Что касается слов Евгения о присутствии Бога в Имени Его - полностью поддерживаю. Все так.
Сомнения вызывает вторая половина мысли.
Можно обращаться напрямую к Богу, но тогда (раз уж мы не используем и имена Божии) не используя ничего. Это обращение к (одинаковой о всех, природной) интуиции о Боге. Но ее тогда надо очищать от всего остального, в том числе от природного же антропоморфизма. Это (трезвение) полезно. Не потому, что мы не используем имена Божии, а потому что не используем никаких ложных представлений о Нем. Это как бы один путь к богообщению -- через трезвение и безмолвие.
...если уж обращаться к Богу неведомому (потому что Он и неведом в той же степени, что ведом), то тогда и не использовать вообще никаких указателей.
Мне думается, мысль Максима Исповедника о природном, естественном стремлении к Богу надо понимать в том контексте, что Максим вообще естествнным все, что не испоречено грехом - но вместе с тем и не достигло присноблагобытия (обожения). То есть, участие Промысла, помощь Божья в деле искания Бога естественны, как естественно (по Максиму) быть бесстрастным и даже бессмертным. Грех, страсти (в том числе неукорные), смерть - все это ниже естества по Максиму.
Если же пользоваться, скажем, текстами Афанасия Великого, то мы увидим, что он считает смертность и тленность естественными.
Противоречия тут нет - разница терминологическая. Но смешивать одну терминологию с другой нельзя. чтобы не ошибиться.
Вот в чем вопрос: искание Бога - это действие логоса бытия или логоса благобытия?
Если первое, то оно естественно-по-Афанасию, а значит, свойственно всем: йогам, мусульманам, кабалистатам и проч.
Если второе, то оно свойственно только христианам.
Иными словами, мне кажется, что Вы приписываете свойство непадшего естества (находящегося в благобытии) падшему естеству (утратившему благобытие).
Если бы человек не пал, то ему нетрудно было бы обрести Бога, ибо стемление к Нему заложено в естестве.
А у падшего - это просто не так. Падшее естество подержено действию нечистого, и искание Бога в нем подменено суррогатом. И простое молчание ума тут не поможет. Иначе все будды были бы святыми, а это - совсем не так!