Исихазм

Автор Тема: Вопросы несведующего  (Прочитано 26615 раз)

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Вопросы несведующего
« : 20 Сентябрь 2007, 11:43:11 »
Мир Вашему дому!  С Исихазмом ознакомилась пока только благодаря прочтению тем вашего форума и нескольких статей, ссылки на которые нашла на форуме.
У меня возникло много вопросов. Может, они покажутся вам наивными или глупыми, прошу прощения заранее, очень надеюсь на помощь. Дело в том, что я имею мистический опыт, который впрочем, свалился на меня неожиданно, как снег на голову. Я не принадлежу к православию, поэтому чтобы разобраться с тем, что со мной произошло( ощущение присутствия Духа во время молитвы,ощущения прикосновений к телу), вначале изучала мистический опыт протестантов и католиков( труды Жанны Гийон, Боба Сорджа, Терезы Авильской)
Затем, обратила внимание на то, что православие осуждает опыт католических святых, называя это прелестью. Еще заметила, что в основном вы опираетесь на труды святых отцов и реже на  Библию. Цитаты из святых отцов у вас встречаются гораздо чаще. В основном, любой мистический опыт у вас на форуме подвергается сомнению и называется прелестью. Что же не является прелестью?
Я не искала никаких ощущений, даже не думала об этом, повторюсь, что ощущения появились неожиданно. На ваш форум меня привлекло сравнение моего неосознанного поведения во время молитвы и описание техники дыхания, молитвы молчания на вашем форуме. Неосознанно я делала тоже самое. Т.е просила у Иисуса разрешения просто молча постоять на коленях возле Его ног. В этот момент дыхание мое становилось отрывистым, затем почти совсем прекращалось и я ощущала нежные прикосновения к телу.
Меня очень интересует вопрос, как вы относитесь  к следующему:
"Учение о божественном эросе составляло глубинные основания всей христианско-византийской духовности. Христианство как мировоззрение и религия, обращенная к самым широким массам населения, избегало абстрактных усложненных форм выражения своего учения. Самые сложные духовные истины оно стремилось выразить в формах, доступных пониманию каждого верующего. Осознав эрос, любовь в качестве главной творческой движущей силы универсума, византийские мыслители стремились донести эту идею до всех членов Церкви, внедряя в их сознание не ее космическое значение, а в первую очередь социально-личностный смысл. Ведь христианский Бог, хотя и умонепостигаем, но, прежде всего — личность, и божественный эрос проявляется для человека в формах межличностной, индивидуальной и очень интимной любви. Познание Бога, слияние с ним — это, в конечном счете, очень личный, очень интимный тайный акт, хотя готовиться к нему можно и нужно соборно.
Слияние с Богом (равно обладание им, мистическое познание его) в акте божественной любви — цель жизни христианина; оно обещает ему спасение и бесконечное блаженство. «Не будь скор на отвержение духовной любви, ибо не осталось людям иного пути к спасению»,— утверждает Максим. И пролегает этот путь через нравственно-этическую сферу — правильный с христианской точки зрения образ жизни, то есть через исполнение божественных заповедей, и, прежде всего заповеди любви к ближнему. Поэтому ей византийские мыслители уделяли самое пристальное внимание".

