Полагаю, прилично определить понятие ум, воспользовавшись его определением в «Точном изложении православной веры» Иоанна Дамаскина.
Вот текст: «чрез посредство чувства в душе происходит настроение, которое называется воображением; вследствие же воображения возникает мнение. Затем мыслительная способность, расследовав мнение, истинно ли — оно, или — ложно, выделяет то, что — истинно; … Наконец, истина, обсужденная и определенная, называется умом»
Опираясь на определение Иоанна, можно сказать, что в отношении человека ум есть мнение о Боге принятое за истину.
Лестница Иакова показывает нам образ того, как человек может восходить к Богу пользуясь своими мнениями, как ступенями. Следует учесть, что восхождение на ступень совершается не интеллектуально, но в силе. Приобретением способности «быть» в соответствии со приобретенным смыслом.
Лестница не есть Бог, но Он утверждается на ней, тем показывается трансцендентность Бога относительно всех наших мнений. Потому думаю прилично поосторожней высказываться о божественном, и в частности о том, что такое Ум Христов. Может быть это недостижимый идеал знаний о Боге, к которому нам позволено бесконечно приближаться своими мнениями.