Я открыл новую тему потому, что многие здесь на форуме сравнивают буддийский и христианский пути аскезы и, соответственно, результаты путей.
Будем говорить о практике сердечной молитвы. Некоторые называют факт сосредоточения внимания на сердце сердечной молитвой, но это не так. Состредоточение внимания -- очень-очень начальный этап сердечной молитвы. И этот этап может иметь некоторые психофизиологические эффекты (иногда и лечебные), связанные с сосредоточением внимания на сердце. Важно то, что при этом молитва иисусова все равно произносится в уме.
Суть же сердечной молитвы заключается в том, что молитва произносится не от имени ума, а от имени сердца. Именно сердце автономно молится само по себе от своего имени независимо от нахождения нашего внимания и состояния ума. Но такое "разбуженное молитвой" сердце контролирует всякое движение ума так, что становится трудно произносить осуждающие слова. Настоящая сердечная молитва приводит к оставлению грехов словом -- исполнению блаженств.
И целью христианской аскезы научения сердечной молитве является не постоянное сосредоточение внимания, а побуждение сердца (как душевного центра человека) к автономной молитве. Сосредоточение же внимания на сердечной области есть лишь один из способов пробуждения сердца.
Какие еще есть способы побуждения сердца к молитве? Более частое чтение тех молитв, которые, как говорится, "берут за душу" или "дошли до сердца". Быть может, даже лучше вообще выкинуть молитвы, не отзывающиеся в сердце.
Еще мне очень помогало частое Причащение и во время Литургии слышание тайных молитв эпиклезы. Не знаю почему, но в тех храмах, где их читают громко вовсеуслышание -- во мне все просыпается.
И кто там говорил, что имябожничество ересь?.. Сама суть сердечной молитвы говорит, что раз Царство Божие внутрь нас есть, то и сердцем произносимое имя Божие побуждает к исполнению блаженств.
Внешним же путем исполнить блаженства, думаю, невозможно. Написал -- думаю, потому что может быть кому-то и удалось это. Мои же потуги на этой стезе оказались напрасными: ни пост, ни удлинение молитвенных правил не помогало.