Исихазм

Автор Тема: Духовные дары  (Прочитано 75621 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #300 : 06 Май 2014, 03:49:37 »
В Писании человеческое обычно не называют благим.

Тут перечитала свой ответ и поняла, что он односторонний.

Вы правы в том, источник блага не человек - Бог. Человек благ по причастию Богу.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #301 : 06 Май 2014, 10:20:17 »
Я не догматическое мышление имела в виду. Какую-то закономерность, что отражена в формуле: "lex orandi est lex credendi" (закон молитвы есть закон веры). Вера и молитва напрямую связаны.

Это (имение в виду) и есть проявление узкого (догматического) мышления. Обладая таким мышлением и не зная мышления более высокого, сложно выйти из режима отождествления.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #302 : 06 Май 2014, 12:30:59 »
Я не догматическое мышление имела в виду. Какую-то закономерность, что отражена в формуле: "lex orandi est lex credendi" (закон молитвы есть закон веры). Вера и молитва напрямую связаны.

Это (имение в виду) и есть проявление узкого (догматического) мышления. Обладая таким мышлением и не зная мышления более высокого, сложно выйти из режима отождествления.

"Имела в виду" - это всего лишь оборот речи. Означает, что в момент написания сообщения думаю, что в том, как человек оформляет для себя мироустройство (и нуждается ли в таковом оформлении), присутствует опыт молитвы (выражается, отражается).

Цитировать
сложно выйти из режима отождествления.

Интересно, что в данном вашем сообщении (и во многих остальных), на мой взгляд, этот режим отождествления никуда не девается.

В своем восприятии стараюсь уйти от режима отождествления (от процесса непрерывной оценки). Удается не всегда.
« Последнее редактирование: 06 Май 2014, 13:05:16 от Elena »

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #303 : 06 Май 2014, 15:56:39 »
...Почему-то не нахожу там для себя "подъемной силы", какая есть для меня в текстах Максима Исповедника.

Понимаю… Хочется найти такого отца, который был бы опытным везде, верным во всем, не спорливым ни с кем… Которому хотелось бы безоговорочно доверять… Наверное, есть такие.))

Вообще, многие отцы (на любой самый изысканный вкус) пишут о том же, о чем говорил авва Евагрий, как стяжать этот дар, вот здесь:

http://www.hesychasm.ru/library/evagri/txt8.htm#p26

Цитировать
Но ведение нельзя стяжать, если не отречься первым, вторым и третьим отречением. Первое отречение есть добровольное оставление мирских вещей ради Боговедения. Второе отречение есть отвержение порока, происходящее по благодати Спасителя нашего Христа и благодаря усердию [самого] человека. Третье отречение есть удаление от неведения тех [духовных вещей], которые являются людям соразмерно [их внутреннему] состоянию.

Вот, к примеру, преподобный Иоанн Лествичник: «никто увенчанным не войдет в небесный чертог, если не совершит первого, второго и третьего отречения. Первое есть отречение от всех вещей, и человеков, и родителей; второе есть отречение своей воли; а третие - отвержение тщеславия, которое следует за послушанием».

Или уже упомянутый в этой теме преподобный  Иоанн Кассиан Римлянин : «Первое из них (отречений) есть то, в котором телесно оставляем все богатства и стяжания мира; второе – то, в коем оставляем прежние нравы и порочные страсти, как телесные, так и душевные; третье – то, в коем, отвлекая ум свой от всего настоящего и видимого, созерцаем только будущее и желаем невидимого».

Но, если Вам больше по душе преподобный Максим Исповедник, то и он тоже не обошел своим вниманием эту тему в своем Слове о подвижнической жизни:

Цитировать
Невозможно уму совершенно посвятить себя Богу, если он не стяжал трех добродетелей: любви, воздержания и молитвы. Ибо любовь укрощает ярость, воздержание истощает желание, а молитва отделяет ум от всех помыслов и представляет его нагим Самому Богу. Таковы суть три добродетели, которые объемлют собой все добродетели, и без них уму невозможно посвятить себя Богу”.

http://www.hesychasm.ru/library/max/maximus_log.htm

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #304 : 06 Май 2014, 22:06:25 »
Третье отречение есть удаление от неведения тех [духовных вещей], которые являются людям соразмерно [их внутреннему] состоянию.

Удаление от неведения... Ничто есть нЕчто?

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #305 : 06 Май 2014, 22:34:16 »
Цитировать
Удаление от неведения...Ничто есть нЕчто?
Не знаю… Но думаю, что это Евагрий о стремлении ума к созерцанию нетварного света так сказал...)

«Чистый ум есть, вышедший из неведения, и просвещаемый Божественным светом» – так же об  этом говорит прп. Максим в главах о Любви – сегодня перечитывала, обратила внимание на эти слова…  «…И то только в Нем всякому постижимо, что Он беспределен; и самое познание недоведомости Его есть ведение, превосходящее ум, как сказали мужи сильные в богословии – Григорий и Дионисий

И еще, на закуску: "Исполнением заповедей ум совлекается страстей; духовным созерцанием видимого совлекается страстных о вещах помыслов; познанием невидимого отрешается от созерцания видимых вещей; наконец, познанием Святая Троицы, и от самого ведения вещей невидимых"  Первая сотница
« Последнее редактирование: 06 Май 2014, 22:58:47 от Грация »

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Духовные дары
« Ответ #306 : 07 Май 2014, 13:18:32 »
Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Исполнением заповедей ум совлекается страстей. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим духовным созерцанием видимого совлекается страстных о вещах помыслов; и будешь иметь сокровище на небесах познанием невидимого отрешается от созерцания видимых вещей; и приходи и следуй за Мною. наконец, познанием Святая Троицы, и от самого ведения вещей невидимых (От Матфея 19:18-21)