Вот получается в этой ветке высказаны два взгляда на благословение: благословение-как-призыв и благословение-как-передача.
Благословение-как-призыв, на мой взгляд, это тоже самое, что молитва, молитва вдвоем, молитва за кого-то. То есть благословение в этом случае оказывается одной из форм молитвы. Или даже в ряде случаев формальной молитвой (я имею в виду хотя бы благословения "у этого, этого и этого, ой, а вы батюшка тожа меня, значить...") Смысл благословения как самостоятельного, отличного от молитвы действия, в этом случае не улавливается.
Благословение как символический акт передачи Божьей помощи - это, мне кажется, верно. Особенно если употреблять слово "символический" не в его нынешнем обесценившемся понимании, означающем как раз "формальный". И проблема в том, что благословение действенно при совпадении Божьего промысла и воли человека...
Есть также благословение как санкция - то есть как разрешение и (или) приказ. Возможно, в монастырской жизни такая система вполне органична (не знаю, не возьмусь судить). А вот перетащенная из монастырской практики в мирскую жизнь она зачастую принимает гротескные формы, а иногда и трагические. Или воздвигает ненужные преграды (классический вопрос на этом форуме: "где получить благословение на молитву?")
Наконец, мне кажется, что мы утратили понимание слова-как-действия. Поэтому и не можем точно определить, что же все таки такое благословение.
В Евангелии звучит призыв: "Благословляйте проклинающих вас", Апостол призывает: "Благословляйте гонителей ваших". В нашем современном сознании призыв "благословляйте" автоматически замещается призывом "молитесь, благодарите" - как-то так. А "благословляйте" - теряется. Остается стертым, утраченным. Как это восстановить?