Исихазм

Автор Тема: о. Рафаил об исихии  (Прочитано 16318 раз)

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« : 21 Июль 2006, 16:51:08 »
http://karelin-r.ru/pravoslavie/125/1.html
Можно поговорить вот об этой статье о. Рафаила.
Я не претендую на истинность своих высказываний. Могу в чем-то ошибаться. Знаний, тем более, недостаточно.
Мне кажется, что эта статья о. Рафаила очень хорошая и верная. В плане того о чем он говорит в ней. Что исихия
Цитировать
Исихия вынесена из пустынь и монастырских келий в мир, от которого она так тщательно скрывалась
и столь многое кол-во людей практиуют ее - как не ужасно звучало бы это слово. - под маркой Православия.
Мне казалось, что исихазмом могут заниматься только монахи(миряне конечно могут иметь какое-то правило Иисусовой молитвы, но монашество дает больше возможностей к совершенству. Т.к. есть отречение от мира) в полной мере. Потому, что ведь не зря уходили в монастыри. Возникает резонный вопрос: зачем люди становились монахами, если это возможно с тем же успехом в миру? Наверное, все не просто так.
Цитировать
Чтобы понять святого Григория Паламу надо приблизиться к нему через личную аскезу. Чтобы увидеть сокровенный смысл и понять язык преподобного Григория Синаита и его учеников надо заниматься Иисусовой молитвой в уединении. Чтобы говорить о исихии, надо вначале научиться молчать.

"Вначале нужно научиться молчать" говорит о. Рафаил. Отсюда вытекает, что даже, если человек мирской захотел заниматься Иисусовой молитвой, то он должен создать себе такие условия, где преобладает молчание. Значит, это смена работы, места жительства и пр. т.к. не всякая работа(далеко не всякая) дает возможность молчать, не всякое место жительства и т.д.  ИМХО
Цитировать
Слово "исихия" означает тишину. Но само понятие тишины стало для современного человека чем-то чуждым, оно выпало из внутреннего опыта. Для него тишина это негативное понятие, это отсутствие жизни или внутренний вакуум; о исихии он может мыслить только абстрактно.
Я согласен с этой точкой зрения. Т.к. вспоминются слова монаха из Валаама с острова Святой(где очень уединенная жизнь). Что он, который не был с детства крещен и веру не сразу принял(как многие на форуме), очень трудно ему побороть мир в себе. Тем паче нам немощным мирским людям еще сложнее. Т.к. мы в нем прибываем.
Цитировать
Человек своими силами не может преодолеть разрыв и распад душевных способностей и свойств после грехопадения. Он не может победить трех исполинов: гордость души, похоть плоти и невежество своего ума.

Мне кажется, что очень хорошо сказано
Цитировать
Но возникает вопрос: ведь все святые спасаются через стяжание благодати, в том числе люди, лишенные возможности для уединения, которые даже занимали ответственные посты в государстве; как они могут стяжать благодать и достичь святости? Надо помнить, что исихия это не общий, а особый путь; это наиболее целесообразная форма жизни - как внешнее уединение и внутреннее безмолвие для стяжания и опытного переживания благодатных состояний. Здесь постоянное, волевое ограничение впечатлений, входящих в душу через пять чувств, уничтожение помыслов в самом их зачатии, и контроль над каждым словом. Исихия это пребывание в благодати и созерцание в себе ее действий, как преображения, богоуподобления, радости и внутреннего света. Еще скажем, что исихия это жестокая борьба с демоном, постоянно пытающемся разрушить безмолвие, как бы вырвать знамя в бою у противника.

Я так понимаю это об этом форуие.  Если логически рассудить, то о. Рафаил прав.
Цитировать
Например, в интернете открыты сайты под названием Исихия, на которых, кто попало говорят и спорят о том, чего никогда не испытывали и возможно, никогда не испытают.

