В те грубые и страшные века приходилось истреблять этих язычников для того, чтобы вот та единственная пуповина, соединявшая человечество и Бога, все же не прервалась.
Такие "оправдания" из серии: "Время такое было" всегда звучат как-то фальшиво.
И они не снимают проблему: жестокость Бога в Ветхом завете для нас непостижима, а если Бог "не мог иначе", значит Он вроде как и не всесилен и тд и тп.
У меня нет ответа, но я пытаюсь найти его в том, что Ветхий завет - это взгляд ветхого человека, живущего в ветхом мире, на Бога.
И Бог воспринимается ветхим человеком как языческий божок, и человек слышит Его слова именно так: "истреблю", "умертвлю". Но что говорил Бог человеку на самом деле? Может быть, истинные Его слова мы слышим только в Новом Завете?
В случае с Содомом и Гоморрой Ветхий Завет рисует нам Бога карающего, мстящего. Но сквозь этот ветхий рисунок, нарисованный ветхим человеком, проступает другой: Бог, до последнего удерживающий от гибели стремящиеся к собственной же гибели тысячи упивающихся собственной развращенностью людей.
Ветхий мир - это падший мир, где любовь превращается в свою противоположность - ненависть. Радость - в печаль, а наслаждение - в боль. (Мы, кстати, не так давно говорили на эту тему здесь, на форуме).
И ветхий мир не прекратил свое существование с появлением Нового завета. В каждом из нас - полно ветхости. Мы пытаемся оправдывать (или осуждать) ненависть и жестокость, которую, как нам кажется, проявляет Бог.
Но вот в Боге эта ненависть или в нас?
И еще: если Ветхий Завет и впрямь кажется нам жестокой книгой, значит в мире за две тысячи лет кое-что изменилось к лучшему, и это хорошо