Исихазм

Автор Тема: Живопись  (Прочитано 178362 раз)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #975 : 28 Апрель 2016, 23:07:18 »
За уши притянуть можно все что угодно.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #976 : 28 Апрель 2016, 23:16:07 »
По-моему ребенок тупой, поставил мертвых кукол лицом в кровать. Аж ощущение сперва ужаса у волосатой фигуры лицом вплотную к простыне. Сродни тому как там в сказке Спас воробьев слепил из глины и они полетели. Если б ребенок с детства рос в святости, то полностью согласен с Родионом, и из знания Жизни он бы бездушных не выстроил в ряд. Не надо детей обожествлять. Бывают и святые и демоны. Святых тоже процент очень малый, но вероятность того что ребенок пропитается Духом повышается намного от настоящей духовности родителей. Не от правил и воспитания, а от Духа. Но и у святых дебилы вырастают, посмотрите много примеров. Так что не надо детей блажить так. Может ребенку на картине много преференций за внешнюю молитву от родителей. А дети, по моим наблюдениям, бывают очень меркантильны. Наверно с момента формирования мозга человек начинает делать выбор между злом и добром, и зло намного превалирует.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #977 : 28 Апрель 2016, 23:24:40 »
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #978 : 28 Апрель 2016, 23:31:15 »
...  и такие вот страсти  в попытках разоблачения( или саморазоблачения)  случаются, увы,   в Страстной Четверг
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #979 : 29 Апрель 2016, 03:05:24 »
Ключевая фраза в дискуссии о картине "Вечерняя молитва" принадлежит Александру.

Можно обозначить смысловые поля, а лучше - ядро смысла(ов), которое одно - и лишь обретает специфику, падая на разные поля.

Именно она не позволила мне уйти в сторону и, дерзну сказать, определить ядро смысла картины, а именно ее свет.

Центром картины является даже не сама девочка, а свет,  который (для меня явственно) указывает на присутствие Бога. Лицо девочки озарено этим светом, свет расплывается золотистым потоком от ее рук и лица и как бы стекает к ."

Этот свет, падая на "разные поля" , позволил высветить смысловое поле тех, кто высказал свое мнение о картине.

Мне видится, "нерв" картинки - потеря детской чистоты. Падает по-вечернему полупрозрачный свет на трепетно-доверчивое лицо ребенка - в нем душевная искренность детской веры. Очень скоро эта вера будет утеряна. Уже сейчас в ней присутствует навязанный взрослым миром марионеточный дух. Уже сейчас ребенок - куколка родителей - заставляет "молиться" своих кукол. И  в мучительном изломе поставленных на колени фигур выражают рабскую покорность...

Александр, это не "нерв картинки", а уж тем более не ее ядро, но в своей фразе Вы выразили именно то Ваше смысловое поле, которое объемлет большинство Ваших постов и рассуждений. Только не подумайте, что я осуждаю Вас тайно или явно, нет, но желаю говорить с Вами, как с братом.

Смысловое поле сказанного Вами первой волной захлестнуло Сергия, сразу после Вашего поста он пишет:

+100
Рабскую покорность чужой внешней человеческой воле, а вовсе не воле Бога ... Это важно. Из веры сделали социально-общественный и даже государственный инструмент управления людьми. Худшее, что можно было сделать из христианства. Стать на колени - не значит победить в себе гордость. Если бы все было так просто ...

Но, Сергий имеет несколько другое смысловое поле, не хуже или лучше, но другое, отличное от Вашего, поэтому буквально через небольшое время Сергий становится Сергием

Девочка искренне верит и просит Бога о чем-то действительно важном, и даже вовсе не детском, настолько искренне просит, что и её куклы по её просьбе делают это вместе с ней. И это вовсе не игра, а искренняя вера.

При этом Сергий четко отделяет свое смысловое поле от чужого
Но это не отменяет взгляд Александра, который имеет право на существование не меньше, только что приведенного мною взгляда.