Человек, загруженный информацией, не овладевший Иисусовой молитвой, не прошедший послушания у старца, и покусившийся со своими страстями и гордыней войти в мир безмолвия, может надорвать свои силы и повредиться умом. Отцы говорили, что новоначальных по жизни, и гордых по нраву, пустыня или изгоняет или убивает. В монастырях монахов заставляли много трудиться, и только потом допускали их до более уединенной и безмолвной жизни. На этих форумах вы не встретите старцев-монахов, опытных в духовной жизни, а людей, большинство которых, мало - чего понимая, много говорят, часто путают молитву с медитацией, и отравляют других своими ложными представлениями о исихии. Поэтому я считаю форумы о исихии дешевой профанацией тайны священнобезмолвия, и приманкой для мух, которые возомнили себя орлами.

Мне кажется, что о. Рафаил во многом прав.
Простите.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #1 : 21 Июль 2006, 18:20:21 »
О.Рафаилу свойственно видеть мир в черно-белых красках: или полная исхия и отшельничество - или мирская жизнь абсолютно недоступная для исхии. Эта его черта характерна и для других его статей. Никто не спорит, конечно живущим в миру недоступны те степени внешнего и внутреннего молчания, которые доступны отшельникам, но и мирянам  хотя бы немного и в малой степени доступно приобщиться к этому таинству, если конечно совершать делание с благоговением и правильным отношением. Интерес и стремление к исихазму все равно существует среди мирян, и все равно люди изучают этот опыт и пытаются к нему приобщиться, и "запреты" здесь вряд ли остановят. Роль форума может быть хотя бы в том чтобы предостеречь людей от злоупотреблений, поделиться знаниями и опытом хотя бы того как не надо заниматься умным деланием, уже от этого может быть реальная польза. Тем не менее возможность профанации таинства исхии реально существует, и нередко действительно происходит на форуме (да простят меня участники форума).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #2 : 21 Июль 2006, 19:56:33 »
О весьма субъективном отношении о.Рафаила к практике исихазма мы уже говорили в других темах. Вспомним хотя бы его версию местонахождения пупа...

Виктор, пошли бы Вы второй раз к продавцу, который сбывал Вам раньше плохой товар, стали бы Вы снова пить из источника, вода в котором уже была испорчена?..

Вы не искушены в молитве (по Вашим отзывам), плохо знаете историю исихазма, посему и проглатываете с удовольствием такие слова, обращенные к людям, которые не знают предмета:
Цитировать
Исихия вынесена из пустынь и монастырских келий в мир, от которого она так тщательно скрывалась

Это для эзотеризма, который критикуется о.Рафаилом, свойственно тщательно скрывать. А в христианстве: кто от кого скрывает: христиане-монахи от христиан-мирян? И кто тот "разбойник", который вынес это скрываемое добро? Паисий Величковский? Серафим Саровский? Игнатий Брянчанинов? Феофан Затворник? Силуан Афонский? Лучшие монахи, добывая по крупицам учение о стяжании Святого Духа, не спрятанное от профанов, а утерянное самим же монашеством раньше, отдавали его другим.

Действительно, грех нецельности настолько сильно поразил христианство, что некоторые монахи стали относиться к мирянам как к неполноценным в духовном плане людям - тем, кто недостоин постичь сокровенную глубину их подвига. И для таковых характерно играть в тайны, запрещать изучение Евангелия, молиться и даже носить четки.

Итак, не скрывалось, а было утеряно это учение, вновь открыто подвижниками и вынесено святыми! (а не ворами) - для всех христиан!

Виктор,
Цитировать
резонный вопрос: зачем люди становились монахами, если это возможно с тем же успехом в миру?

Резонный ответ: мы говорим не о вчера и позавчера, а о сегодня! Или Вы вдруг забыли, что проблематично найти на Руси великой монастыри, где занимались умным деланием? И встречный вопрос: зачем идти в монастырь, если в нем не занимаются тем, для чего он предназначен?

