Ключевая фраза в дискуссии о картине "Вечерняя молитва" принадлежит Александру.
Можно обозначить смысловые поля, а лучше - ядро смысла(ов), которое одно - и лишь обретает специфику, падая на разные поля.
Именно она не позволила мне уйти в сторону и, дерзну сказать, определить ядро смысла картины, а именно ее свет.
Центром картины является даже не сама девочка, а свет, который (для меня явственно) указывает на присутствие Бога. Лицо девочки озарено этим светом, свет расплывается золотистым потоком от ее рук и лица и как бы стекает к ."
Этот свет, падая на "разные поля" , позволил высветить смысловое поле тех, кто высказал свое мнение о картине.
Мне видится, "нерв" картинки - потеря детской чистоты. Падает по-вечернему полупрозрачный свет на трепетно-доверчивое лицо ребенка - в нем душевная искренность детской веры. Очень скоро эта вера будет утеряна. Уже сейчас в ней присутствует навязанный взрослым миром марионеточный дух. Уже сейчас ребенок - куколка родителей - заставляет "молиться" своих кукол. И в мучительном изломе поставленных на колени фигур выражают рабскую покорность...
Александр, это не "нерв картинки", а уж тем более не ее ядро, но в своей фразе Вы выразили именно то Ваше смысловое поле, которое объемлет большинство Ваших постов и рассуждений. Только не подумайте, что я осуждаю Вас тайно или явно, нет, но желаю говорить с Вами, как с братом.
Смысловое поле сказанного Вами первой волной захлестнуло Сергия, сразу после Вашего поста он пишет:
+100
Рабскую покорность чужой внешней человеческой воле, а вовсе не воле Бога ... Это важно. Из веры сделали социально-общественный и даже государственный инструмент управления людьми. Худшее, что можно было сделать из христианства. Стать на колени - не значит победить в себе гордость. Если бы все было так просто ...
Но, Сергий имеет несколько другое смысловое поле, не хуже или лучше, но другое, отличное от Вашего, поэтому буквально через небольшое время Сергий становится Сергием
Девочка искренне верит и просит Бога о чем-то действительно важном, и даже вовсе не детском, настолько искренне просит, что и её куклы по её просьбе делают это вместе с ней. И это вовсе не игра, а искренняя вера.
При этом Сергий четко отделяет свое смысловое поле от чужого
Но это не отменяет взгляд Александра, который имеет право на существование не меньше, только что приведенного мною взгляда.
Элм непредсказуем, он то как солнце, то как обратная сторона луны. Если бы мне дали прочитать следующую фразу, без имени написавшего и спросили кто это из форумчан написал, я бы ответил Элм, кто же еще.
Ядро и центр картины - свет, от которого и происходит
Аж ощущение сперва ужаса у волосатой фигуры лицом вплотную к простыне.
Элм - это ощущает своей обратной стороной луны, это в некотором роде часть его смыслового поля, но не суть картины.
Картина действительно потрясает внутренним смыслом. Не без этого. Ребенок, который еще недавно был чист и имел общение с Богом на пажитях сердца, "заботливой" родительской рукой вырван оттуда и поставлен на колени
Родион, а Вы по своему увидели этот свет. Сравните кадр из фильма "Один дома" с картиной, Огонь (на кадре из фильма) и свет (голова девочки) соприкасаются одних областей головы (анатомически), но только природа этих двух светов разная.