…Энергия-то человеческая, благая, только извращенная…
По-моему, неточное употребление термина. В Писании человеческое обычно не называют благим.
«О́нъ же речé емý: чтó мя глагóлеши блáга? никтóже блáгъ, тóкмо еди́нъ Бóгъ: áще ли хóщеши вни́ти въ живóтъ, соблюди́ зáповѣди.»(Мф.19:17)
«А́зъ же рѣ́хъ во изступлéнiи моéмъ: вся́къ человѣ́къ лóжъ.» (Пс.115:2)
Человек (конкретная ипостась) благим, как правило, не называется. Но "человеческое" (естество с его природной силой и энергиями), - оно имеет добрую основу, так как сотворено Богом. Все, сотворенное Богом "хорошо весьма". По мысли отцов изначально все этажи природы по логосу естества направлены к Богу.
Отцы употребляют термин "благо", характеризуя человеческое естество (его изначальное благое качество, извращенное только лишь с момента грехопадения ).
для мыслящей души злом является забвение естественных благ, происходящее от страстной привязанности к плоти и миру. Эту связь уничтожает разум-воевода, исследуя по всем правилам духовной науки происхождение и природу мира и плоти, а затем он уводит душу к сродной области мысленного бытия
То есть, естественные блага есть, реальны, но человек их забыл. Вот до этих естественных благ человек докапывается в своих аскетических усилиях. Еще у Максима Исповедника есть известное высказывание о разумной силе, встроенной в природу, которая по естеству направлена к Богу, но которую человек использует не по назначению.
Вот еще из Максима Исповедника на эту тему:
Суть три основных тропоса, возможных для человека, в которых Бог сотворил все (ибо Он, осуществовав, создал нас для бытия, благобытия и приснобытия), и два из них – крайние и принадлежат одному Богу, как Виновнику [их], а третий – средний и зависит от нашего выбора (гноми) и движения
Реализовать логос благобытия зависит именно от человека.
***
P.S. Вторая ваша цитата по смыслу не вписывается в высказанную вами мысль.
слав: 2 А́зъ же рѣ́хъ
во изступлéнiи моéмъ: вся́къ человѣ́къ лóжъ.» (Пс.115:2)
русск: 2 Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек ложь.
То есть, мысль о том, что всякий человек ложь - она опрометчивая. Сам псалмопевец так ее оценивает - как торопливую, не вполне продуманную (такво изначальное значение этого слова на иврите).