У автора статьи на первое место выходит внешнее уединение, внешнее молчание и внешние обеты. Раз на первом месте внешнее, то и путь для поиска Царстия Божия предлагается прежде всего внешний. Судить же о соответствии своим воззрениям - с внешней позиции - тех, кто идет внутренним путем, - удел незавидный.

А старцев-монахов... мы не встретим ни этом форуме, ни на том сайте, и вообще, их в реале почти никто не встречал.

Так что, Виктор, выбирайте сами - по родственному духу - из какого источника пить...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #3 : 21 Июль 2006, 20:13:20 »
Evgeny,  
Цитировать
Тем не менее возможность профанации таинства исхии реально существует, и нередко действительно происходит на форуме (да простят меня участники форума).

Опасность профанации существует. Еще большая опасность - утерять последние крохи умного делания под наплывом профанированного учения.

Участники форума тебя простят :) Но голословность обвинений не в духе нашего форума.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #4 : 21 Июль 2006, 20:22:32 »
Цитировать
Или Вы вдруг забыли, что проблематично найти на Руси великой монастыри, где занимались умным деланием? И встречный вопрос: зачем идти в монастырь, если в нем не занимаются тем, для чего он предназначен?
Нет, не забыл. Разве человек уходящий в монастырь не может там заниматься умным деланием сам? Для него как раз монастырь и станет тем местом для которого он предназначен.
Цитировать
У автора статьи на первое место выходит внешнее уединение, внешнее молчание и внешние обеты
Вы правы, Александр, что внешнее не должно быть на первом месте. Я согласен. Но вспоминаются слова свт. Игнатия, когда он говорил, что внешнее твои действия, поведение, место жительства, обстановка и пр. тоже очень важно. Ес-сно главное - жительство по Евангелию и борьба со страстями. Но разве может быть оное, без соотв. внешнего? Мне кажется, что, если ты меняшься внутренне то это способствует и изменению внешнего. Хотя и внешнее дает какой-то простор к изменению внутреннего.
Цитировать
Вы не искушены в молитве (по Вашим отзывам), плохо знаете историю исихазма, посему и проглатываете с удовольствием такие слова, обращенные к людям, которые не знают предмета:

Здесь вы, наверное, правы.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #5 : 21 Июль 2006, 21:17:22 »
«- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
Это камень, из которого созидаются стены сего тайного монастыря. Один камень за другим кладет человек, произнося слова этой молитвы, и день за  днем, год за годом вокруг души вырастают невидимые стены, отделяющие его от мирской жизни. Он теряет вкус и интерес к мирским развлечениям, к шумным забавам, его тяготит общество пустых людей, их постоянный смех, шутки, злословие. Ему не нужны светские книги. Ему не нужно искать, чем бы внешним заполнить жизнь, спасаясь от тоски и скуки. Жизнь его полна внутреннего значения и неисчерпаемого духовного содержания. Он тайный монах тайного монастыря, еще не принявший пострига, живущий для всех окружающих в миру, но для себя ушедший в монастырь умной молитвы».
Протоиерей В. Свенцицкий «Тайное поучение о нашем спасении»

Виктор, Вы считаете, что Вам подходит только монастырь? Поселитесь там и молитесь как можете. Кто призван Богом спасаться в монастыре - тот там спасётся; кто призван спасаться в другом месте - будет там спасаться. К чему эти размышления о лучшем месте для молитвы и прочего? Всё это само приложится. Лучшее место для молитвы - здесь и сейчас, на этом стуле, в этой комнате, в этой квартире. А что дальше - Бог даст.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #6 : 21 Июль 2006, 21:18:23 »
Виктор,  
Цитировать
Разве человек уходящий в монастырь не может там заниматься умным деланием сам?

