Исихазм

Автор Тема: 3-х словная молитовка  (Прочитано 5300 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

3-х словная молитовка
« : 04 Март 2008, 19:20:43 »
бл. Диадох, третий том добротолюбие http://filokalia.by.ru/
Цитировать
59.

Коль велика помощь в духовном подвиге от непрестанного
теплого поминания имени Иисусова во глубине сердца.

Ум наш, когда памятью Божией затворим ему все исходы, имеет нужду, чтоб ему дано было дело какое-нибудь, обязательное для него, в удовлетворение его приснодвижности. Ему должно дать только священное Имя Господа Иисуса, Которым и пуст всецело удовлетворяет он свою ревность в достижении предположенной цели. Но видать надлежит, что, как Апостол говорит, никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12, 3). С нашей стороны требуется, чтоб сказанное речение (Господи Иисусе Христе и проч.) умом в себе утесняющимся непрестанно было изрекаемо в сокровенностях его так, чтоб при этом он не уклонялся ни в какие сторонние мечтания. Которые сие святое и преславное имя непрестанно содержат мысленно во глубине сердца своего, те могут видеть и свет ума своего (ясность мысли, или определенное сознание всех внутренних движений). И еще: сие дивное Имя, будучи с напряженной заботливостью содержимо мыслью, очень ощутительно попаляет всякую скверну, появляющуюся в душе. Ибо Бог наш огнь поедаяй есть всякое зло, как говорит Апостол (Евр. 12, 29). Отсюда наконец Господь приводит душу в великое возлюбление славы своей; ибо преславное то и многовожделенное Имя, укосневая чрез памятование о нем ума в теплом сердце, порождает в нас навык любить благостыню Его беспрепятственно; потому что нечему уже тогда полагать тому препону. И сие то есть бисер оный многоценный, который стяжают, предав все свое имение с неизреченной радостью об обретении Его.

Исихий второй том добротолюбие 
Цитировать
105. Должно всегда вращать в пространстве сердца нашего имя Иисус – Христово, как молния вращается в воздушном пространстве, пред тем, как быть дождю. Это хорошо знают имеющие духовную опытность во внутренней брани. Брань эту мысленную будем вести в таком порядке: первое дело – внимание; потом, когда заметим, что подошел вражий помысел, бросим на него с гневом слова клятвы из сердца; третье за тем дело – помолиться на него, обращая сердце к призыванию Иисуса Христа, да развеется этот демонский призрак тотчас, чтобы иначе ум не пошел в след этого мечтания, как дитя, прельщаемое каким либо искусным фокусником.

так получилось что я получил "опыт" и попал сюда просто читая добротолюбие по порядку и уже в начале привык по вышеприведенным текстам "трезвиться" просто призывая имя Иисуса Христа.

потом только узнал такое название "сердечная молитва" и "Иисусова молитва" (кстати не совсем понимаю почему ее так называют =) ведь Господь ею не молился наверное)

ну соответсвенно в 5том томе добротолюбия написано у Никифора уединенника прор полную молитовку, которой я и занялся уже с "опытом"

но вот в чем вопрос - у меня часто внимательная 7-ми словная молитовка по времени переходит в 3-х словную как выше у Диадоха, ну а потом в просто в имя Господа. т.е. если подробнее объяснить при долгой молитве все слова как бы уходят чтоли теряют силу такая легкость наступает, мир ко всему, как бы видно насколько много злобы внутри и грязи и уже как то и слова помилуй кажется лишним произносить и ну себя особое внимание обращать - только остается как бы горе око и понятие своего плохого состояния - Господь ведь помилует, просто это видно вся греховность. слова Господи и сын Божий тоже сами в себе уже подразумеваются и от их произнесения кажется нету смысла, а вот сила как бы видна только в имени Господа, причем не знаю такая красивая. то есть только и остается горе око и имя. ну и радость конечно от этого. я подобное только в страннике читал и то не совсем по этому вопросу
Цитировать
. Получивший таинственное излияние в сердце любви, преимущественно восторгается и проникается сладостию восклицания «Иисусе Христе», подобно как некий старец без особенного восторга любви и сладостей не мог и слышать имени «Иисусе», произносимого даже и в простом разговоре.

=)
Цитировать
26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога].

