Исихазм

Автор Тема: Иосиф Хаззайя (Прозорливый) о четырех сферах умной молитвы  (Прочитано 8726 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

И вкратце скажу тебе, мой возлюбленный, нет человека, получившего бы дара от Бога и ставшего достойным божественных откровений и видений в этом ли мире или в будущем помимо непрестанной молитвы. В руках молитвы находятся ключи к Царствию, в которое ты желаешь войти, и без нее ты не сможешь стать его наследником и быть одним из первенцев, чье имя записано в книге жизни (ср. Евр. 12, 23). Она поистине является прямыми и узкими вратами, через которые святые входят в Иерусалим, который на небесах.

Непрестанная молитва является светом для души, посредством которого она видит славное жилище Света, о котором я говорил тебе выше, и состоит в истинной любви к Богу и нашему ближнему. В самом деле, молитва заключает в себе все заповеди, и это причина, почему наш Господь заповедовал ее на всякое время, говоря: «должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18, 1) и «всегда бодрствуйте и молитесь» (ср. Мф. 26, 41). Это Он показал нам Сам, взойдя на гору и проведя всю ночь в молитве к Богу (ср. Лк. 6, 12). Как сказал святой и великий Толкователь [Феодор Мопсуэстийский], наш Господь Самолично не имел нужды в молитве, но Он ясно показал чадам света, что они должны всегда молиться, дабы сокровище, которым они обладают не было похищено врагами и, что их духовное здоровье должно быть хранимо ими в непрестанной молитве. И чтобы укрепить нас в заповеди молиться непрестанно, Он дал нам притчу о вдове, стучавшей постоянно в дверь к судье, который, в конце концов, не обманул ожидания и ответил на ее мольбу. Он сказал также в другом месте: «Положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит» (Лк. 11, 5-8). И наш Господь добавил: «Сколь более ваш Отец Небесный подаст дары тем, кто просит у Него» (ср. Лк. 11, 13)?

Наш Господь заповедовал все эти вещи тем, кто желает идти путем совершенства, который вводит нас в град являющийся любовью, что расположен на высоте небес. Я не имею здесь в виду молитву, предписанную в определенное время и Часы, но постоянную молитву, которая никогда не прекращается. В самом деле, не было бы времени, когда человек, беседующий с Богом в молитве, не расширяет весь свой помысел и зрение к Богу. Непрестанная молитва есть совершенство всех заповедей и умный крест, о котором наш Господь говорил, что всякий кто возложит его на себя и последует за Ним, наследует вечную жизнь с Ним. Молитва всегда стоит перед дверью, стучит и не уходит прочь до тех пор, пока она не откроет дверь жилища Божественной Сущности, госпожи миров. И ум входит, получает ответ на свои прошения и возвращается в веселии. Наш Господь также сказал, что все прошения и все дары Духа даруются через молитву: «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7, 7-8). И ты видишь, что все дары подаются человеку Богом через непрестанную молитву.

Я говорил тебе, возлюбленная моя душа, что молитва является ключом к небесной сокровищнице, и нет ума, который предстоял бы в благоговейном удивлении перед Величием без непрестанной молитвы. Я не имею в виду молитву, происходящую от рассеяния помыслов, но ту, что происходит от телесных трудов и от чистых помыслов души. Когда порывы молитвы воздвигаются в твоем уме, рассмотри природу этой энергии, которая действует в твоем сердце, поскольку также как и постоянства, молитва требует разумения, которое истекает от ведения. Действительно, во время молитвы умножаются ложные образы врага, но если ум во время молитвы наделен разумением, которое истекает от ведения, все эти ложные образы остаются ниже сферы молитвы, потому что святая Сила, которая воздвигает молитву, не позволяет уму взирать на них.

Существуют три пути, которыми можно поучаться в молитве, помимо молитвы, в которой участвует тело. Первый путь через возбуждение естественных движений, второй благодаря близости ангела-хранителя, и третий посредством благого произволения, вожделеющего добродетелей. Первое движение молитвы сопровождается любовью и теплотой помыслов, которые возгораются в сердце подобно огню, второе – действием озарений вместе со слезами радости, и третье – любовью к телесным трудам вместе со слезами, которые понемногу приводят в движение помыслы. Помимо этих трех движений, которые я описал, не существует другого движения, которое бы именовалось молитвой, поскольку выше них нет молитвы, но восхищение, каковое мудрыми не называется сферой молитвы, но бесформенным светом. Вне этих трех движений, все прочие движения, возникающие в нас, истребляют чистую молитву.