Может, равно как и человек, не уходящий в монастырь. За искл.: в монастыре человек менее свободен в своем выборе, а послушание несет, и если послушание его определяют люди, далекие от умного делания, то ему будет сложнее молиться, чем в миру.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #7 : 21 Июль 2006, 21:42:01 »
Как пример того что в православии есть и другие мнения отличные от взглядов о.Рафаила, уместно привести выдержки из книги прот. Валентина Свенцицкого «Монастырь в миру» (спасибо Павлу за подборку http://pavellspb.livejournal.com/4840.html )

_______________

Неизвестный. …Но встает вопрос о будущем. Монастырь явно пришел к упадку и, можно сказать, даже к уничтожению. И если уничтожилось самое сильное, то, что ты называешь твердынею Церкви, не очевидно ли, что должно уничтожиться менее сильное, то есть мирская Церковь? Но как это может быть попущено Богом?

 
Духовник. Внешняя известная нам форма монастырской жизни, может быть, и будет уничтожена внешней же исторической системой, но монашество не будет уничтожено никогда. В поразительных, истинно пророческих словах раскрывает судьбы монашества св. Антоний Великий. Он говорит: "Придет время, возлюбленные дети мои, когда монахи оставят пустыни и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и темных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей, вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств, смирение заменится гордостью; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым дел, соответствующих знанию; любовь охладеет, вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах не менее самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником: и несмотря на то, что будут жить среди мира, будут называть себя уединенниками (монах - собственно уединенник). Притом они будут величаться, говоря: "я Павлов", "я Аполлосов" (1 Кор. 1, 12), как бы вся сила их монашества состояла в достоинстве их предшественников: они будут величаться отцами своими, как иудеи отцом своим Авраамом. Но будут в то же время и такие, которые окажутся гораздо лучше и совершеннее нас; ибо блаженнее тот, кто мог преступить и не преступил, и зло сотворить и не сотворил, нежели тот, кто влеком был к добру массою стремящихся к тому ревнителей..."

 Неизвестный. Как же тебе представляется будущее этого нового монашества?

 Духовник. Совершенно ясно, что св. Антоний разумеет здесь монашество в миру. Оно не будет внешне ограждено от мирских соблазнов, как ограждено было в прежнем монастыре. Эти новые подвижники будут жить в миру, где они "могли бы преступить" и не преступят, могли бы "сотворить зло" и не сотворят. Здесь разумеется не внутренний соблазн и не внутреннее совершение зла, так как это внутреннее падение угрожало монаху и в прежних монастырях и пустынях, а св. Антоний в своих пророческих словах противопоставляет будущих монахов прежним и говорит, что они будут блаженнее, потому что задача их будет труднее. Очевидно, речь идет о близости и доступности соблазнов, легкости, с которой можно "преступить", поддаться им, потому что они тут же под руками, не за оградой, а в миру, в котором будет жить этот будущий подвижник. И ясно далее, что это будет не общежительное подвижничество, а единоличное, потому что этим подвижническим путем будет идти не "масса стремящихся" к спасению, а отдельные люди. История как бы завершит круг и вновь придет и к гонениям первого века, и к монастырю первоначального христианства.

Вот что говорится о гонениях перед концом мира в слове Божием. Господь сказал своим ученикам на горе Елеонской о грядущей судьбе мира и христианства: ...восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое... (Мф. 24, 7-9).

А св. Лука приводит следующие слова Спасителя: преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят (Лк. 21, 16). Но гонения, естественно, сделают невозможным внешний монастырь и поставят Церковь в условия первоначального христианства. Но это будет Церковь, прошедшая весь свой славный земной путь, в ней будут все духовные сокровища, которые приобрела она. Она будет "монастырем в миру", как была Церковь Апостольская, не потому, что откажется от всего, что обретено ею за две тысячи лет благодатным действием Святого Духа, а по своему духовному состоянию и по своему отношению к миру.

Отдельные люди будут по-прежнему принимать монашество, давая обет безбрачия и тем как бы устанавливая духовное родство с великим прошлым монашеской жизни, но и эти, принявшие постриг, и не принявшие его, а вступившие в брак,- все будут жить уже не в прежних монастырях, а в миру, как жила первоначальная Церковь.