вообще в имени Господа такая огромная сила, как Василий пишет оно образует "как бы некоторое отпечатление Бога" - это я прочел в статье про ересь имябожничества http://www.moskvam.ru/blessed_fire/05_2000/andr.htm
если Григорий Палама пишет что имя это "феотис", то как быть, ведь имя вообще может прозносить каждый, а с верой оно приобретает громадную силу.

не знаю как быть - либо стараться делать полную молитву или же поступать как приходит. прошу советов и какую литературу почитать и конечно больше всего прошу молитв =)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: 3-х словная молитовка
« Ответ #1 : 15 Март 2008, 17:12:06 »
такой вопрос давно созрел, не хотелось перед всеми это раскрывать, но найти что-либо по этому вопросу трудно, попрошу молитвы и совета

в ходе молитвы два раза подряд в один день получалось такое сосредоточение (не напряженное), что не понимал где вообще нахожусь. точнее вообще ничего не понимал (где ум - в груди или еще где тоже не осознавалось), только оставались слова и "горе око" и контроль над собой. в оба раза внезапно находил испуг. прекращал молитву потому что казалось что если еще дольше продолжить то вообще потеряюсь - казалось уходят слова и еще дальше уйдет контроль над собой. что делать подскажите? хэлп

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: 3-х словная молитовка
« Ответ #2 : 15 Март 2008, 19:57:06 »
 Ну да, когда мы попадаем в неизвестную" страну", то, первое, что мы испытываем- страх!
Хотя я, честно сказать, не могу "влиться" в ваше состояние, может из-за некоторой непонятности Вашего изложения. 
   Но, думается мне, если я правильно предпологаю, о чем Вы, то  это сопряжено с действием углубления, погружения в себя, где слова начинают растворяться.
  Старайтесь не переусердствовать. :-) 
 
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: 3-х словная молитовка
« Ответ #3 : 16 Март 2008, 12:09:50 »
А это от чрезмерного увлечения сторонними средсвами - наушниками, свето и шумозоляцией... ИМХО и без работы в Вере...Была бы Вера - чего пугаться, а так и собрать не можете себя... Как я ранее вам ответил - боюсь это прилоги прелести... Спаси , Господи. ИМХО Просто бросать молитовку сейчас тоже опасно. Почитайте Исаака Сирина, Иоанна... понемногу успокойте страсность с любовью Божьей..Исповедайтесь

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: 3-х словная молитовка
« Ответ #4 : 16 Март 2008, 15:54:26 »
  Да,Hors, Вы правильно заметили и меня тоже  насторожило  присутствие страха.
Что от Бога, по благодати,то не имеет страха. Поэтому, тут надо быть осторожным и не рваться на пролом стораясь ускорить события....потому, как в данном случае, что скорее всего и может произойти, человек будет отброшен назад, на ту стадию пути, которую в данный момент необходимом пройти, как начальную, ... и второй вариант Вы, тоже заметили правильно, он чреват неблаговидностью прилогов прелести, но не в стадии прилогов страха:  сопутствующий страх, может обернуться помощником, помочь человеку всмотреться в себя, быть более осторожным и осмотрительным, сказать себе-" что-то тут не так..."  Вполне возможно, что таким образом, образом устрашения, Господь предупреждает человека, что тот в опасности, что тот свернул на ложный путь.
  Таково мое, сугубо личное, предположение... может быть спорное. 
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: 3-х словная молитовка
« Ответ #5 : 16 Март 2008, 16:39:35 »
в оба раза внезапно находил испуг. прекращал молитву потому что казалось что если еще дольше продолжить то вообще потеряюсь - казалось уходят слова и еще дальше уйдет контроль над собой. что делать подскажите? хэлп
Страх потерять себя - это нормально. Потерять себя, однако, надо. И переступить за этот край. Это как малая смерть или, лучше сказать, повторные роды. Попытка контроля ситуации препятствует проникновению в Вас св. Духа (которого мы просим в молитве: Прииди и вселися в ны...). Предоставьте контроль Ему.
Теряется же не Ваше сознание (или осознавание), а состояние отдельности от Бога, которым мы все так "дорожим". Надо уяснить себе, что входящий в Вас св. Дух не убивает, а животворит.

  Да,Hors, Вы правильно заметили и меня тоже  насторожило  присутствие страха.
Что от Бога, по благодати,то не имеет страха...