Элм непредсказуем, он то как солнце, то как обратная сторона луны. Если бы мне дали прочитать следующую фразу, без имени написавшего и спросили кто это из форумчан написал, я бы ответил Элм, кто же еще.

 Ядро и центр картины - свет,  от которого и происходит

Аж ощущение сперва ужаса у волосатой фигуры лицом вплотную к простыне.


Элм - это ощущает своей обратной стороной луны, это в некотором роде часть его смыслового поля, но не суть картины.

Картина действительно потрясает внутренним смыслом. Не без этого. Ребенок, который еще недавно был чист и имел общение с Богом на пажитях сердца, "заботливой" родительской рукой вырван оттуда и поставлен на колени

Родион, а Вы по своему увидели этот свет. Сравните кадр из фильма "Один дома" с картиной, Огонь (на кадре из фильма) и свет (голова девочки) соприкасаются одних областей головы (анатомически), но только природа этих двух светов разная.

 

Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #980 : 29 Апрель 2016, 09:37:48 »
Svod, предлагаю (в частности, при анализе рассматриваемой картинки) отличать главный Смысл (Логос), который умно озаряет всех и все (поскольку все в Нем причастно Богу),  от смыслов тварного бытия (и тварных смыслов).

Мы можем говорить, что Основа картины мира - Бог, Его свет нетварный. В этом порядке Он и Его свет - Ядро (Первооснова и Смысл)  любой картины и не картины. Он озаряет и высвечивает.

Сказать так - напомнить о Творце, Который во всем, и почти ничего не сказать о конкретной вещи (картине) и ее тварном смысловом ядре. Солнце по воле Его восходит над злыми и добрыми... Увидеть это - неплохое прозрение. Остановиться на этом - попасть в ловушку практического недеяния с неизбежным смешением и уравниванием доброго и злого. Стать этаким адвокатом дьявола.

Увидеть тварный смысл злого и тварный смысл доброго, уловив искажение, - это уже шаг к исправлению.

Хорошую подсказку, позволяющую выявить одну из нитей искажения, дал Родион. Если бы освещенный ребенок сидел в позе лотоса, как бы (каким бы) воспринял свет Svod? И кадр из фильма, приведенный Родионом, это троллинг-насмешка: "благочестивый" свет верхней люстры vs "насмешливого" света паяльной лампы.

Итак, тварное смысловое ядро картинки раскроется, если увидим диссонанс между "ангелоподобной" молитвой ребенка и строем "молящихся" кукол.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #981 : 29 Апрель 2016, 10:18:35 »
...  и такие вот страсти  в попытках разоблачения( или саморазоблачения)  случаются, увы,   в Страстной Четверг

Страстная у нас пятница, четверг чистый :)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #982 : 29 Апрель 2016, 10:22:10 »
Про страсти - если только свои - говорит Повитуха, делая плохой вброс. У нас спокойное обсуждение.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #983 : 29 Апрель 2016, 10:27:00 »
Alexander, совершенно верно. Именно куклы - центр экспозиции. Внешний свет и перспектива устремления к внешнему свету и забвение внутренней чистоты в купе с куклами раскрывают картину.
 
И да - "Один дома" это шутка. :) Больше даже реакция на высказывание Элма о том, что дети они разные бывают. Не только ангелоподобные. Соответственно и свет.


ЗЫ .... внешний свет вытесняет внутренний, который угасает за ненадобностью, оставаясь лишь питать и ждать, когда ребенок наиграется и поймет, что он теряет....
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Колхозник

  • Сообщений: 3119
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #984 : 29 Апрель 2016, 10:42:44 »
Сказать так - напомнить о Творце, Который во всем, и почти ничего не сказать о конкретной вещи (картине) и ее тварном смысловом ядре. Солнце по воле Его восходит над злыми и добрыми... Увидеть это - неплохое прозрение. Остановиться на этом - попасть в ловушку практического недеяния с неизбежным смешением и уравниванием доброго и злого. Стать этаким адвокатом дьявола.

