Исихазм

Автор Тема: О Добре и Зле.  (Прочитано 53276 раз)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #105 : 03 Июль 2007, 17:24:45 »
Sергий:
Цитировать
Т.е. падет душа, но гордость будет духовной, т.к. причиной падения будет попытка присвоить себе дары духа.
Вот это это и есть самое ужасное, что может произойти с (внутренним) человеком на этом уровне. Это и есть демоническая духовность. Сам человек не в состоянии эту гордость преодолеть. Только милостью Божией! А милость Божья даруется через милость человека к другим. Иначе никак. :-)
 
 
 
 

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #106 : 04 Июль 2007, 00:48:36 »
Sергий:
Цитировать
Т.е. падет душа, но гордость будет духовной, т.к. причиной падения будет попытка присвоить себе дары духа.
Вот это это и есть самое ужасное, что может произойти с (внутренним) человеком на этом уровне. Это и есть демоническая духовность. Сам человек не в состоянии эту гордость преодолеть. Только милостью Божией! А милость Божья даруется через милость человека к другим. Иначе никак. :-)


Igor, в русском языке "ость" обычно выражает деятельность того, что в корне. Н-р, греховность - действующий грех. Соответственно, духовность - действующий дух. Поэтому фраза "духовность может быть демонической" означает "дух может стать демоном".
Что, мягко говоря, никак не соотносится с Писанием. Приведу еще раз:

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные -- жизнь и мир.

духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #107 : 04 Июль 2007, 10:41:07 »
Sергий:
Цитировать
Поэтому фраза "духовность может быть демонической" означает "дух может стать демоном".
Не понимаю, что Вас здесь смущает. Да дух может быть демоном. Поэтому и говорится: "Не всякому духу верьте" (1Ин, 4:1). Можно ли отрицать духовность у демонов, если это свойство духов, хотя они и духи зла?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #108 : 04 Июль 2007, 11:05:01 »
Интересно, что дальше ап.Иоанн явно указывает на то, что надо испытывать духов, от Бога ли они. В позднем варианте православного подвижнижества это поучение ап.Иоанна было изрядно подзабыто, и вся гамма отношений с миром духов сведена чуть ли не к одному голому отрицанию, типа: появился дух - усомнись в нем, чтобы не быть обманутым. Ловушка в том, что за сомнением стоит... дух сомнения, которому подвижник почему-то должен верить. И еще в результате имеем неразвитые, смутные представления о невидимом мире, неотъемлемой частью которого являемся.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #109 : 04 Июль 2007, 11:29:40 »
Ещё вопрос - одним ли словом в оригинале (хотя бы греческом) обозначается Дух, дух и духи и плюс ещё душа.
Олег

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #110 : 04 Июль 2007, 11:32:42 »
Цитировать
Ловушка в том, что за сомнением стоит... дух сомнения, которому подвижник почему-то должен верить.

Но тогда мы просто управляемся духами.
Ведь тогда за каждой эмоцией стоит "дух этой эмоции",
равно как и за каждым действием нечто к нему толкающее.
Сомнения, смятения, страх, злоба,
но и благородство, и т.п. Где в этом
всем место духу, который в человеке?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #111 : 04 Июль 2007, 12:27:25 »
Sергий:
Цитировать
Поэтому фраза "духовность может быть демонической" означает "дух может стать демоном".
Не понимаю, что Вас здесь смущает. Да дух может быть демоном. Поэтому и говорится: "Не всякому духу верьте" (1Ин, 4:1). Можно ли отрицать духовность у демонов, если это свойство духов, хотя они и духи зла?

Интересная трактовка. Т.е. духовный человек - человек, одержимый духами? Бесноватый - духовный человек? :)

Мне кажется, духовность с одержимостью духами или контактами с ними никак не связана. О чем и у апостола Павла:

"сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное."

Духовное тело - преображенное после смерти во Христе, богоподобное, свободное от влияния каких-либо духов.  И дух относится к триаде тело-душа-дух, а не к духам добра и зла. Имхо.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #112 : 04 Июль 2007, 12:45:14 »
Цитировать
Ловушка в том, что за сомнением стоит... дух сомнения, которому подвижник почему-то должен верить.

Но тогда мы просто управляемся духами...
Где в этом
всем место духу, который в человеке?

Человек, может быть, подобен путнику, идущему сквозь владения духов. В одном царстве его хотят просто убить, в другом - сделать из него раба, в третьем предлагают ему хорошую работу и жилье.
Иного пути, чем через эти царства духов, нет. "Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь..."
Но у человека есть выбор - остаться в одном из этих царств (рабом или внешне свободным гражданином) или остаться путником и идти и идти через эти царства - в Иерусалим.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #113 : 04 Июль 2007, 13:23:31 »
Духовное тело - преображенное после смерти во Христе, богоподобное, свободное от влияния каких-либо духов.  И дух относится к триаде тело-душа-дух, а не к духам добра и зла. Имхо.

