Исихазм

Автор Тема: Живопись  (Прочитано 160829 раз)

lily

  • 3
  • Сообщений: 3665
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #450 : 29 Октябрь 2012, 11:49:56 »
То, что выше образного постижения, и постигается безОбразно.  Не отнимаю у Бога важнейшие имена, а указываю на несовершенство дебелых оболочек этих слов, как бы красиво мы их не изображали. 
Мне действительно близок средневековый подход, где восхождение от тварного к нетварному, от образа к Первообразу представлено в виде лестницы. Похоже Вы не очень понимаете суть символического языка раз пытаетесь разорвать и противопоставить форму и содержание.

Цитировать
Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно было бы подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. В самом деле, как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному; одни показывают багряный цвет, у других, как солнце, сияет белый; а некоторые из них, сразу являясь разноцветными, показывают различные окраски, как будто бы природа была их художником. И всякий раз как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело; его разум, устремляясь к Богу, витает в небесах, полагая, что он находится недалеко и что он пребывает особенно там, где он сам выбрал. И это случается не только с тем, кто в первый раз увидал этот храм, но такое впечатление возникает постоянно у каждого, как будто с этого начинается у всякого его обозрение. Никого никогда не охватывало пресыщение от этого созерцания, но находящиеся в храме люди радуются тому, что они видят, а уходя восхваляют его в своих беседах о нем.
Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5: I:27) - современник строительства Св.Софии
And death shall have no dominion

Cвета

  • Сообщений: 61
  • терпение - дом души
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #451 : 29 Октябрь 2012, 12:01:25 »
Какая редкая вещь - полное взаимопонимание... В основном - полное взаимонепонимание...

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #452 : 29 Октябрь 2012, 12:39:37 »
Какая редкая вещь - полное взаимопонимание... В основном - полное взаимонепонимание...
Что неудивительно. Разное соотношение душевного/духовного, разные этапы становления нового человека и умирания ветхого. Падший ум фокусируется – но мимо сути. Гордыня неизменно слепит глаза. :)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #453 : 29 Октябрь 2012, 12:41:40 »
Мне действительно близок средневековый подход, где восхождение от тварного к нетварному, от образа к Первообразу представлено в виде лестницы.

Совершенство содержания наполняет форму совершенным содержанием.  В таком наполнении и есть то единство, которое не возможно ни противопоставить, ни разорвать. Противопоставление начинается тогда, когда самой форме приписывается совершенство и уже она становится самодостаточным эталоном.

Мы воспринимаем символическую лестницу чаще всего как лестницу восхождения тварного к нетварному, от образа к Первообразу, от формы к содержанию. Поэтому так и держимся за форму как за опору, ведь с нее начинается наше восхождение. Мы смотрим снизу вверх, что для нас привычнее. Александр же предлагает нам посмотреть не снизу вверх, а сверху вниз.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #454 : 29 Октябрь 2012, 12:44:22 »
lily, так я и не отнимаю у Вас эту лестницу восхождения от образа к Первообразу. И в свое время мы достаточно говорили о ней. Только, пока нет своего опытного знания, услышьте, что у этой лестницы есть предел, который задан образным восприятием и определяет суть символического языка. То, что выше предела, постигается безОбразно (сверхобразно), и именно оно принадлежит миру божественных (нетварных) энергий. (К примеру, мир идей уже тварный.) Это одно из центральных положений паламизма и исихазма. И будет замечательно, если Вы откроете для себя (пока умственно) то, что было до поры запечатано.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #455 : 29 Октябрь 2012, 12:55:54 »
Alexander, Грация, lily – спасибо. Ваше обсуждение помогло мне в поиске ответа на давний вопрос: как в православной традиции соотносится постижение Первообраза через раскрытие символа И сверх-образное постижение через прямое созерцание.

Имо, похоже на то, как восхождение от созерцания твари к Творцу соотносится с прямым созерцанием нетварного умопостигаемого...

Действительно, форма – важная опора в какой-то момент. Но она же становится помехой, если ее совершенство вовремя не отринуть и не пройти за него, по ту сторону формы...

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #456 : 29 Октябрь 2012, 13:00:03 »

Второму же учит только умное делание, в синергии. Тогда человек непосредственно "напояется" теми энергиями, о которых упомянула здесь lilyсквозь дску образа.

