Исихазм

Автор Тема: О Добре и Зле.  (Прочитано 53195 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #30 : 25 Июнь 2007, 17:08:07 »
Пробуждение внутреннего часто сопровождается конфликтами, как в самом человеке, так и с окружением. Обычное дело.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #31 : 25 Июнь 2007, 17:18:15 »
Gior, недопонимание, возможно, из-за того, что я не говорю, как надо подвизаться (чтобы избежать те же конфликты), а как часто бывает на практике.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #32 : 25 Июнь 2007, 19:06:35 »
Объясните, пожалуйста, кто есть "внешний" человек.
Есть разные трактовки этих терминов, но на самом деле разница между ними не принципиальная. В целом вот что:

Внешний человек = душа = личность = «жена» в Библии. Это то, что мы считаем за «я». Как правило пленён миром дольним и его заботами, желаниями, страхами, войной и главное – некой субличностью, которую некоторые предпочитают называть «эго», в Библии же это – князь мира сего, змий и т.д. Эта иллюзорная подпрограмма заставляет видеть мир как арену соревнования, войны, её концепция звучит как «есть я и есть не-я и всё что не-я должно либо быть побеждено, либо уничтожено, либо стать моим, либо стать мной». Очень часто внешний человек полностью отождествляет себя с такой… назовём её личиной (в отличие от личности-души).

Есть ещё внутренний человек = дух = бессмертная сущность = «муж» в Библии. Здесь существует некая путаница, так как кто-то называет бессмертную сущность именно душой, хотя всё же имхо удобнее делать именно такое разделение – душа и дух. Душа смертна, т.е. после смерти тела душа через некоторое время тоже распадается (вторая смерть). Сохраниться (спасение души) она может только через пробуждение ко Христу (второе пришествие) и слияние со своим духом. Таковое слияние и происходит как раз через христианский путь с помощью Христа и таким образом в нём жена спасает мужа. Почему? Потому что дух в нас в нашем обычном состоянии находится в глубоком ауте и не является живым в полном смысле этого слова, то есть дееспособным. Таким образом, наша душа является в некотором смысле вдовой и в момент второго пришествия мёртвый воскрешает и после этого или при этом происходит слияние жены и мужа, души и духа, внешнего и внутреннего, что символизировано в Библии брачным пиром.
 
Внешний человек и внутренний отделены друг от друга завесой, то есть душа не знает что есть дух и не видит его, может лишь улавливать его проявления если он вдруг начинает пробуждаться. Однако, в целом, по святым Отцам у духа есть следующие черты-проявления: страх божий, жажда Бога и совесть.

Между духом и Христом ранее тоже была завеса и дух так же мог лишь улавливать проявления Господа но не мог его лицезреть. С распятием же Христа завеса эта раздралась и теперь при втором пришествии богопознание у человека происходит полно и чудесно и видит он Его явно.

В ходе христианского пути душа обращается напрямую ко Христу, как бы минуя дух, потому что Христос является в этой ситуации активным субъектом в отличие от духа и может вытащить душу ко спасению. Естественно, дух при этом тоже пробуждается и душа обретает бессмертие и созерцание Бога и уже больше нет внешнего и внутреннего.
« Последнее редактирование: 25 Июнь 2007, 22:22:40 от plot »
Олег

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #33 : 25 Июнь 2007, 19:35:49 »
Gior, недопонимание, возможно, из-за того, что я не говорю, как надо подвизаться (чтобы избежать те же конфликты), а как часто бывает на практике.
Может и так дорогой Alexander, в любом случае эта несогласованность, имхо, не особо существенна - нюанс, вызванный возможно определенной спецификой моего понимания терминов...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #34 : 25 Июнь 2007, 20:19:01 »
plot дал, на мой взгляд, не очень простое и местами спорное определение. Прежде всего, внешний человек не равен душе (как и душа не равна личности). Лучше сказать, внешний человек есть выражение или проявление в нашем (внешнем) мире человека внутреннего. Это проявление затрагивает и душевную часть, и умственную, и (наибольшим образом) физическую. Напр, когда говорят о психике человека, то имеют в виду чаще всего внешнюю сторону души.

Так и внутренний человек не равен мужу. Вообще, в мистике православия под мужем обычно понимается ум, логос (разум) или, по современному, сверхсознание, а под женой - душа и чувственная (страстная) часть человека.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #35 : 25 Июнь 2007, 20:59:15 »
Цитировать
Объясните, пожалуйста, кто есть "внешний" человек.

   Действительно, что же это такое-тот элемент в нас, которое дает нам ощущение *я*, даже тогда, когда все остальное разрушено? По правде сказать, наше истиинное*я*обнаруживается именно тогда, когда все рушится, потому что тогда наступает момент нашей истины. Кто или что в нас является сознающим? Где тот центр, где хозяин?  Душа человеческая- эта жительница двух миров( духовного и материального)-именна она является сосредоточением, сердцевиной человеческой сущности, тем внутренним человеком, которая воспитывается и возрастает посредством  Божественного духа заложенного в человеческое естество и физической состовляющей человека-тела, которое имеет свои аспекты восприятия окружающего мира.
  Поэтому мне кажется , что именно душа, стремящаяся к внешнему, к мирскому или предпочитающая сближения с духом и стремлящаяся к сопричастию ему- и есть самая настоящая носительница  или ветхого человека , когда все ее воззрения направлены на материальную внешнию состовляющую; или возрастая в духе обновляется в образ и подобие Божие.