Св. Иоанн Златоуст указал одно из главных духовных оснований для этого грядущего монастыря. В слове "О сокрушении" он говорит: "Мы должны искать пустынножительства не только в каких-либо местах, но и в самом произволении и прежде всего другого - душу свою ввести в самую необитаемую пустыню".

Вот эта внутренняя пустыня и будет основанием монастыря в миру. Не монахи, а все верующие будут уходить в эту пустыню. Не монахи, а все верующие встанут на путь послушания и духовной жизни. Вновь, как в апостольский век, Церковь внутренне оградит от мира себя и противопоставит себя ему. Встанут невидимые стены, которые прочнее, чем каменные, и оградят святую Церковь от мира, лежащего во зле. Эти стены воздвигнет молитва, пост, послушание, бесстрастие, подвиг. Вновь все верующие, как в древней Церкви, станут делателями молитвы Иисусовой. Вновь вернутся они к постоянному причащению Святых Тайн. Вновь, как некогда в Иерусалиме, будут "единодушно пребывать вместе" и будут чувствовать себя в миру, как в безводной пустыне. И новые подвижники превзойдут древних. И Церковь преисполнится, как и Церковь Золотого века, благодатными дарами Святаго Духа. Эта полнота благодати в древней Церкви была потому, что живы были люди, которые сами лицезрели Господа, и все было как бы освящено недавним Его присутствием среди людей. Церковь грядущая будет исполнена полнотой этой благодати потому, что будет полна предчувствием второго славного пришествия Его и будет освящаться близостью Христа Грядущего.

 Неизвестный. Ты говоришь так, как будто бы это вопрос ближайших дней.

 Духовник. Нет. Нам не дано знать времена и сроки. Но монастырь в миру уже созидается, это могут не видеть только слепые.

Виктор

  • Сообщений: 171
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #8 : 22 Июль 2006, 07:05:01 »
Alexander,
Цитировать
Может, равно как и человек, не уходящий в монастырь. За искл.: в монастыре человек менее свободен в своем выборе, а послушание несет, и если послушание его определяют люди, далекие от умного делания, то ему будет сложнее молиться, чем в миру.
Все зависит от послушания. Конечно, могут дать послушание связанное с умственным трудом или, вообще, что страшно для монаха(имхо) - выход в мир, социальное служение(чего в принципе не должно быть среди монашества. Мне кажется.) Ну, а если послушание связанное с физическим трудом, то, конечно здесь есть доля свободы и простора для молитвы. Evgeny,
Цитировать
Никто не спорит, конечно живущим в миру недоступны те степени внешнего и внутреннего молчания, которые доступны отшельникам, но и мирянам хотя бы немного и в малой степени доступно приобщиться к этому таинству, если конечно совершать делание с благоговением и правильным отношением.
Спасибо вам за этот ответ. Простите, если кого задел. Просто мне казалось, что на форуме идет разбор таких высоких полетов, что отцы-пустынники далеки от этого. Вы все прояснили. Спасибо вам!

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #9 : 22 Июль 2006, 07:50:59 »
Если говорить серьезно, то речь идет прежде всего о Спасении.
Мы спрашиваем себя: возможно ли Спасение в миру? А в тюрьме? И ответ, как правило, утвердительный. Давайте вспомним помещика Николая Мотовилова и его беседу с Преподобным батюшкой Серафимом. Ведь ни слова об Исихии! И, пожалуйста, многие здесь пусть согласятся, что достижение тишины ума, что само по себе, искомо, наступает от разных причин и действий. Может, человек увидел восход солнца в горах и на него снизошло благоговение перед красотой творения и мудростью Творца. Тут - мгновенная тишина ума без всякой подготовки и Умного Делания. А сколько таких счастливых, мы даже и не знаем. Ни хождения в храм, ни постриг, а поди-ж ты - хлоп и в "дамках"! Некоторые даже и слов то не знают, каковые мы тут произносим. Ну к чему заносчивость - "конечно живущим в миру недоступны"...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #10 : 22 Июль 2006, 08:17:47 »
Леонид, конечно минуты озарения и просветления у всех бывают. Здесь же речь шла о непрерывном состоянии внутренней исхии.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #11 : 22 Июль 2006, 12:11:26 »
Леонид,  
Цитировать
Давайте вспомним помещика Николая Мотовилова и его беседу с Преподобным батюшкой Серафимом. Ведь ни слова об Исихии!