Воспринимать энергии "сквозь доску образа" - это для меня очень странно звучит. Если художнику удалось воссоздать Лик (=Образ), то этот образ прочитывается зрителем (может и не прочитаться - тут бывает и личная несовместимость и неподготовленность глаза-ума). Общение с Образом - это есть движение души, окликающейся на Божье касание. Энергия=движение природы. Энергии самой по себе не бывает.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #457 : 29 Октябрь 2012, 13:06:31 »
По моему есть окно и есть ставни. Как бы красиво ставни не передавали вид за окном, это не будет Свет, а будет образ на ставенях, высвеченный светом личного ума. Тварный и ограниченный. И иконопись по моему мнению отличается от изобразительного искусства именно тем, что призвана не расписывать ставни и витражи, а распахивать окно. Икона тогда икона, когда ее нет в материале. Когда она не вызывает любование, а высвечивает внутреннее человека. Когда в Свете ты видишь не красоту изображения, а свое несовершенство... Гдето так. Поправте в чем не прав.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #458 : 29 Октябрь 2012, 13:12:28 »
Цитата: Alexander
у этой лестницы есть предел, который задан образным восприятием и определяет суть символического языка.

В искусстве такого предела нет. Образ отличается от символа. Символ направляет ум выше (=ниже, глубже). Образ напрямую приобщает жизни изображенного Лица.

У меня был реальный опыт восприятия этой жизни. Можно сказать откровение. При созерцании Лика Спаса Рублева. Это полуразрушенная доска, это даже не весь Лик, а только фрагмент с записями-перезаписями. Но никакие повреждения не смогли исказить взгляд. Это чудо какое-то.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #459 : 29 Октябрь 2012, 13:14:59 »

Ой... мы совсем о разном. Если Вы искусствовед и все еще этим интересуетесь горячо рекомендую книгу Умберто Эко "Эволюция средневековой эстетики". Там хорошо и доступно и о целостном восприятии и о роли чувственного, пусть на примере западного средневековья, в данном случае это не так важно. 

Эко - один из моих любимых авторов. Нужно будет поискать в интернете его работу. Спасибо за наводку.

Цитировать
Икона - это не только лики... и даже не в первую очередь.

Постом выше привела пример Спаса. Вы считаете, это не икона?

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #460 : 29 Октябрь 2012, 13:40:17 »
Действительно, форма – важная опора в какой-то момент. Но она же становится помехой, если ее совершенство вовремя не отринуть и не пройти за него, по ту сторону формы...

Не имеет значения, какая форма на наш взгляд. Она все равно будет соткана из земного несовершенного материала.

Мы все живем в цепких лапах идеала. И Бога представляем соответственно своим идеалам.  Когда Иисус пришел креститься к Иоанну Предтече, то Его никто не замечал, Он ничем не выделялся и не отличался от остальных людей. Возможно, что у людей к тому времени также существовал свой идеал Бога, что они не смогли узнать Его. А Предтеча узнал… И узнал не по форме… Идеал, идеи… тварный мир идей… Мы все в его плену в той или иной степени.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #461 : 29 Октябрь 2012, 13:44:43 »
. Когда в Свете ты видишь не красоту изображения, а свое несовершенство...

И когда за чьим-то несовершенством видишь Свет...

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #462 : 29 Октябрь 2012, 14:02:10 »
Грация, Предтеча как раз – хороший пример: он узрел сквозь форму содержание, но потом соблазнился...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #463 : 29 Октябрь 2012, 14:31:57 »
Цитата: Alexander
у этой лестницы есть предел, который задан образным восприятием и определяет суть символического языка.
В искусстве такого предела нет. Образ отличается от символа. Символ направляет ум выше (=ниже, глубже). Образ напрямую приобщает жизни изображенного Лица.

Если бы было именно так, то Господь бы пришел в образе земного царя и покровителя земных искусств. И художники писали его лик, и тиражировали его, а люди бы преображались, глядя в икону Первообраза. Только все не так, и Господь в образе земного царя и покровителя скорее смахивает на антихриста. И предел искусства давно известен. Искусство может возводить (как и низводить), отчасти может исцелять (как и уродовать), преображать оно не может.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Живопись
« Ответ #464 : 29 Октябрь 2012, 14:55:34 »
Господь в образе земного царя и покровителя скорее смахивает на антихриста

На мой взгляд, это вы вообще не об образе. Вы под образом понимаете что-то свое... Есть такое понятие - художественный образ.  Это ведь не одежды, не ритуальная  поза, не царственные аксессуары (хотя и это важно)...

Образ - это человечество Иисуса Христа. Бог пришел в образе человека. Иконописное, художественное понятие образа ориентируется на этот смысл образа. Богоявление. Открытие себя миру явным чувственным образом. Это возможно отразить не композициями, не символами. Это является в мир в каждой иконе, в которой удается воссоздать его Лик. Иконописный образ выводит на прямое богообщение, может стать откровением, теофанией. Назначение молитвенное.

Двигаться к Первообразу можно путем умного восхождения. А есть еще возможность непосредственного причастия - через полноценную икону, в которой определенным образом воплощена Его жизнь.
« Последнее редактирование: 29 Октябрь 2012, 15:12:14 от Elena »