сейчас как раз готовлю реферат по Эсхатологии в контексте Евхаристии, батюшка предложил посмотреть у
преп. Максима Исповедника, хоть цитата длинная, но аутентичная, поэтому ценная
и можно посмотреть контекст.
59 Ответа Фалассию[8].«А спасение душ воистину есть — конец веры (τό τέλος - 1 Петр. 1,9); а конец веры — истинное откровение Верованного (Бога).
А истинное откровение Верованного (Бога) есть - невыразимый, по аналогии веры, перихорисис (περιχώρησης, усиление) в каждом (верующем) Верованного (Бога); а перихорисис Верованого (Бога) есть возвращение верующих в конце к началу.
А это возвращение в конце к началу есть исполнение желания (εφέσεως, стремления); и это исполнение желания есть вечнодвижущееся стояние желающих около Желаемого (Христа). (η περί τό εφετόν τών εφιεμένων αεικίνιτος στάσις).
А вечнодвижущееся стояние есть непрестанное наслаждение Желаемым; а это непрестанное наслаждение (Им) есть причащение сверхприродных Божественных благ. А причащение сверхприродных Божественных благ есть уподобление (ομοίωσις) причастников Причащаемому (Христу); а уподобление причастников Причащаемому есть по действию (κατ΄ενεργείαν) через уподобление, ожидаемое отождествление причастников Причащаемому.
А по действию через уподобление ожидаемое отождествеление причастников Причащаемому есть обожение (θέωσις) удостоенных обожения; а обожение есть по принципу окружения: (καθ΄υπογραφής λόγον) обнимание и окончание (περιοχή καί πέρας) всех времен и веков и всего что в них.
А обнимание и окончание (περιοχή καί πέρας)) всех времен и веков и всего в них есть неразделимое единство в спасаемых всецелого и истинного начала (αρχής) со истинным и всецелым концом (τέλος); а неразделимое единство в спасаемых всецелого и истинного начала (αρχής) и истинного и. всецелого конца есть — самый лучший выход (έκβασις) природных существ, которые началом и концом (были) существенно ограниченны (μεμετρημένων).
А выход тех существ, которые были по началу и концу ограниченны (περιγεγραμένων), есть в удостоенных непосредственная и бесконечная, и вовсе безграничная, всемогущая и сверхмогущая энергия (действие) Божия; а непосредственная и бесконечная и вовсе безграничная, всемогущая и сверхмогущая энергия Божия есть то, находящееся в невыразимом и сверхъумном соединении несказаемое и сверхсловное удовольствие и радость действованных (τών ενεργουμένων), для чего вовсе невозможно находить мысли, или слова, или понятия, или речи в природе существующих существ.
Ибо природа не имеет логосов (начал, принципов) сверхприродного, как не имеет ни законов противоприродного. А сверхприродным называем: то Божественное и немыслимое удовольствие, которое Бог природно делает, соединяясь по благодати, с достойными; а противоприродным называем: эту невыразимую боль, состоящую в лишении (вышереченного удовольствия), которую (боль) Бог обыкновенно делает природно, соединяясь помимо благодати, с недостойными. Ибо, по отношению к подлежащему (τήν υποκειμένην) в каждом качеству расположения, Бог, соединяясь, как Сам знает, каждому дает чувствие по тому как каждый собою себя (свободно) возобличил (διαπεπλασμένος, сформировал) для принятия Того (Бога), Который соединится непременно со всеми на конце веков».
Приводим более сжато этот максимовский синтез:
Спасение душ — конец веры.
Полное откровение Верованного Бога — перихорисис верующих Верованным Богом.
Возвращение в конце к началу — исполнение изначального желания, вечнодвижущееся стояние желающих в Желаемом-Христе, непрерывное наслаждение Им.
Причащение Божественных благ — уподобление Христу.
Отождествление по энергии (действию) с Ним — обожение.
Обнимание всех времен и веков и всего что в них — неразделимое единство во спасенном подлинного начала и полного конца.
Конечный, самый лучший выход природных (ограниченных) от начала до конца существ — энергия (действие) Божие в достойных.
Невыразимое удовольствие и радость обоженных — благодатное соединение достойных с Богом с радостию, или недостойных с болью из-за их самолишения благодати (любви) Божией (как присовокупляет Максим).