"Философский и религиозно-исторический аспект, который следует подчеркнуть в этом видении Библии, состоит в том, что, с одной стороны, перед нами - строго метафизический образ Бога: Бог есть абсолютное начало всего сущего; но это сотворяющее начало всех вещей, - Logos, начало всех начал, - одновременно является любящим, со всею страстью истинной любви. Таким образом, эрос становится максимально облагороженным, и одновременно очищенным, чтобы слиться воедино с агапэ. Из этого можно понять, что введение Книги Песни Песней в канон Священного Писания объяснялось скорее всего тем, что эти любовные песни являются, по своей сути, описанием отношений Бога с человеком и человека с Богом. Таким образом, Песнь Песней в христианской, равно как и в иудейской литературе, стала источником мистического знания и опыта, в котором выражается сущность библейской веры: да, конечно, единство человека с Богом существует - такова изначальная мечта человека, - но это единство не означает какого-то взаимного слияния, погружения в безымянный океан Божественного; это единство, рождающее любовь, в которой они оба - Бог и человек - остаются самими собой и, тем не менее, полностью становятся единым целым: "А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)", - говорит св. Павел (1 Кор 6, 17).
В католической мистике мы  можем выделить два напpавления — созеpцательно-гностическое, нацеленное на пеpеживание пpисyтствия божественного и непосpедственное общение или даже единение с ним, и эмоциональное, в котоpом единение с Богом пеpеживается как акт взаимной любви Бога и дyши. В пеpвом напpавлении можно выделить мистиков, оpиентиpyющихся на использование для мистического восхождения чyвственных обpазов (визyализации Игнатия Лойолы, пpедполагающие вызываемые видения сцен жизни святых или фигypы Хpиста, котоpые постепенно заполняют собой все сознание пpактикyющего), и мистиков, yтвеpждающих необходимость безобpазного созеpцания (св. Иоанн или Хyан Кpеста, обычно непpавильно называемый в pyсскоязычной литеpатypе св. Хyаном де ла Кpyс). Кpyпнейшим и яpчайшим пpедставителем эмоционально-любовного мистицизма (с эpотической окpаской) является св. Теpеза Авильская.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #1 : 20 Сентябрь 2007, 11:52:26 »
Буду очень признательна, если кто-то пожелает помочь мне разобраться. Прошу говорить со мной как с младенцем, объясняя азы, так как я таковой и являюсь в вопросах мистического опыта, хотя в вере уже семь лет.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #2 : 20 Сентябрь 2007, 16:15:25 »
Svetlana, Вы слегка :) сгущаете краски, говоря о том, что почти любой мистический опыт на нашем форуме называется прелестным. Это не так!

О Вашем опыте. Мы живем в огромном невидимом мире и слепы на него. Представьте слепого человека, вышедшего из дома, где ему уже на ощупь все известно, на незнакомую улицу. Коснулось лучами невидимое солнце и согрело щеку, или упали прохладные капли дождя, кот замурлыкал под рукой... Множество новых ощущений. Какие они, прелестные или благодатные, если воспринимаются с приятностью? И то же солнце вдруг обожгло кожу, дождь стал сечь лицо, кот увидел пса, ощетинился и укусил за руку.

Ваш опыт - соприкосновение с невидимым миром, из которого некто Вас нежно погладил. А домысливать большее...

Такие прикосновения - совершенно обычное явление при молитве, а у людей чувствительных к тонкому воздействию чуть ли не норма жизни.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #3 : 20 Сентябрь 2007, 16:54:45 »
Спасибо, Александр. А как вы относитесь к мистическому опыту католических святых, в частности Терезы Авильской?  Дело в том, что я постеснялась рассказать о наибольших ощущениях... Я искала Лица Божьего, хотела узнать хоть немного о том, какой Он. Об ощущениях не думала, но теперь пытаюсь анализировать, что же со мной происходит.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #4 : 20 Сентябрь 2007, 18:31:09 »
Svetlana, о Хуане де ла Крус и о Терезе Авильской у нас был разговор на этой ветке:  http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=445.0
На форуме Вы можете найти и беседы о Терезе Маленькой, о Мейстере Экхарте и др. Поищите в поисковике форума.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #5 : 20 Сентябрь 2007, 20:48:28 »
Спасибо, Игорь. Просмотрела...но у меня все равно много вопросов.
Например, любовь к Богу - это чувство? Какой должна быть любовь к Богу?
Что такое чувственность и почему чувственность - это плохо? Что такое духовность?