Еще как имеет!
Божья Благодать перекраивает все наше существо, унаследовавшее многотысячелетнее отпадение от Бога. Весь организм работает абсолютно не в том режиме, для которого его создал Творец. Неужели вы думаете, что можно без трудов, борьбы, проблем и боли родиться в Царствие Божие?
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: 3-х словная молитовка
« Ответ #6 : 16 Март 2008, 17:03:15 »
iunija
 
Цитировать
Таково мое, сугубо личное, предположение... может быть спорное.


   Я и написала, что оно может быть спорным, это мое предположение. Единственно, соотнося с собою, я могу сказать, что в молитвенном делании мне не приходилось встречаться со страхом. Это не то что бы, вдруг, предстать перед невидимым Богом. В этом случае, действительно, присутствует страх...хочется спрятаться от всевидящего Ока, убежать.
 Еще раз повторяюсь, что в делах молитвы, со страхом мне встречаться не довелось( со всякими трудностями- да, и даже с навождениями, но не со страхом.) Отсюда, мой может быть, скоропалительный  вывод, что в молитве страх- это "тут что-то не так".

Леонид
   
Цитировать
Неужели вы думаете, что можно без трудов, борьбы, проблем и боли родиться в Царствие Божие?
  Нет, конечно, я так не думаю. Даже смешно думать, что я могла бы опровергать это.
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Re: 3-х словная молитовка
« Ответ #7 : 16 Март 2008, 17:53:39 »
Молитесь просто без никаких навязываний вне...не будет никакой реакции...цель молитвы покаяние...вот и кайтесь..а всё остальное Господь приложит
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: 3-х словная молитовка
« Ответ #8 : 16 Март 2008, 18:33:51 »
А это от чрезмерного увлечения сторонними средсвами - наушниками, свето и шумозоляцией... ИМХО и без работы в Вере...Была бы Вера - чего пугаться, а так и собрать не можете себя... Как я ранее вам ответил - боюсь это прилоги прелести... Спаси , Господи. ИМХО Просто бросать молитовку сейчас тоже опасно. Почитайте Исаака Сирина, Иоанна... понемногу успокойте страсность с любовью Божьей..Исповедайтесь
да это давно было у меня еще тогда ничего не было - ни наушников ни повязок. так что все кто с быстрыми выводами смотрите что от бесов а что нет. тогда сидел один в общежитии, просто подолгу спокойно молился. по поводу появзок и прочее - не думайте что я прямо все время сижу в наушниках и повязках с целью пересосредоточиться, я же там в теме так и написал, что иногда очень помогает http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1674.msg27905#msg27905 ,не усугубляйте. а сейчас я просто сижу в квартире с родителями, неверующими, это постоянно шум, радио и прочее и еще рядом сан-узел... мне приходится как-то решать эту проблему... а по поводу прелести спасибо за предостережения, но понимаете у меня еще до прихода в церковь развита параноя - а по наставлении людей и прочтении некоторых книжек отцов она у меня еще сильнее зашкалила, так что не беспокойтесь слишком сильно (это в общем не по теме)
Ну да, когда мы попадаем в неизвестную" страну", то, первое, что мы испытываем- страх!
Хотя я, честно сказать, не могу "влиться" в ваше состояние, может из-за некоторой непонятности Вашего изложения. 
   Но, думается мне, если я правильно предпологаю, о чем Вы, то  это сопряжено с действием углубления, погружения в себя, где слова начинают растворяться.
  Старайтесь не переусердствовать. :-)
молитва в двух словах такая была - как здесь написано http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1335.msg17524#msg17524
ЕВГЕНИЙ---ПРОИЗНЕСЕНИЕ МОЛИТВЫ ПРО СЕБЯ, ОТВЛЕКАЕТ НАС ОТ ТОЙ МОЛИТВЫ , КОТОРАЯ ТВОРИТСЯ В НАС САМА ПО СЕБЕ,,,,,,,,,,,,ну да ,она ее как бы заглушает. Прекратишь молиться словами, отвлечешся чуть-чуть, слышишь молитва идет. Только сконцентрируешься на ней,пропадает, как будто хочет сказать- читай сама. Как с этим справиться?
только я не концентрировался на ней (так она заглушается), а как бы старался поддолкнуть ее умом там в сердечном. а иначе она тоже со временем затихает. потом
я бы сказал не страх, а испуг, не тяжелый, а легкий, который быстро, почти моментально прошел. не слишком легкий, но поставил в недоумение. это в первый раз так было, умиления и сосредоточенность от молитвы никуда не пропали вовсе. испуг он только как бы на вот этой границе был когда слова начали уходить с контролем. я после первого раза подождал немного а потом опять начал и где-то через 5-10 мин опять также получилось. такой же испуг, причем я пришел в недоумение - что делать - дальше к Богу или прекратить. решил непрекращать - этот испуг тоже не прекратился и я опять срулил с молитвы, только на второй раз уже совсем решил ничего не делать пока не найду чего у отцов- и занялся сйуетой в недоумении, паники никакой и тяжести не было просто не совсем понимал что произошло. а совесть гложет до сих пор кстати что неправильно сделал. да и знаете Господь дает молитву, Господь отнимает, не хочу я тут особо рассказывать про все это... уже болше месяца ниче не нашел а долго молиться теперь и не знаю стоит ли... как быть .. в этом  и вопрос, хотелось бы отцов найти может кто знает что?
в оба раза внезапно находил испуг. прекращал молитву потому что казалось что если еще дольше продолжить то вообще потеряюсь - казалось уходят слова и еще дальше уйдет контроль над собой. что делать подскажите? хэлп
Страх потерять себя - это нормально. Потерять себя, однако, надо. И переступить за этот край. Это как малая смерть или, лучше сказать, повторные роды. Попытка контроля ситуации препятствует проникновению в Вас св. Духа (которого мы просим в молитве: Прииди и вселися в ны...). Предоставьте контроль Ему.
Теряется же не Ваше сознание (или осознавание), а состояние отдельности от Бога, которым мы все так "дорожим". Надо уяснить себе, что входящий в Вас св. Дух не убивает, а животворит.

