Пару мыслей вслух.
Я хотел бы ещё напомнить о богословии личности старца Софрония (Сахарова). Он много говорит о Личности и Персоне. Последняя в его понимании есть Личность, освободившийся от своей греховной и горделивой самости, от тяжкого рабства греху и наконец-то ставшая самой собой.
Старец Эмилиан Вафидис:
Сейчас мы должны отвергнуть или согласиться с тем, что мы есть, потому что мы открыли в самом себе столько грязного, темного, вероломного, лукавого, и нам тяжело и невыгодно в этом признаться, и часто мы прячемся за своим эгоизмом, за своей самоуверенностью, за любовью к самому себе. Это час пробуждения моего собственного «я», и я не хочу согласиться с тем, чем являюсь – грехом.
Прекрасно предстоять перед Богом со словами: «Господи Иисусе Христе, Ты, даровавший мне знание, удостоивший меня стать Твоим тружеником, сделавший меня монахом! Господи, Иисусе Христе…» – это просто. Но вот сесть и сознательно сказать: «Боже, милостив буди мне, грешному!» – сколько раз я способен произнести эти слова? Если я смогу сделать это! Потому что, чтобы этого достигнуть, мне в любом случае необходимо сокрушить собственную сущность… Но это необходимо: когда ты раскалываешь орех, скорлупа его трескается и рассыпается, а ты собираешь ядрышки. Так дóлжно поступить и со своим сердцем, чтобы достать из него доброе, а мусор выбросить, осознав, что то, что я имею, кем я являюсь, что я любил, к чему стремился, чего искал в своей молитве до сих пор, – все почитаю за сор, по слову апостола Павла (Флп. 3, 8 ). И мне необходимо осознать наличие этого мусора в себе и этот сор отвергнуть, чтобы наполниться Богом.
И совсем просто сказал прп. Силуан:
велико только одно: смирить себя, ибо гордость мешает нам любить