О монастыре и монашестве в миру говорится немало, и, кажется, представление о возможности подвизания в условиях мира сего - без принятия формальных обетов, в гуще и толчее больших городов, на мирской работе - начинает медленно усваиваться. Об особенностях же аскетического пути в мирских условиях не сказано почти ничего. Если и предлагается какая-то практика, то как перенос в мир - с разными послаблениями - подвижнических приемов сурового монашеского жития-бытия.
Аскезе в миру должно быть! Расслабленность, безволие и суетность жизни в миру - особенно в городских условиях - надежный тормоз на пути в Царствие Божие. Да и не может быть никакого пути без сильного пламени устремления, попаляющего препятствия и озаряющего путь.
Чтобы понять, каким должен быть аскетический путь мирского порядка, нужно вспомнить, что является сутью аскезы. Обычно под аскезой понимают набор упражнений в воздержании и умерщвлении плоти. Аскетические упражнения, воздержание, умерщвление... это всего лишь условная и преходящая форма, суть же подвижничества в ином. И это иное - горение духа вкупе с устремлением и посвящением. Вот три основных качества, побуждающих человека к движению и духовному восхождению, а оформление движения - приемы подвижничества и образ жизни - будет зависеть от конкретных условий. Как бывает в этом мире, форма аскезы становится жесткой, ее содержание (горение ко Господу) выхолащивается, и уже под разработанные приемы начинают менять и задавать конкретные условия, ломая свою жизнь - душу и тело - изнурительными подвигами, вместо того, чтобы изнутри изменять и преображать свойства души и тела.
Сущностное ядро аскезы - горение! Горение легко подделывается имитацией - принятием обетов, долгим стоянием на службах, вычитыванием больших правил, неядением, малым сном... И никакого результата в духовном плане, потому что приемы подменили цель. Нарабатывается душевная организация, формируется воля, появляются оккультные способности - аскетические подвиги приносят свои специфические плоды, а цель теряется. И рождается аскет-законник, гордый подвижническим самоумалением.
Условия нахождения в миру, когда необходимо исполнять мирские обязанности в семье и по работе, безжалостно разрушают имидж крутого аскета. И вот ходит такой "аскет" в храм, много молится и постится, а семья трещит по швам, дети не слушаются, с работы за постоянные прогулы гонят, здоровье быстро начинает слабеть, затем теряется адекватное восприятие реальности... Облом по всем статьям. И как пес возвращается на свою блевотину, так и и младоподвижник возвращается в старую, тупую и ограниченную жизнь мира сего, если не успевает вывалиться из социума.
Сущностное ядро аскезы - горение, а не наработанные столетиями приемы и упражнения, которые в изменившихся условиях стали не годными.
продолжение следует...