И на основании этих заметок делать далеко идущие выводы об ошибках о.Софрония?
Мы уже обсуждали на форуме извращенную формулировку современного монашества: нам осталось покаяние. Эта формулировка стала слоганом тех, кто погряз в грехах настолько, что и благодати не видел. Конечно, такой формулировка стала не у игумена Никона, а у его последователей, но основа заложена им.
О.Никон пишет: "По Игнатию Брянчанинову и всем свв. отцам, молитва человека должна быть молитвою покаяния, а не исканием благодати."
Но это же откровенная неправда, в которой присутствует и незнание святых отцов, и подмена. По учению церкви благодать - это нетварная энергия божества, т.е. Сам Бог. Не искать благодати означает не искать Бога!
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Мы призываем войти в нас Бога - и очистить, и спасти! Но сначала войти, ибо истинное покаяние дает только Он.
Не ублажаться благодатными переживаниями - вот чему учат святые отцы! А Бога и Его благодать - искать!
Или взять Иисусову молитву: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!
Мы имеем дерзновение (оно смиренное, это дерзновение) обращаться к Богу с просьбой помиловать нас, грешных. Помиловать - это дать Божию милость, а она - благодать! Иисусова молитва - это призывание благодати в смирении и осознании своих грехов.
Далее. Мнение о.Софрония о беспрекословном послушании духовнику (духовному отцу) зиждется на афонской традиции, и ничего от себя он здесь не говорит. Поскольку эта традиция на Руси была разрушена (забыта, не действенна), то и не годилась, что не означает, что о.Софроний был не прав. Обычное дело, не всегда и не везде какое-то правило исполнимо, но суть этого правила истинна и к ней следует стремиться. А суть простая: истинный духовник - Дух Святой. Когда Дух Святой говорит через духовного отца, то послушание Духу через духовного отца, а нет такового, то и послушание (Духу) не отменяется.
Про «держи ум твой во аде» о.Никон, похоже, особо не понял. Это совсем не начальное смирение, а смирение человека, уже познавшего благодать. И от Самого Господа он получает благословение держать ум во аде и не отчаиваться!
О.Никон пишет:
п.27 Автор (иер. Софроний) упускает из виду или же не усвоил вполне следующих положений:
1. Каждый человек находится в состоянии падения, при котором Слово Божие может быть понято очень ограниченно.
2. По мере роста внутреннего, «нового» человека, открывается и более глубокий скрытый смысл Писания.
И эта книга, и все последующие книги и беседы о.Софрония неопровержимо свидетельствуют, что и понял, и усвоил.
Подытоживая, скажу, что о.Софроний, по моему мнению, говорит намного ближе к святоотеческой традиции, чем игумен Никон. Видимо, не зря Господь избрал именно его донести до нас свет евангельской истины, данной преизбыточно старцу Силуану.