Да, об исихии не говорится. Зато в этой самой что ни на есть исихастской беседе говорится о главном - заметьте, для любого христианина - стяжании Святого Духа в любых условиях.

Виктор,  
Цитировать
или, вообще, что страшно для монаха(имхо) - выход в мир, социальное служение(чего в принципе не должно быть среди монашества. Мне кажется.)

Вы глубоко ошибаетесь. Опыт католической церкви красноречиво говорит о том, что возможно соединение социального служения и посвящения себя Богу. Извращения скорее возникнут там, где нет этого соединения, и силы монахов расходуются на бездушное благоукрашательство и накопительство.

Социальное служение - одна из основных возможностей выхода монашеского института, забывающего свое предназначение, из кризиса и духовной деградации. Ибо не учительская спесь и не превозношение монахов над мирянами, а служение монахов братьям и сестрам своим - вот шанс для возвращения к первоначальной чистоте, истинному нестяжанию и послушанию.

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #12 : 22 Июль 2006, 15:50:41 »
Цитата: Виктор
или, вообще, что страшно для монаха(имхо) - выход в мир, социальное служение(чего в принципе не должно быть среди монашества. Мне кажется.)[/b]

Думаю Вы правы. Еще прп. Исаак Сирин писал: “Если ты мирянин, то проводи время в занятиях добрыми мирскими делами. А если ты инок, то прославься делами, какими отличаются иноки. Если же намерен ты заниматься тем и другим, то утратишь то и другое. Дела же инока суть следующие: свобода от телесного, в молитвах телесный труд и непрестанное сердечное памятование о Боге”.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #13 : 22 Июль 2006, 16:11:29 »
Прп. Исаак писал для такого монашества, которого сейчас почти нет, и в те времена, которые давно миновали...

Павел

  • Сообщений: 81
    • Просмотр профиля

о. Рафаил об исихии
« Ответ #14 : 22 Июль 2006, 16:41:07 »
Александр, это не совсем так. Достаточно почитать исследования православных ученых по истории монашества, например, византийского, чтобы увидеть одну и ту же картину на протяжении многих веков, не исключая и нашего времени. Преподобных монахов (как и в миру праведных мирян) всегда было мало, но уверен, что они были, есть, и будут.

Кстати, в начале 20в. в России состоялась полемика между сторонниками социального служения монашества (например, публицист Круглов А.В) и сторонниками т.н. “созерцательного“ направления (например, сщмч. Владимир (Богоявленский)), возражавших против выхода монашества в мир.
Архиеп. Никон (Рождественский), чья роль в истории освящается часто однобоко и неверно, писал в те дни, что единственной задачей монашеской обители являются церковные службы, молитва, воспитание духа: “Мы монахи, не скрываем ни от кого горькой истины, что число добрых иноков в последнее время зело оскудело в наших обителях… В таком случае не лучше ли некоторые монастыри совсем закрыть, чем преобразовывать их в какие-то монастыри “нового типа”. Открывайте, если угодно и какие угодно союзы, братства, общины…, но не называйте уже их монастырями, дабы не смешивать понятий, не подменивать одно другим, не изменять основному принципу и не делать уступки духу временив самой сущности дела”.
Мне трудно не согласиться с его точкой зрения. Для социального служения можно открывать общины, братства, но не стоит их называть монастырями, ибо “монахом является тот, кто удалил ум свой от материальных вещей и пребывает в Боге через воздержание, любовь, псалмопение и молитву” (прп. Максим Исповедник).