настоящая молитва везде одинакова - это полное внимания обращение к Богу. а остальное это вопросы комфортности
А на каком опыте основывается ваш вывод? Как именно вы молились совместно?
Поделитесь.
Мой опыт говорит о том, что разница все-таки есть.
В нашей общине практикуется молитвенное чтение Евангелия (это помимо обычных евангельских встреч, на которых просто читаем, разбираем, вникаем в смысл).
Правда это бывает довольно редко - много сил требует, не все выдерживают, просят чтобы не часто.
Берется определенный тематический отрывок и после совместной молитвы и чтения присутствующие размышляют над прочитанным (молясь). Потом делятся. Подход такой, что любую мысль, любой образ, любое соображение нельзя прятать и умалчивать (даже нелепые и сомнительные на свой личный взгляд) - все принимается и оценивается, как данное Господом.
Развертывается какой-то совместный молитвенный процесс. Появляются какие-то образные линии, иногда они переплетаются. Сказанное тут же дает толчок к дальнейшим размышлениям. Получается по форме что-то вроде совместного толкования .
Заканчиваем, когда общее молитвенное размышление "исполняется", что ли (от слова "полнота"). Этот момент всегда чувствуется, а до него молитва длится независимо от времени (но, как правило, не больше двух часов).
У Жанны Гийон есть описания практики индивидуального молитвенного чтения Евангелия. Я сама такое практиковала (и сейчас иногда этим занимаюсь).
Совместная молитва над Евангелием - другое. Не сочтите за рациональное объяснение, но тут можно провести аналогию с системным подходом. Когда система дает иное качество, на которое не способен отдельный элемент системы, как бы он ни старался. Церковь - это новое качество людей, собранных во Имя Господне. В общей молитве это ярко видно (когда она не формальная).
Кто не имеет опыта, не может судить.
да малой у меня опыт конечно такого нету =), максимум что мне приходилось - стоять на службе в Троице-Сергиевой. автор топа вроде бы о такой общей молитве говорит. все молятся - я тоже, а не просто слушаю хор и смотрю по сторонам. легче настроиться когда вокруг люди молятся а не зевают. это из области комфорта - где удобнее молиться. есть конечно и общий дух это важно, но такого сильного как у некоторых участников не испытывал. молитва это ведь суть и есть взывание к Богу. Макарий Великий пишет что в молитве должна быть духовная радость и т.д., это плоды молитвы он их так называет. может быть еще в общей молитве есть разница в плодах и в форме. пишут несколько человек вместе помолятся - Бог точно услышит. общее богослужение в храме не личная молитва, но состоит из личных. бывают разные молитвы - богослужения, молитвы благодарения, покаяния, прославления, прошения и т.д. но молитвы они потому что обращены к Богу. вместе с кем то молишься или один суть одна
конечно не имею вашего опыта,но совместная молитва вы пишете я конечно не знаю что за община у вас ), но как то странно - вы там разбираете образы и мысли, это наверное не молитва а плоды молитвы - я когда молюсь вообще все давлю (а точнее весь ум заключаю в молитву, стараюсь) - все образы и мысли как отцы пишут - так что у меня по долгом времени молитвы ничего не остается, только горе око и слова. это кстати страшно бывает иногда от сильного внимания. говорят молитвой надо вычистить сердце вот и стараюсь
Rodion кстати сразу я там написал что отцы пишут что не надо на себя вообще внимания обращать - я так не делаю. суть в том чтобы в молитве было полное обращение горе, хоть это и покаятельная молитва. запомнил что грешен - и все, все внимание и все силы чтобы достучаться до небес, вообще вся мысль должна устремиться туда. перед Богом - да и не спорю, я тоже перед, перед и В, если доводилось литургисаться то это догмат для каждого христианина, это не гордость
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,