давно занимаетесь и.м? с 1997 года но не нравится мне этот термин заниматься, общение с Богом это не упражнение.
Ваша категоричность выдаёт ваш маленький опыт.наверное я неопытным себя считать буду и спустя 20 лет.
йогой часом не увлекались? нет не увлекался но хорошо знаком с западными и восточными трудами; в антропологическом плане
приходилось больше десяти лет тому назад с дипломной работой возится в семинарии.
Никифор.Добротолюбие.Никифора Уединенника как и других Св. Отцов-Исихастов я читал, и к их трудов по разным причинам часто возвращаюсь, однако надо отметить что внутренняя молитва состоит из трех аспектов:
1) духовный аспект (сознание пребывания пред богом, на суде или в аду и т.д)
2) психологической аспект (концентраций внимания в сердце,сознанием ведения его на вдохе в сердце и т.д.)
3) физиологический аспект (молитва стоя,сидя,лежа, в движение т.е. в основном положения тела )
но нигде не указано что надо расширять и втягивать груд или живот на вдохе или на выдохе, этого нет и у Никифора, он описывает психологический аспект: Ибо внутри персей, когда молчат уста наши, говорим мы и совещаемся с собою и молитвы творим, и псалмопение совершаем, и другое некое... и далее речь идет о сознание пребываемой вниманием в сердце и совершаемой там умом Богослужений (молитвы) внутри ее пред Богом...
расширение и втягивание груди или живот это частный вопрос в исихазме и кому как удобно пусть так и выполняет. Однако ни всем полезно творить грудью:
1) для больных (сердце,легкие и т,д,)
2) для слабых в бдение (дыхание грудью создает дефицит кислорода и клонит ко сну (дефицит в малом мозгу) и и т.д)
3) для темпераментных (проблемы при брани со страстями типа эмоциональный перегрев с дальнейшей дезорганизацией и т.д.)
это далеко неполный перечень которых можно разбирать по отдельности...