Исихазм

Автор Тема: Живопись  (Прочитано 160844 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #255 : 11 Декабрь 2011, 02:24:30 »
...

Мне нравится.  :-)

Если будет возможно, покажите работу целиком...

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #256 : 11 Декабрь 2011, 02:36:19 »
Спасибо, это Преображение холодной энкаустикой, как закончу, покажу. Немного не рассчитала, слишком мелко для этой техники... Придется делать еще одно.
And death shall have no dominion

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #257 : 11 Декабрь 2011, 12:06:16 »
Хорошо...
СветлО...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #258 : 12 Декабрь 2011, 00:55:26 »
А у меня сейчас почти неподъемная задача выполнить композицию из иконописных элементов - горок, деревьев, животных, элементов архитектуры (все можно, кроме фигур людей). Сколько уж  типовых стандартных  вариантов насочиняла - сложно сосчитать. А утвердили то, что вряд ли мне под силу.  Преподавателю нужно было как раз нестандартное, чтобы была "идея". Набросок "идеи" я представила, а вот как исполнить...

"Идея" - это баран, запутавшийся рогами в чаще (из эпизода жертвоприношения Авраама). Горки, кусты, животное и жертвенник (жертвенник нужен, преподаватель как раз и сказал, что это два смысловых центра, вокруг которых нужно выстроить остальное). Он еще говорит очень невнятно, заикаясь, его почти невозможно понять. К тому же еще плохо слышит... Обратной связи нет. Зато как рисует - два-три штриха и в наброске видна логика, смысл.

Лилу, может знаете иконописные примеры жертвенника? Нашла жертвенник в росписях на тему жертвоприношений Каина и Авеля. Но он не очень...

Помогите, если кто знает красивые изображения барана (желательно, чтобы рога очень большие были - это ведь "шофар" - трубы Страшного Суда). И нужно чтоб в иконописной манере...

Еще сейчас павлинов изучаю. Потому что вторая композиция - чаша и два павлина на фоне арки. Павлин - символ нетления...

 :-) :-)
« Последнее редактирование: 12 Декабрь 2011, 01:05:33 от Elena »

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #259 : 12 Декабрь 2011, 02:55:33 »
Elena, простите, меня зовут Лиля (Лилия, ник - то же латиницей), или Лия, если по-церковному.
Пока на ум приходят западные картинки - Равенна, Джотто.
http://all-photo.ru/icon/photos/23493-0.jpg
http://www.wga.hu/art/g/giotto/padova/1joachim/joachi4.jpg

Афон  (Дионисиат): http://pravicon.com/images/sv/s0022/s0022004.jpg
Монреаль: http://i.i.ua/photo/images/pic/0/5/3893750_9529fc5f.jpg

И еще, 16 в.
http://mama.ru/uploads/attachments/images/281e8b03027ef1caa55ddf0f4d58987a.jpg
http://mama.ru/uploads/attachments/images/94ad6eca5f46d0a67f1087ae03cac9fa.jpg

Завтра поищу по закромам, но не обещаю, что будет быстро.
Учитывая византийский символический способ мышления, можно просто нарисовать Преслол (непокрытый).

Дома осталась недоделанная мозаика с павлином...
And death shall have no dominion

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #260 : 12 Декабрь 2011, 03:21:26 »
Спасибо вам, Лиля, вы мне очень помогли. С престолом понятнее стало...

Барана почти всегда рисуют привязанным за веревочку к стволу дерева. А у меня намерение - именно, чтобы запутался рогами в ветвях.

Ладно, что-нибудь да выплывет...

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #261 : 12 Декабрь 2011, 13:18:58 »
Elena, не советую Вам на начальном этапе усложнять себе жизнь, иконопись - искусство весьма условное. Тем более на этого барана накладываеся новозаветная символика (Агнец, Престол), отсюда не буквальное иллюстрирование текста. Мне очень нравится, как сделали в Монреале.
And death shall have no dominion

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #262 : 12 Декабрь 2011, 15:10:21 »
Elena, не советую Вам на начальном этапе усложнять себе жизнь, иконопись - искусство весьма условное. Тем более на этого барана накладываеся новозаветная символика (Агнец, Престол), отсюда не буквальное иллюстрирование текста. Мне очень нравится, как сделали в Монреале.

Да, это сложная задача. Вот тот набросок, который преподаватель принял:



Найти бы еще где-нибудь, как изображаются кусты. У меня пока два дерева, обвившие ветками рога.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #263 : 12 Декабрь 2011, 16:59:02 »
Elena, поверьте на слово, что нельзя обвивать рога, лучше придумать что-то на тему Монреаля, если не хотите на веревочке. Но рога должны быть свободны и гордо торчать, это важно с точки зрения символики, солярный знак.

