Все ИПЦ являются неканоничными потому что при разрыве общения с вселенской Церковью нарушили правила Двукратного собора. Никакие искажения традиций и нарушеня канонов (новый ли календарь, экуменическая деятельность МП, скамейки ли в храмах, "всеобщая апостасия", "обмирщения церкви", отсутствие общин, допущения неверных на литургию верных, а также никакие декларации митр.Сергия и все прочее что произошло в русской церкви) НЕ ЯВЛЯЮТСЯ каноническими причинами для разрыва общения. Удивительно что при таком почитании православной традиции в ИПЦ пренебрегают важнейшими канонами и правилами соборов. Сами ИПЦ постоянно раскалываются и дробятся по той же причине - постоянного пренебрежения правилами Двукратного собора. Кроме того, как правило ИПЦ-расколы бывают заражены ересью донатизма.
Согласно правилам Двукратного собора, разрыв общения с предстоятелями канонически оправдан только при условии если:
- предстоятель проповедует "некия ереси, осужденныя [ранее!] святыми соборами или отцами"
- "он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви"
Суть этого канона проста - пока ересь не захватила целиком всю Церковь, не исповедуется соборно и не закреплена в соборных актах, прерывать общение с придерживающимися ереси нельзя, иначе это было бы фактически отказом от попыток уврачевать ересь. Ереси надо пытаться врачевать соборно внутри Церкви, утверждать чистоту веры в духе христианской любви и милосердия к заблуждающимся до тех пор пока остается хоть малейший шанс их вразумления. Только если кто-либо открыто исповедует или учит явной осужденной ранее ереси, демонстрируя тем самым открытое несогласие с соборным вероисповеданием Церкви и открытое противостояние ему, тот сам себя такими действиями отделяет от Церкви, и разрыв общения с ним есть лишь ответный шаг на разрыв единства в вере с его стороны.
Проблемы и ереси в Церкви всегда были и будут, но их необходимо и всегда возможно решать каноничекими способами на основе духа соборности. Ответом на возникновение ереси или искажение предания должен быть не раскол, а исправление положения и решение проблем соборно внутри Церкви, сколько бы времени и усилий это не потребовало. Лукавый, сея семена ересей, пытается добиться двух целей – исказить вероучение Церкви, и одновременно расколоть Церковь, во все времена подстрекая неистовых зилотов к разрыву общения без достаточных канонических оснований. Понимание этого и лежало в основе решений двукратного собора: «Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко оне мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати тело Христово; но и сей его навет совершенно воспящая, святый собор определил ныне ...». Раскол - это раздирание Тела Христова и преступление против Церкви, поэтому предание говорит что "грех раскола не смывается даже мученической кровью".
______________________________________
Правила святого собора Константинопольского, во храме святых апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861 г.)
13. Вселукавый, посеяв в Церкви Христовой семена еретических плевел, и видя, яко оне мечем Духа посекаются из корени, вступив на другой путь козней, покушается безумием раскольников разсекати тело Христово; но и сей его навет совершенно воспящая, святый собор определил ныне: аще который пресвитер или диакон, по некоторым обвинениям, зазрев своего епископа, прежде соборнаго изследования и разсмотрения, и совершеннаго осуждения его, дерзнет отступити от общения с ним, и не будет возносити имя его в священных молитвах на литургиях, по церковному преданию: таковый да подвергнется извержению, и да лишится всякия священническия чести. Ибо поставленный в чине пресвитера, и восхищающий себе суд, митрополитам предоставленный, и, прежде суда, сам собою осуждати своего отца и епископа усиливающийся, не достоин ни чести, ниже наименования пресвитера. Последующие же таковому, аще суть некие от священных, токожде да лишены будут своея чести: аще же монахи или миряне, да отлучатся вовсе от церкви, доколе не отвергутся сообщения с раскольниками, и не обратятся к своему епископу.
14. Аще который епископ, поставляя предлогом вину своего митрополита, прежде соборнаго разсмотрения, отступит от общения с ним, и не будет возносити имя его, по обычаю, в Божественном танодействии: о таковом святый собор определил: да будет низложен, аще токмо обличен будет, яко отступил от своего митрополита, и сотворил раскол. Ибо каждый должен ведати свою меру: и ниже пресвитер да пренебрегает своего епископа, ниже епископ своего митрополита.
15. Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборанго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под прдлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений.