Сложно отделить одного от другого, пока не наступит жатва.
И в монастырях есть плевелы и в миру растет пшеница. Для Церкви, как тела Христова канонично то, что для нее полезно и то, что способствует ее росту. Кто может сказать, что Софроний Сахаров, создавший вокруг себя монашескую общину, пошел не тем путем. А американские монастыри в Аризоне, основанные старцем Ефремом, так развлекаловка. Да и меня Господь сподобил встрече и недолгим окормлением духоносного старца из Троицко Сергиевой лавры, сейчас он подвизался где то на новом Афоне (Абхазия), где не ведомо никому. Я помню свое трудничество 2 недели в Оптинской пустыни, встречу со старцем Илием, о том как я возвращался через эти 2 недели в мир, и как мне Господь открыл глаза на разницу того, как протекает жизнь в монастыре и за его оградой.
Доехал до Козельска, стою на остановке, где распивают бутылку типичные представители мира сего (не бомжи), о как же мне захотелось обратно, за эти стены монастыря. Я слышал, как бесы разговаривают между собой, реально люди не понимают, что их пользуют, как марионеток.
День приезда совпал с днем города, я с семьей пошел на это мероприятие, погода ясная, народу много, все галдят, пьют и едят, катаются на каруселях. И вдруг стали собираться огромные свинцовые тучи, поднялся ветер, резко начало темнеть, весь народ даже развеселился, но потянулся к выходу, так как дождь был неминуем. И тут засверкали молнии (какими метает Зевс) прогремел гром, да такой, что все машины послетали с сигнализаций, молнии посыпались одна за другой, капли дождя в течении одной минуты превратились в тропический ливень, и тут народ запаниковал, под звуки грома он побежал, страх витал в воздухе этот страх был не только перед стихией (мне открылось другое), я просто замер в восторге, я видел во всем этом величие Творца, который явил себя, все как сейчас, помню.
Период богооставленности (я говорю о своем опыте) и состоял из этих небольших путешествий в поисках Бога. Мне необходимы были эти побеги от действительности (работа, друзья, дом, полеты, залеты). Вот Он открылся вновь, ну теперь то все Ты остаешься, а Он опять исчезал. Но не будь этих моих духовных побегов от мира, я не писал бы эти строки, потому что знаю, что просто не дожил бы до этого дня.
И монастыри в этих поисках сыграли положительную роль. Для меня это факт и факт духовный. И если чей то опыт духовной жизни сложился так, что монастыри, ему были и не нужны, или он не нашел в них отклика для своего сердца, что же это его путь, и такое вполне может быть, я не отрицаю. Но призываю, не стоит однобоко смотреть на мир, тем более духовный.
Да, и еще одна мысль:
Фарисейство по отношению к фарисеям, то же фарисейство.