Исихазм

Автор Тема: Ум Христов  (Прочитано 168735 раз)

Re: Ум Христов
« Ответ #105 : 01 Ноябрь 2010, 09:03:57 »
Цитата: иеромонах Дионисий link=topic=1711.msg81163#msg81163
date=1288554073
Тогда, мне кажется, легче будет понять, что такое Ум Христов, и как его приобрести.
Мы неоднократно к этой теме обращались здесь и, в частности, про Ум Христов были высказаны такие соображения:
Обычный ум человека, размещённый в голове, видит себя полным хозяином положения и, как ему кажется, является единственным выразителем человеческой личности.

При научении этого "головного" ума опущению в сердечную область и укоренении его там, он приобретает новые свойства, одни из важнейших - тишина его, а также полнота внешнего внимания.

При этом место, освобождённое умом в голове, имеет шанс заместиться Христовым Умом, который и предназначен Создателем пользоваться в полной мере и объёме супер-компъютером мозгом, проявляя при этом всю Полноту раскрытия человеческой личной Индивидуальности в режиме "неслиянно-нераздельно".

Другими словами, личность человека приобретает "в собственность" самого Господа Христа, который и совершает преображение падшего человека в нового Адама.

Простите меня Леонид, но высказанные вами идеи напоминают мысли Аполлинария Лаодикийского, которые в свое время были осуждены Церковью. Не хочу на этом останавливаться.

Мне кажется самый простой образ достаточно ясно говорит о том, что такое Ум Христов.

Человек в себе (в уме) может размышлять о разных вещах, но когда хочет сообщить о них другим, то говорит к ним словами, которые доносятся к ним колебаниями воздуха (силой духа).

Христос есть Слово Божественного Ума - Бога ( В начале бе слово ...). Потому Ум Христов есть Бог.

Если мы причастны Христу, то мере причастности имеем и Христов Ум, Бога.

Именно это, мне кажется, имел в виду апостол.

Хотя Отец и более Сына, но ограничил Себя быть в Сыне и Духе, и потому Христос видит все, что творит Отец. Если мы христиане, то во Христе, и пользуемся Его благами, в том числе и всеведением - пониманием вещей,сотворенных Богом.

Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #106 : 01 Ноябрь 2010, 10:20:58 »
А вообще, давайте сначала рассудим-что такое ум? И что такое сознание? Внимание-что есть :составляющая ума или все-таки сознания? И как это все взаимосвязано между собой?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #107 : 01 Ноябрь 2010, 10:43:22 »
иеромонах Дионисий
Цитировать
Потому Ум Христов есть Бог.

   Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять.


  Вот это, наверное и будет Ум Христов. Дух Божий вселившийся в сердца?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.
Re: Ум Христов
« Ответ #108 : 01 Ноябрь 2010, 12:55:06 »
Полагаю, прилично определить понятие ум, воспользовавшись его определением в «Точном изложении православной веры» Иоанна Дамаскина.
Вот текст: «чрез посредство чувства в душе происходит настроение, которое называется воображением; вследствие же воображения возникает мнение. Затем мыслительная способность, расследовав мнение, истинно ли — оно, или —  ложно, выделяет то, что — истинно; … Наконец, истина, обсужденная и определенная, называется умом»
Опираясь на определение Иоанна, можно сказать, что в отношении человека ум есть мнение о Боге принятое за истину.
Лестница Иакова показывает нам образ того, как человек может восходить к Богу пользуясь своими мнениями, как ступенями. Следует учесть, что восхождение на ступень совершается не интеллектуально, но в силе. Приобретением способности «быть» в соответствии со приобретенным смыслом.
Лестница не есть Бог, но Он утверждается на ней, тем показывается трансцендентность Бога относительно всех наших мнений. Потому думаю прилично поосторожней высказываться о божественном, и в частности о том, что такое Ум Христов. Может быть это недостижимый идеал знаний о Боге, к которому нам позволено бесконечно приближаться своими мнениями.
Богу нашему слава. Аминь.

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #109 : 01 Ноябрь 2010, 13:17:55 »
Но, простите, мнение-это не знание. А что-то неопределенное и незаконченное, предполагаемое, но не утвержденное. Тогда как Духом нам(?) сообщаются истинные знания, которые утверждаю человека в вере.
Мне просто не нравится слово "мнение". :-)
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #110 : 01 Ноябрь 2010, 13:18:45 »
А вообще, давайте сначала рассудим-что такое ум? И что такое сознание? Внимание-что есть :составляющая ума или все-таки сознания? И как это все взаимосвязано между собой?

Cознание - свойство ума, внимание - свойство сознания.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #111 : 01 Ноябрь 2010, 14:31:47 »
Если посмотреть туда, где это выражение было впервые использовано:

1 Кор.2:14-16

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. 16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.

Тут Павел говорит во множественном числе - мы имеем. Про кого именно он говорит?