После описания для тебя движений чистой молитвы и различения энергий, сопутствующих каждой их них, мы теперь опишем, какие из них сопровождаются действием врага. Первому движению не сопутствуют энергия врага, поскольку оно само истребляет все действия врага. Также не могут бесы явить свою энергию в третьем движении молитвы, как это свойственно им, ни даже позавидовать ей. Энергия врага сопутствует лишь второму движению, и оно сходно с тем движением, когда бесы показывают уму образы во время молитвы. Молитва, которая имеет место благодаря влиянию ангела-хранителя, исполняет душу тишиной и миром помыслов. Что же касается молитвы, которая бывает через разумение душой действия бесов, то тогда в ней господствуют беспокойство и рассеяние помыслов.

Рассмотри поэтому, брат, когда ты стоишь на молитве, какое из этих четырех движений воздвигается в твоем сердце. Если первое, то это знамение покаяния души со слезами радости и любви к Богу, которая разгорается в твоем сердце. Знамением для тебя, что ты находишься во второй сфере молитвы то, если твой ум будет наполнен озарениями, исступление которыми захватывает ум несказанным покоем, так, что ты стоишь подобно опьяневшему человеку; слезы радости также бывают в этой сфере. Знамением, что твой ум находится в третьей сфере молитвы то, если твоя молитва произносится всем телом; и в этой сфере могут быть слезы, но они с принуждением и беспокоят ум. В случае, если твой ум во время молитвы находится в четвертой сфере, которая от бесов, беспокойство и рассеяние помыслов господствуют в твоей душе.

Это ступени лествицы, по которым ум восходит на высоту небес и входит в истинный град, являющийся видением нашего Спасителя. Это короткий путь и надежная гавань, в которой видим Бог, в Чьей близости ты желаешь пребывать. Не существует более краткого пути к Богу, нежели этот, как и нет более краткого пути, который бы приводил нас столь быстро к Богу, чем молитва. И нет такого времени, когда бы молитва усердного делателя, в которой поучаются надлежащим образом, не соединяла бы ум с Богом. Требования же молитвы таковы: пост, смирение, послушание и постоянное бдение.

Будь усерден в этих добродетелях, чтобы ты смог обрети молитву, посредством которой ты также найдешь и кратчайший путь к Богу, который, как я говорил выше, заключается в любви. Это, действительно, истинный путь, благодаря которому святые входили в град жизни, который есть видение света Пресвятой Троицы.

Перевод с английского наиболее существенного фрагмента одного из посланий сирийского исихаста Иосифа Хаззайи. (Взято из подзамочного текста одного жж-юзера с его разрешения.)

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

К молитве нужны добродетели-обычно бесы это знают и не дают их делать подвижникам..Это заметили давно что работники в монастырях не имеют больших успехов ни в чем//Помню хвалились в монастыре как монахи дружно доили коров-у нас это делали доярки женщины и девочки в школе на труде ходили доить коров-это было в школьной программе..Пчеловоды хвалились что у них было 150 улей в монастыре-по нормам колхоза для женщины была норма 75 ульев для мужчины 120-обычно работали на пасеке инвалиды войны...так это русский монастырь с русскими монахани-а американские там дела хуже намного в долгах-не могут получить с земли урожай и покрыть расходы-чтобы подать милостыню и себя прокормить..На святого Иоана Шанхайского и Сан Франциского набросились из за денег -не могли собор достроить деньги пропали надо было их списать на святого аскета-нищего...Обычное дело ждут богатых -когда они начнут подавать-а те явно время мол успеем и раскаятся и подать-это так бесы работают-не спеши мол с добродетелями-устрой свои дела-и молись -став свечи почаще-и это уже поняли батюшки -потому ждут уже завещание-что там новопредставленный подал...Вот этой важной части к молитве не хватает-и молитва не идет-человек имеет излишки и что то вымаливает сверх того-думая что сказано-каму дано-тому еще будет дано больше а кому мало дано у того и то отнимется..Думая таланты это изобилие всяких монет...ценных бумаг-а талант был не в количестве денег а в другов вовсе..Люди понявшие свои пороки -пожелавшие уйти из мира в монастырь-спешат расчтаться с долгами и постепенно понимают что не могут погасить долги-их как бы кто удерживает-монастырь обычно не гасит-хотя могли бы взять на себя и погасить-ведь идет раб трудится бесплатно всю жизнь..Посмотрите у православия немного добродетелей за всю историю-Иоан Кронштадский Дом трудолюбия сделал в Санкт-Питербурге-и это через почти 1000 лет православия на Руси...Миссии русские очень бедные в самой богатой стране мира сего в США-в одной около 5 человек живет-в Бруклине самый заселенный раён в США в самом крупном городе...В Сан Франциско там все платное-построили здание возле храма но цены для тех кого приютили ткие же как у соседних домах-если орендавать у китайцев или американцев...Спешите делать послушание-для монаха главное послушание а потом молитва-тоесть добродетель о чем и речь-а для мирян молитва потом уже добродетель-обычно работодатели гнусные так перемешивают добрые дела с делами бесов что сложно подать чисто-дегтя много в бочке с медом за что ни возмись..Монахи те перебирают -а миряне беутся за любое дело-лиш бы платили с них и подают-миную кононы с чего подавать а с чего и не следует...

