Хочу поднять один вопрос, который кое-как обозначен
вот здесь. Текст ниже - некий синтез нескольких моих записей в моем Живом Журнале.
Мне кажется, что я понимаю, почему нельзя упоминать имя Бога всуе, в смысле просто так. ИМХО это не потому, что нельзя, а потому, что это, сама попытка, как минимум смешная, логически глупая, а как максимум даже... неуважительная к Именуемому.
Понимаете, это сущность человеческого сознания - давать вещам имена. Люди не могут непосредственно передавать свои мысли - им нужно для этого связывать куски реальности с большим количеством символов кля каждого такого кусочка, которые, символы, называются словами. В свою очередь необходимость рвать Единую Сущность на куски-слова происходит от особенности человеческого сознания делать дела по плану. Т.е. для того, чтобы получить А, нужно сделать сначала В, потом С и D. Человеческое сознание по умолчанию жестоко целенаправленно. Жестоко потому, что оно неизбежно (в силу своей природы) вмешивается в естественную сбалансированную экологию окружающего мира и нарушает ее. Потому что чтобы вырастить капусту, надо разрушить дерн и поделить Растительный Мир как минимум на две части - на капусту и не-капусту (сорняки!). Т.е. то, что мирно росло и выполняло в экосистеме свою роль, объявляется "вредным" растением.
Так мы, люди, вынуждены рвать Мир на части. А потом стремимся вернуться в утерянный рай, который мы потеряли в первый миг Познания - когда Адам и Ева вдруг стали выделять части из Целого.
И потом мы говорим слово "Бог". Ну или другие слова-имена. Мы используем для ЭТОГО СЛОВО - инструмент, которым мы кромсаем Мир. И когда возникает Бог, сразу подразумевается-предполагается, что есть не-Бог. Я говорю: "Бог", я рассуждаю о Боге так, как будто его нет рядом, как будто это какой-то объект под моим рассмотрением. И это смешно, а-логично и невежливо, именовать Бога.
Но мы, люди, вынуждены общаться словами. Это, пардон за неправославный термин, наше дао. Мы - люди. Опять же когда ученик дзенского Мастера отвечал на коан, над которым долго медитировал, Мастер всегда как-то мог понять что он слышит просто слова, лом истерзанного Мира, или мелодию просветленной мысли.
Говорят, Будда любил рассказывать своим ученикам эту историю. Несколько человек переправлялись через реку. Река была широкой, опасной, было половодье — это, наверное, был сезон дождей, — и они остались целы и невредимы лишь благодаря своей лодке. Они, наверное, были очень-очень разумными, потому что подумали: «Эта лодка спасла нам жизнь, как же мы теперь можем её бросить? Она — наш спаситель, и было бы чёрной неблагодарностью оставить её здесь!» Поэтому они притащили эту лодку на своих плечах в город.
— Что вы делаете? — поинтересовался у них один из удивленных прохожих. — Первый раз вижу, чтобы кто-то притащил в город лодку.
— Нам теперь придется носить эту лодку всю оставшуюся жизнь, — объяснили они, — потому что она спасла нас, и мы не можем быть неблагодарными.
Назначение рыбной блесны — поймать рыбу,
А когда рыба поймана, блесна забыта.
Назначение слов — сообщить идеи.
Когда идеи восприняты, слова забываются.
Где мне найти человека, позабывшего слова?
Он — тот, с кем я хотел бы поговорить.
Когда Иисус говорил: "Имеющий глаза да видит, имеющий уши да слышит", он имхо не призывал быть внимательнее к своим словам - он просто и конкретно говорит о Боге, как он есть прямо сейчас везде вокруг и внутри вас. Бог - это все. И ничто - это тоже Бог.
Да даже можно сказать еще вот что. В сущности нет ничего глупее рассуждений о Боге. Как будто своими рассуждениями мы сможем сделать его ближе, чем он есть.