4) Коренное различие человеческой природы и ангельской. Да, человеческая природа много-ипостасна (Maska - по-святоотечески - права). Но ангельская природа? - Она, не моноипостасна. Она - много-природна (многосущностна). Сколько ангелов - столько отдельных сущностей!
Хотелось бы услышать о практическом выражении этого различия (если можно, не только на примере падения Адама и ангелов).
Конечно, этот вопрос о различии природ возникает, в первую очередь, на примере падения 1/3 ангелов (говорится об этом в Апокалипсисе).
Но в разговоре с Маской мне хотелось еще раз подчеркнуть единство человеческой природы.
В церковных кругах бытует мнение, что в будущем веке люди будут, как ангелы. На богослужениях и в житиях святых находят тому подтверждение – "равноангельское жительство", "ангелоподобный", монахи как "земные ангелы", а ангелы как "небесные человеки", и проч.
Нет, совсем не считаю подобные эпитеты и сравнения неверными. Есть и выражение, что ангелы – "сродники человеческой души" (имеется в виду, духа). Да, их именуют
небесными умами , и обоженный человеческий ум сродни умам ангельским. Умным чувством человек способен (в определенной степени) постигать тварные небесные умы. Во всем другом – различие.
Ангелы – иные существа. Каждый ангел – это свой мир. Единство ангелов (и единство гармоничное) – в их общем предназначении – участие в божественном Домостроительстве.
...
Вообще-то, ангелологии отцы Церкви уделили мало внимания. Сказочная ангелология с синкретической окраской расцвела у иудеев в поздние ветхозаветные времена. С этим столкнулся и ап. Павел в иудейских диаспорах. Поэтому понятно его воззвание к своим пасомым:
Ибо я убеждён, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни настоящее, ни будущее, ни силы, ни высота, ни глубина, ни какая другая тварь не сможет нас отлучить от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.8:38-39).