Объясните, пожалуйста, кто есть "внешний" человек.
Есть разные трактовки этих терминов, но на самом деле разница между ними не принципиальная. В целом вот что:
Внешний человек = душа = личность = «жена» в Библии. Это то, что мы считаем за «я». Как правило пленён миром дольним и его заботами, желаниями, страхами, войной и главное – некой субличностью, которую некоторые предпочитают называть «эго», в Библии же это – князь мира сего, змий и т.д. Эта иллюзорная подпрограмма заставляет видеть мир как арену соревнования, войны, её концепция звучит как «есть я и есть не-я и всё что не-я должно либо быть побеждено, либо уничтожено, либо стать моим, либо стать мной». Очень часто внешний человек полностью отождествляет себя с такой… назовём её личиной (в отличие от личности-души).
Есть ещё внутренний человек = дух = бессмертная сущность = «муж» в Библии. Здесь существует некая путаница, так как кто-то называет бессмертную сущность именно душой, хотя всё же имхо удобнее делать именно такое разделение – душа и дух. Душа смертна, т.е. после смерти тела душа через некоторое время тоже распадается (вторая смерть). Сохраниться (спасение души) она может только через пробуждение ко Христу (второе пришествие) и слияние со своим духом. Таковое слияние и происходит как раз через христианский путь с помощью Христа и таким образом в нём жена спасает мужа. Почему? Потому что дух в нас в нашем обычном состоянии находится в глубоком ауте и не является живым в полном смысле этого слова, то есть дееспособным. Таким образом, наша душа является в некотором смысле вдовой и в момент второго пришествия мёртвый воскрешает и после этого или при этом происходит слияние жены и мужа, души и духа, внешнего и внутреннего, что символизировано в Библии брачным пиром.
Внешний человек и внутренний отделены друг от друга завесой, то есть душа не знает что есть дух и не видит его, может лишь улавливать его проявления если он вдруг начинает пробуждаться. Однако, в целом, по святым Отцам у духа есть следующие черты-проявления: страх божий, жажда Бога и совесть.
Между духом и Христом ранее тоже была завеса и дух так же мог лишь улавливать проявления Господа но не мог его лицезреть. С распятием же Христа завеса эта раздралась и теперь при втором пришествии богопознание у человека происходит полно и чудесно и видит он Его явно.
В ходе христианского пути душа обращается напрямую ко Христу, как бы минуя дух, потому что Христос является в этой ситуации активным субъектом в отличие от духа и может вытащить душу ко спасению. Естественно, дух при этом тоже пробуждается и душа обретает бессмертие и созерцание Бога и уже больше нет внешнего и внутреннего.