Мне кажется, это какая-то новая творческая  способность ума, которую (в потенциальном виде) приобретаем в крещении. Все приобретают. Обновление умной силы души. Кто использует (вступает во владение*,  становится имеющим) - тот продвигается (имущему дается, а от неимущего...)

*Кстати, во времена Ветхого Завета человек вступал во владение приобретенной вещью (или рабом) не через договор и даже не на этапе передачи денег. А лишь тогда, когда новый хозяин давал распоряжение и раб это исполнял. Когда человек или вещь, реально использовались. До этого человек не считался владельцем, хоть и деньги заплатил.

Мне было бы полезно что-нибудь в практическом разрезе понять. Как именно использовать, на что направлять... Как "вступить во владение"

Цитата: иеромонах Дионисий
Лестница Иакова показывает нам образ того, как человек может восходить к Богу пользуясь своими мнениями, как ступенями. Следует учесть, что восхождение на ступень совершается не интеллектуально, но в силе. Приобретением способности «быть» в соответствии со приобретенным смыслом.
Лестница не есть Бог, но Он утверждается на ней, тем показывается трансцендентность Бога относительно всех наших мнений.

А каждый свою лестницу строит? Или она одна на всех? Для двоих, насколько могу представить, бывает общая - это когда духовное наставничество... Может и лестницы для групп бывают? (например, в этой теме можно попытаться ступеньку  соорудить)

Простите.
« Последнее редактирование: 01 Ноябрь 2010, 15:05:32 от Elena »

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #112 : 01 Ноябрь 2010, 14:44:36 »
Ну ум слуга человека и что человеческое знает и тому служит. А когда "и уже не я живу, но живет во мне Христос" то и ум соответственно Христов. ИМХО. Знает Божье и Ему служит.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #113 : 01 Ноябрь 2010, 15:52:43 »
Цитата: иеромонах Дионисий
как человек может восходить к Богу пользуясь своими мнениями, как ступенями

Тут может быть не только вверх, но и вниз (когда мнение, на которое опираешься - неправильное, гнилая ступенька).

Цитата: иеромонах Дионисий
пользуясь своими мнениями, как ступенями. Следует учесть, что восхождение на ступень совершается не интеллектуально, но в силе. Приобретением способности «быть» в соответствии со приобретенным смыслом.

Если коснуться практической стороны. В моем умном арсенале есть некоторые мнения, которые не общеприняты (таких, как минимум, два пункта). Но я через них реально получила способность  «быть»  в более чистом качестве, чем ранее, удалиться от греха и принять то, что имею.

Можно ли сделать вывод, что приобретенная сила (сила удерживаться от греха) - это свидетельство правильного мнения? 

Простите.

P.S. Пишу и понимаю, что возможно устраиваю мнению дополнительную проверку на прочность тем, что объявляю. Но  это и хорошо - если гнило, то уж пусть скорее рухнет...
« Последнее редактирование: 01 Ноябрь 2010, 16:11:02 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #114 : 01 Ноябрь 2010, 16:22:40 »
...мы имеем ум Христов.

Про нас Павел говорит во множественном числе - мы имеем. А понятие "ум" употребляет в единственном.

По аналогии с местом Писания: "тела ваши суть храм Духа Святого". Тела - во множественном, храм - в единственном.

Ум и Храм - один на всех. Это реальность Его тела.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #115 : 01 Ноябрь 2010, 16:28:24 »
Цитата: Елена
Мне было бы полезно что-нибудь в практическом разрезе понять. Как именно использовать, на что направлять... Как "вступить во владение"

Не совсем точно выразилась. Точнее: что нужно сделать, чтобы "вступили во владение мною". Тут следует услышать и исполнить. Что-то конкретное  в жизни.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #116 : 01 Ноябрь 2010, 21:26:11 »
Мне кажется, это какая-то новая творческая  способность ума, которую (в потенциальном виде) приобретаем в крещении. Все приобретают. Обновление умной силы души.
в крещении смывается грех, а в миропомазании дается залог, который еще не духовная встреча со Христом. Симеон н.б. пишет в 32 гимне, что из ап. только Стефан при побиении видел Христа, и сравнивает себя с ним. До Мессии Духа воспринимали без крещения, но воздушных князей не могли миновать. По пятидесятнице, например, на Корнилия с домашними, очищенных добрыми делами с верой и слушающих евангельские слова напал Дух. Только волхвы, движимые Духом, видели звезду. Иудеи проповедовали среди народов, и сейчас не обязывают обращающихся строго обрезоваться, но только соблюдать минимум, заповеданное народам. Их проповедь никогда не приносила особого плода за не имением силы и оружия на врага (не смотря на грубую ревность. Только кровь христианская сломила многобожие, и в то же время Израиль с храмом канул на почти 19 веков (больше, чем ВЗ эра). Вот эти два больших факта упорно не хотят видеть в синагогах, а те из евреев, которые имеют веру к ним, обычно сильно задумываются. Сейчас встает вопрос о соблюдении закона апостольской общиной и Марией, и далее, например, теми девами-еврейками, которые хранили ее хитон до перенесения в Константинополь. Видимо, в будущем Илия решит его. Для иудея неудобопонятно требование православных отказываться от закона) Если сейчас добродетельный человек со всей искренностью обратится к православию, то в него до принятия таинств может вселиться Дух, подобно Корнилию. И такой, может быть, сможет сравнить, как действует благодать до крещения и после. Таковой, приблизительно по слову предтечи, в сравнении примет "благодать на благодать". Но обычно в церкви залог в таинствах принимают, некоторые кое-как держутся, болтаются, а из скорлупы на свет вылупляются единицы. Посему без троического просвещения невозмножно уму основательно преобразиться не смотря на участия в таинствах. Арх. Софроний в книге о Силуане хорошо описал в главах о формировании догматического сознания то, что человек конкретно работой (в основном умовой) от изменюящегося Богозрения созидается другой. Все составы человека двигаются к блаженному безстрастию в Духе. Человеческое мыслительное подчиняется Богу не как узурпатору, уподобляется, нераздельно и нераздельно сливаясь, и свободно функционирует