Кафедральный собор в Никози, Грузия, 6 век.



And death shall have no dominion

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #264 : 13 Декабрь 2011, 00:23:26 »
Цитата: lily
Но рога должны быть свободны и гордо торчать

А как же текст Писания?

Быт.22:13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими.

Цитата: lily
это важно с точки зрения символики, солярный знак.

Что за солярная символика? Как она соотносится с христианством? Знаю, что солярный культ  - это культ солнца. Язычество.

Пока не уверена, что ради солярного символа стоит отступать от слова Писания. Но в любом случае, спасибо за мысль. Посоветуюсь с преподавателем.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #265 : 13 Декабрь 2011, 00:37:53 »
Что за солярная символика? Как она соотносится с христианством? Знаю, что солярный культ  - это культ солнца. Язычество.


Свете Тихий святыя славы, безсмертнаго Отца небеснаго, святаго блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: темже мир тя славит

Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащий, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: / Господи, слава Тебе.

и Пасхальные:

Икос: Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: о другини, приидите, вонями помажем Тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся, якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение.

Яко воистинну священная и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне, востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

и т.д.
до бесконечности


Христиане перетолковали весь Ветхий Завет в свете Боговоплощения, можете использовать христианские или иудейские толкования, в любом случае это Ваш выбор.
« Последнее редактирование: 13 Декабрь 2011, 01:02:02 от lily »
And death shall have no dominion

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #266 : 13 Декабрь 2011, 00:58:01 »
Цитата: lily
можете использовать христианские или иудейские толкования, в любом случае это Ваш выбор.

Пока попытаюсь остаться в границах буквального понимания. Не претендуя на какое-то особое истолкование.

Цитировать
овен, запутавшийся в чаще рогами

Это ведь не толкование - это первоисточник - Быт.22:13.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #267 : 13 Декабрь 2011, 01:08:31 »
Это ведь не толкование - это первоисточник.

Кажется, этим Православие отличается от протестантизма, Преданием. Предание и определяет иконографию (см. любые древние изображения Жертвоприношения Авраама).
Буквальное понимание не всегда работает, то есть почти никогда не работает... Попробуйте прочитать буквально Шестоднев, чушь выйдет.
Изучая Предание, можно очень сильно укоротить себе дорогу и упростить задачу. Кстати, также обстоит дело с технологией, там свои предания...
Вот Вам подарочек:
http://www.agnuz.info/tl_files/library/books/poslushnik/page13.htm (с середины страницы)
Пресвитер Теофил, бенедиктинский монах кон. XI - нач. XII в., к сожалению на русском только предисловия к главам о технологии.
And death shall have no dominion

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #268 : 13 Декабрь 2011, 14:00:11 »
Цитата: lily
Попробуйте прочитать буквально Шестоднев, чушь выйдет.

Прочитать буквально - это вполне возможно. Описание творения ориентировано на естественное восприятие мира, основанное на постижение чувствами так, как он нам открывается. Где небо вверху в виде твердой голубой сферы, где вода как внизу - в морях и реках, так и наверху (над небесным сводом) и где время от времени небеса отверзаются и разверзаются небесные хляби (как в сюжете Ноева спасения).

Чушью это нам кажется, потому что сбиты критерии нормального зрительного восприятия. Когда лет в 5-6-7 вдруг узнаем, что земля круглая и мысленно представляем себе, что кто-то на другой стороне шара ходит под нами вниз головой. Теряется возможность простодушного вглядывания, человек перестает доверять реальной картинке и теряет отчасти  способность непосредственного восприятия творения чувствами, теряет способность восприятия в простоте сердца.

Если основываться на человекоцентричности творения, то первые главы Бытия - правильнее, чем мы видим мир, когда мыслим его на основании астрономии и физики. Именно буквальное представление ценно. С визуальной стороны никаких нелепостей буквального прочтения не вижу.  :-)

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #269 : 13 Декабрь 2011, 14:15:56 »
Elena, если Вам так спокойнее, кто я, чтобы указывать...
Только обратите внимание, что небо и земля, свет и тьма, день и ночь творятся дважды и это не случайность и не описка.

1 день "В начале сотворил Бог небо и землю"
2 день "И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша."

1 день "И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы."
4 день "И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы."


1 день "И назвал Бог свет днем, а тьму ночью."
4 день "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю."

То, что творится в остальные дни немного похоже, на то что мы видим.
Вопрос: что творится в первый день?
And death shall have no dominion