дикие и мерзкие поступки. Ум его, поскольку не очищен, мгновенно сбоит и начинает оправдывать все нелепые и нечестные действия. Затем зверь опускает голову и засыпает - и опять перед нами нормальный человек и благочестивый христианин, который не понимает, что с ним произошло, и старается быстрее все забыть и сбежать.


Скажу немного по себе известное. Хорошо если человек, пусть и не
готовый, но верующий. Это пол беды. Я же был поклонником
восточных медитативных техник. Цигун в частности (это уже не суть
важно сейчас). Просто точка внимания на нижнем дяньтяне мне не
по словам известна, как и многие "феномены", сопутствующие этой
практике. Результат с точке зрения повышения иммунитета, улучшения
здоровья был очевиден и спора не вызывает и до сих пор. Но есть и
другой аспект. Есть силы, которые вполне определены в православном
христианстве, и практически не упоминаются в литературе скажем по
темже техникам цигун (Буддизм хоть частично религиозен, там
проще в этом плане и медетации несколько иные (совсем иные  :D )).
Так вот они, силы эти, начинают проявляться без
всякого "предупреждения". Последствия - приходится бороться с
невидимым врагом. Посему пришел к православию, где это враг уже
хотябы не невиден, а вполне определен. Но это лишь от части
помогает (пока по крайней мере).  Иногда делаешь явный
грех,полностью отдовая себе отчет и не имея сил противостоять. Ведут
как барана на заклание. Что делать пожалуй уже знаю благодаря вам.
А что получиться - время покажет. И самое мудрое с моей точки зрения
из того что я тут для себя почерпнул:

Цитировать

Ты же, если хочешь положить начаток столь светородному и сладостному деланию, постарайся начать отсюда. Вслед за строгим послушанием, писанным выше, тебе нужно делать все совестливо, ибо без послушания нет и чистой совести. И сохранить совесть ты должен прежде перед Богом, затем пред отцом своим <духовным> и, в-третьих, по отношению к людям и предметам. Пред Богом должен ты сохранить совесть, дабы того, что, как ты знаешь, не служит Богу, и тебе не делать. <Пред> отцом же своим <духовным ты должен хранить совесть>, чтобы делать " ни добавляя, ни убавляя " все, что он говорит тебе по усмотрению своему. По отношению к людям нужно хранить тебе совесть, дабы не делать другому того, что сам ненавидишь. Что же касается предметов, ты должен остерегаться от злоупотребления во всякой вещи " пище, питье и одежде; говоря проще " делать все, как пред лицем Божиим, ни в чем не обличаемый совестью.


Без этой базы соваться туда сейчас не рискнул бы. Только поздно
уже.

P.S. Вот кстати оно:
Цитировать

Но опять-таки, и не от второго [заблуждения] берет начаток ум, обращая внимание на внешние чувства, но не видя внутренних врагов. Таковой, как мы сказали, поражается, а не поражает; ранится, и не знает <кем, откуда, как и почему >; в плен уводится, и не в силах отразить пленивших. Все время "на спине" его, скорее же на лице "строят [ковы] грешники" (Пс. 128, 3) и исполняют его тщеславием и самомнением.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #26 : 22 Июнь 2006, 15:39:40 »
Цитата: Alexander
Дык, европейские традиции - откуда заимствуют-то?
Не спорю!  :D Привел как иллюстрацию.

Alek-Sandr

  • Сообщений: 225
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #27 : 23 Июнь 2006, 03:36:41 »
Уважаемые, прошу простить мою непонятливость и прямолинейность, но что за зверь сидит в человеке (м-мм, скажем так, в его нижней половине)?
Если имеется в виду первородный грех и связанное с ним, так от этого, по-моему, ни один человек не свободен (может быть есть редчайшие исключения), а если так, то не естественен ли он для человека, который ещё не начал борьбу за своё спасение, и если опять-же так, то не лучше ли знать врага, прежде чем начинать с ним бороться.  :?:

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Устремляя око в середину чрева
« Ответ #28 : 23 Июнь 2006, 08:27:49 »
Мне кажется, Отцы считавшие себя грешнейшими из людей, говорили так из-за встречи с этим зверем в себе.