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Существуют три пути, которыми можно поучаться в молитве, помимо молитвы, в которой участвует тело. Первый путь через возбуждение естественных движений, второй благодаря близости ангела-хранителя, и третий посредством благого произволения, вожделеющего добродетелей.
-----------------------------------------------------------------------------------
 Помимо этих трех движений, которые я описал, не существует другого движения, которое бы именовалось молитвой, поскольку выше них нет молитвы, но восхищение, каковое мудрыми не называется сферой молитвы, но бесформенным светом. Вне этих трех движений, все прочие движения, возникающие в нас, истребляют чистую молитву.
Просто...лаконично...и практично :-)...как для меня "искателя" писано :-)...
Александр :-) Спаси Господи :-)
« Последнее редактирование: 18 Март 2009, 17:50:23 от mirnestranik »
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Все еще остаются непереведенными интересные тексты...

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Все еще остаются непереведенными интересные тексты...
Господь благоустраивает для нашего блага их перевод :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Все еще остаются непереведенными интересные тексты...
У вас нет случаем хоть на английском? 8) Надо же, 7 век... человек записал, а в 21 читают..

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

действия ангела хранителя упоминаются, но не говорится о действиях св. духа.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

действия ангела хранителя упоминаются, но не говорится о действиях св. духа.
Здрасьте пожалуста :-)...а Они десйтвуют не как одно целое или лучше сказать как одна команда?...Ну может я чёто не понимаю :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

наверно как одна команда, все в св. духе движутся как пишет прп. Силуан, но, читал у отцов, есть различия. мне кажется св. дух вносит большую лепту. да я вообще не разбираюсь особо. еще не понял, что имеется ввиду под "постоянным бдением"

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

наверно как одна команда, все в св. духе движутся как пишет прп. Силуан, но, читал у отцов, есть различия. мне кажется св. дух вносит большую лепту. да я вообще не разбираюсь особо. еще не понял, что имеется ввиду под "постоянным бдением"
это же просто отрывок. Поискал и частично нашел такое. Основное, что оставил Иосиф это учение о трех степенях Пути  The Three Stages of Spiritual Realization  1) степень тела - по смыслу Иоанна Пустынника 2) степень души/сердца - осознание и 3) степень Духа - восприятие
http://ldysinger.stjohnsem.edu/CH_584_Hist_Spty/07_Syrian/01_BROCK-intr.htm
Особо отмечают его соматические описания нападения беса лености или полуденного беса - тяжесть в членах, связанность языка, головные боли и борьбу с ним...

yury_petrov

  • Сообщений: 1124
    • Просмотр профиля

И все же чувствуется какая-то... бедность перевода что-ли... Жаль, что перевод не с оригинального языка.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

та отлично просто  8-)

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

наверно как одна команда, все в св. духе движутся как пишет прп. Силуан, но, читал у отцов, есть различия. мне кажется св. дух вносит большую лепту. да я вообще не разбираюсь особо. еще не понял, что имеется ввиду под "постоянным бдением"
   Внимание.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!

d'URIMAR fossoris

  • Сообщений: 1039
    • Просмотр профиля

действия ангела хранителя упоминаются, но не говорится о действиях св. духа.
Здрасьте пожалуста :-)...а Они действуют не как одно целое или лучше сказать как одна команда?...Ну может я чёто не понимаю :-)...
   Св.Дух даёт утешение(отраду),а ангел-хранитель побуждает к молитве ко спасению,судя по тексту.
Κύριε Ἰησοῦ Χριστέ, Υἱὲ του Θεοῦ, ἐλέησόν με τὸν ἁμαρτωλόν!