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #6 : 21 Сентябрь 2007, 05:35:26 »
Светлана была практическая беседа Иисуса Христа с учениками, которые с Ним ели,пили,учились и в конце потеряли-пошли на рыбалку.Если бы Иисус Христос не пришел к Ним и не напомнил о Себе,наверное всё кончилось рыбалкой.Почти все священики работают в США и этим еще и хвалятся.Вот зарабатываю и в воскресение служу.Масоны в России православные еще и преподают в университете.Это все не то-опыт показывает что святые занимались Богообщением по 14 и более часов в суток.Молитвы-и есть общение с Богом.И кто то мог опятным путем достичь-хоть немного того как жили апостолы-24 часа общались с Иисусом Христом.Опыт у молитвенников большой-и нужно с ними беседовать,.Среди православных есть такие которые живут в монастырях-к таким очередь обычно,хотя по двору ходят полно монахов у которых никто не желает ничего спрашивать.У всех все есть,машины,деньги,книги любые-но нужно общение со старцем.Был я у разных церквях-незнаю сколько сотен посетил по континентам-и беседовал с пастырями и не пастырями-мистический опыт есть-кто то испугался видения,кто то увидел во сне,кто то исцелен был-на том всё общение прекратилось-а надо найти такого у которого это постоянно идёт.Мы читаем Библию,а понимаем ее по разному.Сегодня пастор по ТВ сказал Нию эйдж это не годится-хотя сам протестант,и православные тоже так же того не слушай,те не с нами.Вам нужна встреча с старцем..Начало опыта.Протестантов к нему не могу загнать,православные ехать не хотят к старцу,хотя он рядом 1 час ехать,те кто хотят далеко,-самого не пускают без предварительных переговорах с привратниками по телефону.Бесы треплют нервы-и делают так будто это всё так в православии ангелы устроили-апоитменты,пребывание дней,количество встречь.Подали книгу школе изучать Христианство-не надо было вставлять туда православие -это слово уже затоптали фигуры православные-отовсюду гонят теперь.Не стали детям дать понятие добра и зла-что от Бога,что от сатаны.Элементарное не дали-пусть будут млекопитаемые скатины-как были-и всё кричат Расея возрадится,она уже царя нашла,-хотя не того,она ищет другого царя,заблудилась-царь выведет..В этой суматохе никто пребывать не желает-ищут старцев-находят,не всегда того но на находят.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #7 : 21 Сентябрь 2007, 10:32:18 »
Спасибо Вам. Вы совершенно правы, нужен мне знающий человек. Иногда бывает искушение бросить совсем молиться или молиться как раньше, на ходу, кое - как. Все началось с того, что я решила упорядочить свою молитвенную жизнь. Отвела для молитвы определенные часы, стала молиться регулярно и подолгу. Я пренадлежу к методистской церкви, живу в Эстонии. Про старцев у нас и не слышала никогда. Самый ближайший - это псковский монастырь, но туда надо визу. Разговаривала я со своим пастором, он сказал, что если не прекращу, то меня бесы повяжут. А как я прекратить-то могу, то что от меня не зависит? Разве что перестать молиться.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #8 : 21 Сентябрь 2007, 12:23:37 »
Женщине - одной, с мистическими наклонностями - и в методической церкви - нелегко... Присматривайтесь к православию, не в том смысле, чтоб сразу креститься в нем, - читайте больше о молитве, изучайте наследие. Вы знакомы с описанием мистического опыта у католиков, узнайте и о православном опыте. Читать (познавать) надо, старясь не претыкаться на явных или кажущихся противоречиях, не боясь сложных мест, пройдя через этап усвоения нового языка.

Как я понял, сейчас католический мистицизм - в чувственном, эмоциональном обличье - ближе Вам. Православный мистицизм глубже, он направлен на духовное постижение. На чувственном уровне постижения Бога человек с мистическими способностями обречен на драму и не способен к разрешению более глубоких проблем, таящихся в его недрах.

Чувственные переживания недостаточны, они не плохие сами по себе, они ограничены - при всем их великолепии, пышности и яркости, - и эта ограниченность мешает проявлению неизмеримо более высокого и чистого духовного начала. Поэтому могу посоветовать не доводить себя до чувственного экстаза (впасть в него, уверяю Вас, не так сложно, как кажется), не позволять распоясываться своим эмоциям, даже, казалось бы, и самым чистым, не изводиться томлением и не доводить себя до любовных сцен, как бы не хотелось. Потому что нельзя держаться за свои переживания, нельзя держаться за видения и голоса и пр., иначе Вы станете их рабой, а не Божией. Не будете держаться, не возомните о себе, как об избраннице Господа, пройдете через чувственность, а по дороге Господь даст то, что Он посчитает нужным. Чтобы Вы прошли по дороге к Нему, а не увлекались придорожной жизнью.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #9 : 21 Сентябрь 2007, 12:37:43 »
Спасибо, Александр. Прислушаюсь к Вашим советам. Мне кажется, что я не случайно пришла на этот сайт. Католический мистицизм в чувственном обличьи - это то, что я сейчас переживаю. Вы правы. Но мне действительно хочется более глубоких отношений с Господом.
Подскажите пожалуйста, с чего начать изучение молитвенных православных традиций?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #10 : 21 Сентябрь 2007, 13:28:18 »
"Откровенные рассказы странника", "В горах Кавказа" (Меркурия) - как введение в опыт, поданное в художественной форме.