   Конечно. я здесь выложила свое личное виденье, и оно не может претендовать на достоверность. Просто я заметила, что у некоторых происходит смешения понятий *душа* и *дух*.   Потому Дух в нас -чист и первозданен, ибо Он от Бога и нам не пренадлежит. А душа -грешница со времен падения.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Родион

  • Сообщений: 9331
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #36 : 26 Июнь 2007, 11:23:59 »
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #37 : 26 Июнь 2007, 12:25:38 »
Паисий Святогорец - народный старец. Его советы просты, разумны, опираются на традицию - и предназначены для простого человека, живущего делами мира сего, чтобы мог он как-то согласовать сей мир и намек на мир духовный. К умному деланию, как постоянному и сознательному созиданию себя, его советы могут быть отнесены только на самых первых ступенях, даже скорее подготовительных.

Родион

  • Сообщений: 9331
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #38 : 26 Июнь 2007, 12:36:52 »
Согласен. Это просто душеполезное чтение, а не руководство по умному деланию.
Но там многие темы форума весьма четко прорисованы, а мы тут все спорим да выясняем :-).
И еще мне думается что эта самая начальная ступень некоторыми просто переступлена
без должного внимания (мол уж больно проста), а на самом деле это тот фундамент
с которого все начинается. ИМХО.. :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #39 : 26 Июнь 2007, 12:56:05 »
Rodion, Вы правы (отчасти). Задерживаться на поучениях старца Паисия также не следует, чтобы не впасть в осуждение и обрядоверие.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #40 : 26 Июнь 2007, 13:19:30 »
Мне кажется, настоящая хула - это твердый, сознательный и окончательный выбор стороны - мамонны вместо Бога.

Важно! Выбор, совершаемый внутренним человеком, о котором внешний человек может не знать (и часто не знает).

Смотря что понимать под внутренним человеком. Это то же, что и дух или Вы имеете в виду бессознательную причинно-следственную базу для как бы сознательного выбора?

По идее в психике действует достаточно жесткий детерминизм. Решение принимается как равнодействующая векторов намерений, которые тоже пришли из прошлого опыта и также детерминированы. Мне трудно понять, где здесь может быть место свободе воли, именно нашей свободе воли.
Дух Святой может стать мощным вектором "внешнего" намерения, который склонит нас в сторону добра и Бога. Также и бес может обольстить внешней страстью в сторону зла. Но это все таки не наша воля.

Т.е. вопрос сводится к тому, чем внутренний человек в плане свободы выбора отличается от внешнего?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #41 : 26 Июнь 2007, 16:43:00 »
Можно еще так сказать: внешний человек - проекция внутреннего, как на экране игра героя, за которой стоят актеры, режиссеры, сценаристы и пр... С одной оговоркой: эта игра внешним человеком воспринимается всамделишной. У внешнего человека нет свободы, но есть возможность увидеть и найти свой источник - человека внутреннего. А у внутреннего человека уже появляется выбор: путь к Богу или путь от  своего Источника. Путь от Бога - образом Которого является человек - в конечном счете ведет к исчезновению.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #42 : 26 Июнь 2007, 19:30:24 »
Rodion, Вы правы (отчасти). Задерживаться на поучениях старца Паисия также не следует, чтобы не впасть в осуждение и обрядоверие.
Александр...
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #43 : 26 Июнь 2007, 19:49:18 »
Внешний человек, внутренний... бес, Дух Святый... Ведь это - лишь попытки описать неописуемое и объяснить не поддающееся объяснению, только для удобства.
Как может иметь свободу выбора внутренний человек, будучи практически мёртвым? Однако, Божией помощью, изменения накапливаются в нём исподволь и проявляются импульсом во внешнем человеке. Как может иметь свободу выбора внешний человек, порабощённый вихрем мира сего? Однако, его выбор является основополагающим в спасении, ведь жена спасает мужа, а не наоборот. И вот каждое мгновение внешний человек делает выбор, который либо воскрешает внутреннего человека, либо закапывает его всё глубже и ввергает себя, внешнего человека, во всё большее рабство и скотство. Но главное - Господь и Его воинство, ведь Он здесь тоже не сторонний наблюдатель, но и не диктатор, а ведь есть ещё и противоположная сторона, которая как раз стремится действовать как диктатор... И всё это выливается в, как правильно было сказано, некую результирующую... Но тем не менее, я бы не разделял так жену и мужа, ведь они - одна плоть. Один человек. Если внутренний человек начинает пробуждаться, внешний не считает его проявления за нечто чуждое. Это совесть, это глубинная жажда Истины и Предельной Чистоты, это понимание последствий каждого мелкого неправильного шага и выбор не совершать такие шаги... Где здесь кончается выбор внутреннего и начинается выбор внешнего человека?
« Последнее редактирование: 26 Июнь 2007, 19:52:54 от plot »
Олег

Родион

  • Сообщений: 9331
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #44 : 26 Июнь 2007, 20:17:00 »
Прежде чем это наступит, жена и муж должны стать одна плоть.
Не по писанию, а по факту.
Реально этого мы не имеем. Поэтому и должно случиться совлечению
человека ветхого, и рождению сына. Без этого все напрасно. (ИМХО)

РS : Иначе бабочка умрет в коконе никогда не родившись.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.