Тоже примерно так думаю. Духи это имхо совсем не то же что дух. Они, духи, скоре родственны душам. Кто-то из Отцов (кто - не помню), писал, что даже у бесов по большей части дух находится у Бога, но их связь с ним совершенно прервана. Они - как бы живые мертвецы, движущиеся оболочки-души, цепляющиеся за чужую энергию чтобы не рассеяться без подпитки от своего духа, потому что истинный источник нашего существования - наш дух, который является проводником созидающей энергии Бога... У большинства бесов дух хоть и был изначально, но теперь связь с ним прервана настолько, что можно сказать его и нет. Этакое призрачное существование... Цепляние за жизнь.
У ангелов же наоборот душа и дух практически слиты воедино...

Так или иначе, как бы там ни было, имхо, всё, что ни происходит в так называемом мире духов, к духовному началу не имеет отношения: это всё - душевный мир, астрал или как там его ни назови. Это душевный мир, где есть и рай, и ад, и скрежет зубовный. Мир духовный выше и рая и ада.
Олег

surrge

  • Сообщений: 184
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #114 : 04 Июль 2007, 13:45:16 »
У большинства бесов дух хоть и был изначально, но теперь связь с ним прервана настолько, что можно сказать его и нет. Этакое призрачное существование... Цепляние за жизнь.
Да то же можно сказать и про большинство из нас, людей. Разве мы не ходячие мертвецы, марионетки в руках бесов? Там дернули, тут дернули. Вроде и дух есть, а связи с ним - никакой. Как та скрюченная из Евангелия - головы к земле склонили и забыли о небе. Более того, даже слышать не хотим, когда напоминают о нем. Можно даже сказать, что мы еще хуже бесов. За них Христос не умирал, не проливал свою кровь, чтобы смыть грехи, а мы все им по рабски служим. Вот что ужасно.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #115 : 04 Июль 2007, 14:20:20 »
Нет, не одним словом, но очень трудно разобраться что есть что. Хоть я и не знаток в этом вопросе, но поскольку он когда-то интересовал и меня, то я посмотрела и в разных местах Библии, и в патрологическом словаре греческого языка, чтобы узнать что означают и как используются слова psyche (душа, anima, soul) и pneuma (дух, spiritus, spirit).
Вот, а духи сиречь бесы и тому подобное наверняка обозначается каким-то словом, близким к demons или что-то такое. О чём речь вообще тогда? Психе, пнеумос и демон. Разные вещи.
Что касается разделения на дух, душу, внутреннего, внешнего человеков - с одной стороны это описание условно как и любое описание, но с другой стороны отражает реальность. Есть другая аналогия, которая для меня лично многое проясняет.
Олег

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #116 : 04 Июль 2007, 14:21:37 »
Причём заметим, что дух человека и Дух Божий обозначаются одним словом - пнеумос или спиритус, только в случае Духа Святого добавляется слово "Святой"
Олег

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #117 : 04 Июль 2007, 15:26:39 »
Интересно, а вот человек пал и изгнан, и в теле.
А падший ангел? Низвергнут. Так дух ли он?
Или их дух в чем? Простите за детский сад? :-)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Sергий

  • Сообщений: 430
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #118 : 04 Июль 2007, 15:48:58 »
Интересно, а вот человек пал и изгнан, и в теле.
А падший ангел? Низвергнут. Так дух ли он?
Или их дух в чем? Простите за детский сад? :-)

Так человек был изначально создан Богом как обитатель двух миров - материального и духовного. А ангелы - только духовного. Видимо есть третий мир - "тьма внешняя", куда были сосланы падшие ангелы-бесы.

Насчет души у ангелов и бесов, сомнительно. Душа, имхо, как раз создана Богом как обитательница двух миров - наподобии земноводных. Она обращена к обоим мирам и как бы их уравновешивает - с одной стороны тело для общения с материальным, с другой стороны дух - для общения с миром духовным.
Вдобавок, бесы из своего изгнания как-то к ней подключаются.

Тогда, действительно, странно, что произошло с духом падших ангелов.

Тут, правда, есть ньюанс. Бог создал человека по Своему образу и подобию. Соответственно, дух человека - подобие Духа Святого.
По поводу ангелов про образ и подобие не говорится. Их дух может существенно отличаться от человеческого. И, видимо, может стать демоническим.
« Последнее редактирование: 04 Июль 2007, 16:06:41 от Sергий »

plot

  • Сообщений: 929
    • Просмотр профиля

Re: О Добре и Зле.
« Ответ #119 : 04 Июль 2007, 16:07:57 »
От падших духов возникает ощущение именно оболочки, мертвенности, которая движется сама по себе и живёт некой призрачной псевдожизнью. Их падение и заключалось имхо в этом разрыве с духом, то есть с тем, что связывает их с Творцом. У человека эта связь остаётся. У ангелов о связи души и духа говорить не приходится, потому что между ними нет разделения, нет отдельно души и духа. Через них Нетварный Свет бьёт прямо и неискажённо, от них остаётся впечатление "истинно живого", тогда как от падших - "псевдо живого".
Олег