Для меня самая показательная - первая икона - "Умиление". (Интересно, что во второй иконе - Спасителя - я вижу глаза о.Софрония, как во многих работах lily вижу ее взгляд.) Есть ли в иконе "Умиление" эмоциональность? Безусловно есть. Но никак не меланхолия. Эмоциональность очищена и обращена к Сыну, как и Сын обращен к Матери. И мы можем войти в молчаливый диалог - и вознестись, подняться над низким и земным.
На мой взгляд, взгляд Христа - он иной, чем тот взгляд, который может открыться через человека (какого бы подвижника ни взять, хоть самого святого). Тут тайна Богочеловеческой Личности. Заниматься самовыражением, подмешивая в Образ себя, - дело сомнительное. Тут наоборот, полное отвлечение от своего, молитва и работа в отклике на постепенно проступающий образ. Свое пролезает иногда. Но это всегда не самое лучшее. Отбраковываю такие эскизы. Знаю за собой прежнюю болезненность, душевный надлом...
Я, когда работаю над образом Спаса, ориентируюсь на ранние византийские образцы, где это иносказательно передано через силу и мощь, через суровость. Еще обязательно привлекаю Спаса Рублева. У меня в иконном ряду вместе с иконами стоит главный мой образ - открытый громадный альбом с репродукцией его Спаса. Так и молюсь на образ из альбома
Где-то с 17 века восприятие Христа в среде иконописцев изменилось не в лучшую сторону. Образы более слабые, мягкие. На мой взгляд, что-то потерялось.
Когда долго (часами) смотришь череду иконописных ликов, постепенно открывается что-то общее, чего нет ни в одном отдельном образце. Это и есть, на мой взгляд, восприятие традиции, погружение в нее. Пытаюсь двигаться именно так. Верю (и чувствую), что Бог ведет этим путем.