Преподобный Максим - несомненный и последовательный неоплатоник-плотинист и верный ученик Ареопагита. В своей непримиримой борьбе против монофелитства утвердивший равенство обеих воль во Христе Иисусе, чем справедливо обосновал возможность спасения для людей, наделенных только человеческой волей, однако сам же и "заехавший" на своем "ареопагитском" коньке так далеко, что практически отнял у реального человека возможность спасения в обычном теле, если только оно не приобретет ангельские качества.
Вообще, он трагическая фигура церковных борений в после-халкидонскую эпоху, когда империя стремилась силой подчинить не-халкидонитов исключительно из политических соображений, беззастенчиво используя светочей вроде Максима.
Это конечно же только мое, не совсем скромное мнение.
Мне сдается, что не следует противопоставлять прямые слова Спасителя и преп. Максима, хотя они, на мой взгляд, сильно противоречат друг другу. Я верю, что есть такой поворотный пункт в нашем сознании, когда все противоречия могут слиться в одно целое и нераздельное. Только поэтому у меня не поворачивается язык сказать, что он был временами неправ.
Про Сергея Аверинцева же я могу сказать, что мне, удостоенному чести несколько раз в жизни общаться с этим удивительным человеком, он представляется как самый настоящий и достигший личного спасения православный святой. Ну разве только что по недоразумению еще не причисленный нашей церковью к сонму.