А Бог кто по отношению к дьяволу? Адвокат, Судья, Господин (от слова Господь)? Или Он выше всего перечисленного? И на что ровняться Его детям?

Девочку поглощает матрица, это понятно. Пройдет еще не так много времени и она возможно станет полноценной ее составной частью. А кто же мы? Допустим мы вышли из под власти матричных сил. И кем же мы стали по отношению к ней? Не наплевать ли этой матрицы на тех кто вне ее? Не давит ли она своим катком все что ей не подвластно? Что мы ей могли противопоставить за последние две тысячи лет? Хочу понять что делать? Наверное примером мне должен быть Отец! Каковы действия Бога по отношению к матрице? кто мне ответит на эти вопросы?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #985 : 29 Апрель 2016, 11:07:41 »
Я как-то играл с девочкой 2 или 3 лет, дак она била и меня и других, веселясь, расцарапала одному нос до крови. Когда ее спросили - ты любишь причинять боль? Она кричала - очень! Знаю одного мальчика который в 4 года наиеренно делает подлости всем в семье и хорошо очень шифруется. Недавно был проходом на конце отчитки у Германа, там два мальчика бегали по храму, орали и смеялись, изображая из себя бесноватых, пока я одному не всадил смачного поджопника - подрезал меня. А все эти люлюкания для детей это все дьявол через ветхого лелеет таких же ветхих детей. Добрым детям уже в детстве приходится от него терпеть.

Андрей, а ты не заметио программного вброса от двух нпших матерей про художника? Откуда нить идет можешь прикинуть?

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #986 : 29 Апрель 2016, 11:22:54 »
Согласна с Родионом и Александром. Смысловое ядро картины в том, что для общения с Богом чистому человеку (ребенку) не нужны какие-то внешние условия.  Достаточно устремления детского чистого сердца. Искажение образа Божьего видно в том, на что указал Александр – в диссонансе – в условной прерывности потока сердечного света, в изломе искренности на искусственность, которая видна в кукольных фигурках.  Потеря чистоты – в постепенном и незаметном для самого ребенка уходе от искренности к условности, от непосредственности к искусственности.  Восстановление образа Божия происходит в воссоединении ума с сердцем, а на картине показан обратный путь – рассоединение ума с сердцем. Ум говорит, чтобы быть успешной, хорошей и т.п., надо делать так то и так то.. Сердце говорит иное… Постепенно ребенок научится не слушаться сердце, его сознание станет рабом рацио… В изображениях кукольных фигурок ярко выражена скрытая мысль художника – о неизбежно приближающемся господстве рассудка над пока еще живыми, но уже угасающими  чувствами маленького человека. 

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #987 : 29 Апрель 2016, 11:22:55 »
Колхозник, как это ни банально звучит, но Евангелие и есть ответ.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Фаина

  • Сообщений: 261
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #988 : 29 Апрель 2016, 11:43:52 »
  Еlm, если про вброс  о художнике Вы меня имеете в ввиду,то это не совсем так.Я художник,у меня профессиональный интерес и наверное немного другое восприятие.Мне было интересно посмотреть другие работы художника.Нашла.посмотрела--он мне не близок,Пару работ у него все же выделила. Ссылка,конечно,не для этого форума.
  По опыту со своими работами знаю.что каждый видит картину со своей глубины.Иногда.зритель видит даже больше,чем художник вкладывал.
« Последнее редактирование: 29 Апрель 2016, 11:57:10 от Фаина »

Колхозник

  • Сообщений: 3119
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #989 : 29 Апрель 2016, 11:45:13 »
Родион, тут по поводу картины спор идет, а уж в отношении понимания Евангелия так уж и говорить не приходится. Каждый там видит свое, и свой ответ в нем.