Юрий-З

  • Гость
Устремляя око в середину чрева
« Ответ #29 : 23 Июнь 2006, 12:04:40 »
Очень интересную тему затронули. Ответ на вопрос, почему надо концентрировать внимание ума на сердце, а не на другом месте тела, будет также и ответом о смысле и цели Умного Делания.  Но найти этот ответ в русле только православной традиции считаю не возможным. Т. к. нет у православных монахов желания экспериментировать, как можно скорее обрести познание воли творца, увидеть свет не тварный, озаряющий их ум, обоженье и спасение души- вот их цель. И не хотят они тратить время на что то иное. Просто нет в православной традиции этого опыта, нельзя на пупе концентрироваться и все тут. Я для себя ответ нашел совсем далеко от православия – в йоге, но этот ответ вселил в меня чувство гордости и уважения к православному деланию. Откройте, не поленитесь йога – сутры Потанжали. Для не имеющих эту книгу и если будет интерес по позже дам цитаты. А сейчас скажу по памяти и прошу прощения если не совсем точно как написано, но думаю по смыслу близко. В главе посвященной концентрации подробно перечислено, как концентрироваться на разных частях тела или других объектах и какой эффект это дает. Например; концентрация ума на кончике носа дает способность чувствовать запахи на далеком расстоянии, а концентрация ума в центре головы приводит к видению света озаряющего ум. О концентрации ума на сердце написано, что это дает постижение сущности нашего «Я». Только твердо зная подлинную природу нашего «Я», т. е. души, путем низведения ума в сердце, можно понять смысл  жизни которую дал нам Творец, правду о спасении и вечной жизни. Зрят в корень православные монахи и не желают размениваться на более мелкие цели ( левитация , уменьшение размеров тела, не видимость, ясновидение и др.), а корень человека это его сердце, и в нем написано его предназначение и судьба, как творения божьего. У каждой книги есть название, и оглавление из которой мы понимаем, для чего книга написана и чему посвящена. У каждой машины есть инструкция, где написано как с ней обращаться и для чего машина предназначена. У человека для этого есть сердце и в нем с помощью Умного Делания надо научиться «читать» божий промысел о нас. Я сам много времени посвятил даоским практикам и концентрация на «пупе» не получался хоть убейся, ни чего я там особого не находил. И честно признаться плюнул на это бесполезное дело. Но молитва Иисусова долась мне легче, хотя я относился к ней с холатностью и не радением практиковал по полгода а потом бросал, увлекшись другими делами. Но как толь сердце мое «растеплилось» и «разогрелось» от молитвы, то и даоские практики перестали быть для меня секретом. Терпение и труд единственное что требуется. И теперь я в своих ощущениях знаю, а не только на словах, и думаю что и объяснить смогу что такое «Ци холодное» или « Ци горячее» для тех кто знает о чем это. Теплота, которая проявляется в сердце не вдруг, а после двух, а то и трех недель Умного Делания не менее чем по часу в день, ровно такая же, как и в месте на два пальца ниже пупка. Разница в том, что от молитвы я чувствую притяжение к Иисусу Христу, как к матери родной по которой истосковался, после долгой разлуки, как магнит к магниту. И богословствовать тянет, и библейская история перестает быть сторонней, а задевает за живое и плакать хочется от зверства людского такое сотворившего. Чувство религиозное от  полного отсутствия просыпается и внутри себя я начинаю понимать что это. И молитва перестает быть в тягость, хочется твердить ее в захлеб, так что язык не успевает ворочаться, а ночью на грани сна ум озаряется светом. Свет бьет в глаза хоть они закрыты, и лежу я или сижу в темноте полной. Часто было так, что свет слепит, я моргаю глазами или точно отдаю себе отчет что они открыты, но тут же очухиваюсь в постели и веки глаз моих сомкнуты. А еще сердце иногда «без спроса, самовольно» меняет ритм и стучит по особому. От даоских практик религиозное мое чувство никак не развивается, зато целебный эффект был точно. Вот вам и разница в том где концентрировать свой ум, и никакие бесы или «звери» во мне не просыпались и блудом от этого я не страдал.
Прошу прощения у православных за то, что упоминаю, столь чуждые им учения, пользы в которых они не видят, а только боятся в них пропасть. Только я Господу доверяю и не попустит он, что бы заблудился я в лжеучениях. Все люди одинаковы и в глубине души хотят одного, спасения и жизни вечной. И делятся опытом в «разных книгах» и на «разных языках» в силу своего умения и понимания. Не врут даосы, не врут йоги, не врут православные нужно только уметь и желать понять собеседника кем бы он ни был.