  Да,Hors, Вы правильно заметили и меня тоже  насторожило  присутствие страха.
Что от Бога, по благодати,то не имеет страха...

Еще как имеет!
Божья Благодать перекраивает все наше существо, унаследовавшее многотысячелетнее отпадение от Бога. Весь организм работает абсолютно не в том режиме, для которого его создал Творец. Неужели вы думаете, что можно без трудов, борьбы, проблем и боли родиться в Царствие Божие?
спасибо за добрый совет, да вот я все тягощусь тем что неправильно поступил - уходило то все, но оставалось то только "горе око"... а боязнь отдаться туда.... не знаю хочется найти что у отцов...
переступить эту грань хотелось бы просто послушать того кто переступил, а то можно не туда переступить... прошу молитв

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: 3-х словная молитовка
« Ответ #9 : 21 Март 2008, 00:26:49 »
хотя вообще это после экзаменов было так что просто наверно ум перенапряг вот и все... а про такие дела написано в русском добротолюбии немного
Цитировать
МНОГОПОЛЕЗНОЕ СКАЗАНИЕ ОБ АВВЕ ФИЛИМОНЕ
12 Еще спросил его брат: сотвори любовь, отче, скажи мне, какое делание имеет твой ум? Научи меня, чтобы и мне спасться. Он сказал ему: зачем это любопытствуешь ты знать? Тот встал, обняв ноги святого, и, лобызая их, умолял его сказать ему это. Старец довольно времени спустя, сказал: не можешь еще ты понести сего. Давать каждому чувству пригодное дело свойственно мужу, обыкшему вращаться в благах правды; и невозможно дара сего сподобиться тому, кто не стал совершенно чист от суетных помышлений мiра. Потому, если ты истинно желаешь сего, держи сокровенное поучение в чистом сердце. Ибо если пребудет в тебе непрестанно молитва и поучение в Писаниях; то отверзутся очи души твоей и будет в ней радость великая, и чувство некое неизреченное и горячее, при согреянии от Духа и плоти, так что весь человек станет духовным. Итак ночью ли, или днем сподобит тебя Бог неразсеянно помолиться чистым умом, оставь свое молитвенное правило, и, сколько сил есть, простирайся умносердечно прилепляться к Богу. И Он просветит сердце твое в духовном делании, за которое ты принялся.
Цитировать
ИНОКОВ КАЛЛИСТА И ИГНАТИЯ КСАНФОПУЛОВ
наставления безмолвствующим, в сотне глав
73.

Еще о мечтаниях и воображениях ума, – и о признаках прелести и истины.

Св. Нил так о сем говорит: "высшая совершенных молитва есть восхищение некое ума и полное его исступление от всего чувственного