Елена, вначале давайте уберем некоторую, скажу так, недоговоренность, которая вкралась в Ваши сообщения.
Вы показали довольно мутные (плохого качества) фотографии икон, приписав эти иконы авторству арх.Софрония и его учеников. Посему я и сказал сразу, что обсуждать намерен только первые работы, заметно более высокого художественного (и духовного) письма. Кроме того, я встречал упоминание о том, что первые две иконы - его письма. Судить о других работах сложнее. Сейчас нашел, что "Святая Троица" - фреска письма о.Софрония, остальное, возможно, росписи в трапезной (видно вентиляц. отверстие), выполненные братией. Не следует смешивать работы разного уровня (и разной техники), и по более слабым (и, повторю, плохо снятым) давать оценки. И не соблазнять таким смешением малых сих.
Для меня самая показательная - первая икона - "Умиление". (Интересно, что во второй иконе - Спасителя - я вижу глаза о.Софрония, как во многих работах lily вижу ее взгляд.) Есть ли в иконе "Умиление" эмоциональность? Безусловно есть. Но никак не меланхолия. Эмоциональность очищена и обращена к Сыну, как и Сын обращен к Матери. И мы можем войти в молчаливый диалог - и вознестись, подняться над низким и земным.
Теперь о корпоративных ловушках. Именно корпоративные силы внедряют различные шаблоны восприятия с целью воровства света и перенаправления ума человека на служение корпорации. Под предлогом соблазна душевности они рационализируют ум и высушивают душу, оставляя оболочку, убивают саму внутреннюю жизнь. Яркий пример тому Вы привели сами, поведав об иконах Зарон. На них хорошо прописана оболочка - и изображены мертвецы. Изображены тени из преисподней с угасшими глазами. Имеющий духовное чутье убежит от таких икон, ибо они опустошают. Не имеющий Духа и плывущий по корпоративному потоку будет увлечен техникой письма и найдет оправдание тусклым лицам и мертвым глазам, страшась некой душевности. Получая вместо чистоты душевных проявлений мертвую душевность.
Полагаю, что технически и эстетически Зарон сильнее, а духовно арх.Софроний не просто выше: он прозревает горнее (через свои слабости), когда Зарон смотрит в преисподнюю.