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #117 : 01 Ноябрь 2010, 21:53:20 »
об одухотворенной сущности и ее способностях говорили тут тут http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1271.30 Взгляд Бога на мир, откровения о нем человек может относительно спроицировать в уме. Но что значит ум Божий сам по себе, не может выразить, а те глубины или красоты, что ему необъяснимо открываются "не лет есть глаголати". В этом мире нет возможности открытое выразить в творческих образах. В новом мире, наверное, это будет возможно. Когда святые выходят в умоисступление, человеческое мышление прекращается, и потом они физически почти не могут описать, что с ними было

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Ум Христов
« Ответ #118 : 01 Ноябрь 2010, 22:11:37 »
Простите меня Леонид, но высказанные вами идеи напоминают мысли Аполлинария Лаодикийского, которые в свое время были осуждены Церковью. Не хочу на этом останавливаться.
Как мне кажется, уважаемый отче Дионисий, такого рода полемика не слишком приемлема промеж культурными людьми.
Типа - припечатать ярлык и отказаться даже от его обоснования.

Мало кто знает, в чём была заключена ересь Аполлинария Лаодикийского, а смысл его установки был в том, что совершенный человек и совершенный Бог не могут соединиться в одном лице, т.е. Христос будучи совершенным человеком был бы так же греховен и не мог обладать способностью к искуплению.

Таким образом, Аполлинарий стал предтечей монофизитства, будучи, однако, при своей жизни верным последователем Церкви и защитником положений собора в Никее.

Объясните мне, будьте так добры, в чём Вы видите схожесть высказанных мной мыслей об Уме Христовом, вернее будет сказать, о "механизме" его соединения с человеком, с учением Аполлинария Лаодикийского?

Заранее благодарен.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

по поводу лестницестроения
« Ответ #119 : 01 Ноябрь 2010, 23:47:28 »

Лестница Иакова показывает нам образ того, как человек может восходить к Богу пользуясь своими мнениями, как ступенями. Следует учесть, что восхождение на ступень совершается не интеллектуально, но в силе. Приобретением способности «быть» в соответствии со приобретенным смыслом.
Лестница не есть Бог, но Он утверждается на ней, тем показывается трансцендентность Бога относительно всех наших мнений. Потому думаю прилично поосторожней высказываться о божественном, и в частности о том, что такое Ум Христов. Может быть это недостижимый идеал знаний о Боге, к которому нам позволено бесконечно приближаться своими мнениями.
Бог трансцендентен, так.

Лестница из "мнений-ступеней" восхождения может имхо существовать лишь в том случае, если каждая такая "ступень" всё чище и чище устраняет наши двойственные мнения, суждения и оценки как нечто самочинное, уводящее нас прочь от Бога. Допускаю, что и такой, постепенный путь к трансцендентному Богу имеет место быть. Тогда имхо некорректно каждую ступень называть "мнениями", поскольку на каждой такой ступени происходит именно устранение мнений. На место устраненных мнений приходит смысл.

Если же каждая ступень такой лестницы - это построение и придание "силы" новым все более утонченным концепциям и стереотипам, то это - лестница или ведущая прочь от Бога, или же ведущая к иному неистинному богу, которых пруд пруди.
Даже "бесконечного приближения" не будет...

Что же следует в Вашем посте дальше?
Цитировать
Потому думаю прилично поосторожней высказываться о божественном, и в частности о том, что такое Ум Христов
Это высказывание - пример следования тонкому стереотипу мышления. Если из таких камешков собираетесь строить свою лестницу, то увы - Бог на таких сооружениях "не утверждается". Сожалею.
« Последнее редактирование: 02 Ноябрь 2010, 00:13:43 от прозелит »