Старец Силуан - одна из лучших книг 20-го столетия, написана архимандритом Софронием (Сахаровым). Беседы и статьи митр.Антония Сурожского, поэзия свт.Николая Сербского... Вы должны выбрать, что интереснее для Вас и ближе к сердцу.

Да, еще книгу прот.Иоанна Журавского "О внутреннем христианстве"

Непосредственно о практике молитвы - у архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) 
http://www.ccel.org/contrib/ru/Other/Antony/main.htm

О Божественной любви, чтобы понять, чем отличается духовные представления и выражения ее - от чувственных (в католицизме)  - у Исаака Сирина и Симеона Нового Богослова.

Найти эти работы можно в библиотеке нашего сайта http://www.hesychasm.ru/library/theme.htm А дальше: углубление и изучение. Опять-таки, ряд трудов в нашей библиотеке и в сети.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #11 : 21 Сентябрь 2007, 13:57:21 »
Спасибо огромное. Смогу я вам задавать вопросы о прочитанном, если таковые у меня возникнут?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #12 : 21 Сентябрь 2007, 14:14:25 »
Конечно, Вы может задавать вопросы. Просматривать форум и участвовать в его работе,  не обижаться, если делают замечания, даже несправедливые. Работа большая и путь долгий... Один из способов построения своей молитвенной жизни - обращение к советам близких по духу людей. Исполнение этих советов (а они могут очень разными) не обязательно, но ответы и сама беседа подталкивают к собственному решению.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #13 : 22 Сентябрь 2007, 03:01:04 »
 YOUTUBE.In Memoriam-Remembering September 11,2001Старец предсказал что это случится-когда привезли в Манхетен и показали ему эти торговые дома,-Сказал развалятся как карточные домики,так они окуратно и сложились-он как бы видел это за 6 лет до случая.Он видел как вода шла на Новый Орлеан,я там работал и часто гулял по улицам которые под водой.Меня выгнали с работы от туда.Был в Сан Франциско недавно-многим говорил что город скоро сильно пострадает,как Новый Орлеан -тоже предсказано уже было давненько,но когда коммунисты дубиной погнали,отнимая материальные ценности-все бежали кто куда,но когда сказано что дело идет к беде как в Садоме и Гоморе -все возражают ну это же не коммунисты,всего лишь какие то мужеложники-но в Садоме побежали даже без оглядки-надо даже не оглядываться на свои дома-бежать-но все ждут беды.Так же не поверили и в Нью Йорке -потом православная старушка рассказывала как она успела сбежать из этого горящего небоскреба,бывает и такое.Но лучше всё же слушать что говорят знаюшие Бога люди.Могут быть полезны советы Трезвенное созерцание .hesychasm.ru/library/praksis

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Вопросы несведующего
« Ответ #14 : 22 Сентябрь 2007, 09:59:19 »
Ох, пока только одни недоуменя и разочарования. Наверное, нужно все-таки прислушаться к словам Павла:"А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен".Тим 3:14
Прочла об Исусовой молитве. Не пойму, зачем повторять одно и тоже? Чтобы всегда памятовать о Боге или без конца каяться? Мне представлялось, что Господь - это личность, конечно же совершенная. Но если представить, что Ему все время приходится выслушивать одно и то же... Я каждый день исповедую перед Господом грехи, что сотворила за день и прошу показать скрытые, о которых не подозреваю. Господа стараюсь держать в уме постоянно, размышлять над Словом в течение всего дня.
Еще не нравится, что писания Святых Отцов советуют изучать на равне со Словом Божьим, а то и больше.
Совсем не нравится наезд на католических святых, выглядит это как грязная свара, специально задуманная и спущенная сверху. Походила по православным форумам. Просто отвратительное отношение православных к своим братьям католикам.