Итак, в Троице три разных действия - одной природы, но разных тропосов бытия этой природы.
Нет, одно действие, а не три. В этом и отличие от обычных ипостасей. В Боге три разных способа действия и одно действе. А у людей три способа и три действия (хотя и одна энергия). Все отличие в том, что для Бога энергия и действие -- это одно и то же (то есть Его "слово" сразу становится "делом")
Там, где действие одно, нет и тритеизма, а есть один Бог.
Очень хорошо. Итак, будем рассматривать три термина: энергия, действие, дело.
Я понимаю так: действие Бога нетварно и предвечно, "дела" же Божьи есть тварные следствия нетварных энергий. "Дела" имеют начало и совершаются во времени.
В этом смысле энергия=действие, однако "дела" - это иное. Энергии-действия нетварны, дела же тварны. (Вернее даже сказать, всякая тварь является одним из дел Божьих.) Энергии-действия вне времени, дела же во времени.
В Боге энергия и действие - одно и то же, Его "слово" сразу становится "делом", говорите Вы. Здесь какая-то двусмысленность в использовании терминов. Бог предвечно хотел воплотиться, однако Воплощение совершилось не "сразу", но в известное время. В этом смысле "слово" не сразу стало "делом".
Нет спора, что в Боге воля и действие=энергия - это одно и то же, МИ прямо это утверждает в "Диспуте".
Но "дело" и "действие" - это вовсе не взаимозаменимые понятия.
Палама в "Омилиях" как раз различает предечные энергии=действия Божества, не имеющие начала и конца - и дела, которые Бог НАЧАЛ и ЗАВЕРШИЛ творить (О Субботе).
С другой слороны, я всегда полагал, что и вчеловеке "энергия" и "действие" - это синонимы, обозначающие оба одно и то же: свойства или движения естества. И в Боге, и в человке энергии=действия, однако это не то же самое, что и "дела".
Как провести грань между делами и действиями=энергиями? Вот так, мне кажется:
"Дела" опосредованы свободной волей, они в какой-то мере (у человека) или совершенно (у Бога) произвольны, в то время как действия=энергии являются неотъемлемыми свойствами естества.
Бог не может не иметь БОжественных свойств=энергий=действий, однако Он может совершать Свои дела или не совершать их.
Так же и человек. Действия природны, дела произвольны.
На мой взгляд,
в Боге можно различать ДЕЛА Отца и Духа (например, глас свыше и схождение в виде голубя)
, но не действия!
Три действия в Троице - это нелепость, тут мы согласны.
Одно действие, а не три. В этом и отличие от обычных ипостасей. В Боге три разных способа действия и одно действие.
Но такая формулировка, на мой взгляд, не совсем удачна. Если называть "дела" термином "способы действия", то мы путаем предвечные тропосы, идиомы Ипостасей, с тварными делами БОжества. Если же считать, что тропосы Божественных энергий у Ипостасей различны, то как раз и возникает три различных действия, хотя и имеющих единую природу, но различающихся тропосами. Все как у людей.
А у людей три способа и три действия (хотя и одна энергия).
Мм-м...три действия, хотя и одна энергия...
В даном случае Вы различили понятия "действие" и "энергия" - в каком смысле? Очевидно, Вы как раз назвали "дела" словом "действия", не так ли? Или все-таки словом "действия" Вы обозначили конкретные тропосы общей природной энергии? Но в последнем случае, как я уже написал, никакой разницы между Ипостасями БОжества и человеческим ипостасями как раз и нет.
Все-таки я полагаю, что в Троице нет различия в тропосах тех ЭНЕРГИЙ, о которых говорит Палама, в которых мы познаем Бога. Иначе мы познавали бы Троицу в различии тропосов энергий Ее Ипостасей. Но это и есть тритеизм. Три одинаковых по природе Ипостаси, каждая действующая особым образом - все как у людей.
В Троице, конечно, есть различия тропосов бытия Ипостасей, но эти различия относятся к нпознаваемому, трансцедентному аспекту бытия Божества - к тем "энергиям", которые не касаются мироздания. Рожденность, нерожденность и исхождение - это не тропосы благодатных энергий БОжества, но тропосы неведомых твари внутренних свойств Троицы. А иначе можно было бы созерцать Свет Сына и Свет Отца как различные Светы.
Ведь необхоодимо различать в Боге приобщимое и неприобщимое. В отношении приобщимого (как раз энергий=действий согласно Паламе) Ипостаси неразличимы. В отношении неприобщимого и ТОЛЬКО ТАМ Они различаются.
Мне кажется, тут-то Лурье и допускает самую главную, стратегическую ошибку. Что природа любой вещи (а не только Божества) трансцедентна - это понятно. Суть-то в том, что в Боге ИПОСТАСИ тоже трансцедентны.Троица познается ТОЛЬКО через Воплощение Сына.
Ипостась Сына познается ТОЛЬКО в тварных энергиях, ДЕЙСТВИЯХ Его человеческого естества, Ипостась Духа - в ТОЛЬКО чудесных ДЕЛАХ, совершаемых нетварными энергиями Единого Божества. А Ипостась Отца - как в человеческих ДЕЛАХ Сына (ибо Он творит дела Отца!), так и в БОжественных чудсных ДЕЛАХ, совершаемых Единым БОжеством Троицы - в тех отдельных случаях, когда эти дела специально отнесены к Ипостаси Отца (глас свыше).