А еще Серафим Сарвоский, вроде бы и говорил, что коли нету рядом старца, опытного в делании и умосозерцании - то не надо отчаиваться, ибо есть Евангелие и труды отцев. Я хоть и получил благославение - и оно было вполне ощутимо - но это отсутствие такого духовника ни в коем случае не должно останавливать человека Божия на пути к Дому Отчему. Повреждение же ума происхоит от гордыни и самости, а гордыньку
и самость мы оставляем, кричим - Евангелие-Евангелие, Православие и т.д., претворяемся смиренными, на самом деле гордецы еще те, и Евангелие читаем невнимательно, ибо Господь сказал: "Отвергнись себя..." - и никакое благославение не поможет в противном случае, ибо "кто хочет душу свою сберечь, тот потреяет ее..." Не может быть ни Спасения, ни духовного роста без отречения. И ежели кто готов и искренне желает принести себя (главным образом, свою самость) в жертву Господу, тот и без наставника это сделает, кто же не желает того, но хочет у Господа получить Благодати, чтобы прославить свою самость - тому и десять наставников не помогут, а ум может повредиться и с наставником у такого. А так у нас есть наставник - Ангел-Хранитель, и Сам Иисус Христос, сказавший, чтоб никого на земле отцами не называли, но почитали Отцом Бога.