посмотреть святоотеческую литературу - что-то понять в ней и воспринять смысл сказанного - весьма не просто. Начинать надо с Евангелия. Здесь уже поджидают немалые сложности. Затем надо отбросить кучу псевдодуховной литературы, множимой в православии. Затем надо войти в тексты подвижнических наставлений. И все это невозможно без достаточно глубокого вхождения и понимания литургической жизни. И снова следует вернуться к Евангельским текстам. На такой путь (кстати, полный ловушек) способны очень немногие.
Если спросишь, брат мой, отчего ты не зришь грядущего, или [не] замечаешь сокровенных вещей, или [не] вершишь словом [своим] чудес, или [не] разумеешь славных таинств, то послушай меня, брат мой, и я расскажу тебе о причине, почему ты лишен этих благ. Поистине, возлюбленный мой, ни одному из обладающих словом умов не будет назначено зреть все вещи — что были и будут, — пока не ослепнет он для вещей зримых [телесно]. И нет человеческого сердца, которое не могло бы быть источником таинств, сокрытых в лоне Отчем, если бы течению [этого источника] не препятствовала тина страстей. И нет такого языка у любого из людей [сотворенных] по образу Божьему, что не возвещал бы о чудесах Божиих и не являл бы Его сокровенные таинства, если бы он не заикался от цепенящего холода зла. И нет такой души, которая не могла бы в своем лоне носить Христа, если бы она не растлевалась ее врагами, благодаря собственному небрежению. Как бы то ни было, покаяние повелевает нам возродиться вновь по образу Божьему и восстанавливает в нас все эти вещи. Благословен Податель покаяния, Который дарует нам его для оживления нашей мертвости.
Иоанн Дальятский
Новый мир есть умный свет; и всякий человек в согласии с тем веществом, что он уготовил здесь, восприемлет сей умный свет там. Внезапно возгорится светильник души человеческой и воссияет согласно мере его подвига. Ибо каждый из нас внутри себя имеет и свет и тьму грядущего мира. Изнутри нас воссияет и засверкает свет радования и скорбь помрачения и раскаяния; ибо мы не восприемлем сии вещи с некоей иной стороны.
Симеон Благодатный
Возлюбленные мои, подвижнику не следует быть беспечным, когда он слышит, что отцы говорят о видении Святой Троицы – ведь именно Ее вспоможением ум восприемлет созерцание телесных [существ]. Ибо око ума не способно ничего видеть без помощи божественного света. Подобно тому, как телесные очи не видят без света солнца, точно также и духовные очи ничего не видят без света Святой Троицы, поскольку зрение, которое обретается внутри таковых, подобно [зрению] телесных очей в ночное время. Когда же зрение умного видения очищено и, словно зерцало, отполировано, – всякий раз, как видение божественного света распростирается, оно, не встречая никакого сопротивления, быстро пересекает все границы сущего. И это то, о чем говорится: “в Свете Твоем [узрим Свет]” (Пс. 35, 10)
Бех Ишо Камульский
недавно Андрей осек меня за употребления словосочетания "духовное творчество", думаю это верно. Я и когда писал был не уверен в нем, но не смог найти нужного слова чтоб выразить смысл который хотел донести, теперь вот нашел, безусловно мною имелась ввиду литургическая жизнь. Но в тоже время мои слова выражают тот смысл, что эта жизнь протекает не в пассивном предстоянии, уткнувшись в пол, а в активном действии. Конечно это действо имеет место быть, только в рамках полноты общей работы, в ответственном(сознательном) союзе твари и Творца.