Исихазм

Автор Тема: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО  (Прочитано 104221 раз)

stefan1211

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« : 27 Апрель 2009, 12:14:33 »
Хотелось поговорить об одной из самых важных и одновременно самых актуальных на сегодняшний день проблем: взаимоотношениям современного монастыря и цивилизации. В нашу эпоху, эпоху повсеместной глобализации и "сжатия" мира до размеров компьютерного монитора, когда мы с вами можем одновременно наблюдать и получать свежую информацию со всех уголков планеты, эпоху смешения культур разных народов в одну, пугающую "мультикультуру", проблема сосуществования монашеского общежития как одной из высших форм уединения и современного мегаполиса как высшей формы соединения и растворения, перемешивания разных рас, обычаев и верований становится одной из главных. Как, пребывая в самом центре владений "князя мира сего", не только не потерять, а и приумножить христианское благочестие? Возможно ли совместить монашеский подвиг и проживание в центре города с пятимиллионным населением? Для чего вообще нужны городские монастыри и не отмерла ли необходимость в них?

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #1 : 27 Апрель 2009, 12:50:21 »
нет ничего не возможного лишь бы желание было, да сила воли...
Вот в том то и проблема что всегда этого не хватает... а монастырь или мир тут уже дело второе...
Господь нас сказал быть мудрыми как змеи вот и мудрим :-D
Он несказал вот дам Вам святых, монахов и по пути их как по шаблону идите... как не печально но без переваривания мыслей не куда не тронешься... святые только учат как сделать орган переваривания здоровым...(это я не о желудке :-D)
« Последнее редактирование: 27 Апрель 2009, 13:22:53 от Monte More »

stefan1211

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #2 : 27 Апрель 2009, 15:04:38 »
святителем Игнатием (Брянчаниновым), мы можем найти следующее изречение основателя монашества, святого преподобного Антония Великого: "Наступит некогда время, сыны возлюбленные, в которое монахи оставят пустыни и вместо них устремятся к богатейшим городам, там вместо вертепов и хижин, которыми усеяна пустыня, они воздвигнут, стараясь превзойти одни других, великолепные здания, препирающиеся пышностью с царскими палатами. Вместо нищеты вкрадется стремление к собиранию богатства, смирение сердца превратится в гордость, многие будут напыщенны знанием, любовь иссякнет; вместо воздержания явится угождение чреву, и многие из монахов озаботятся о доставлении себе изысканных яств не менее мирян, от которых они будут отличаться только одеждою и клобуком. находясь посреди мира, они не устыдятся неправильно присваивать себе имя монахов и пустынников. Не престанут они величаться, говоря: аз есмь Павлов, аз же Аполлосов (1 Кор. 1, 12), как будто позволительно и справедливо хвалиться отцами, как хвалились иудеи предком своим Авраамом! Однако между монахами тех времен некоторые будут далеко лучше и совершеннее нас: потому что блаженнее тот, кто могл преступити и не преступи, и зло сотворити и не сотвори (Сир. 31, 11), нежели тот, который увлекается к добру примером многих добрых".

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #3 : 27 Апрель 2009, 15:31:39 »
брат что нам на всех смотреть... пусть каждый за себя ответит...
тому же Антонию Господь сказал, внимай себе Антоний и довольно с тебя...Не о славе монашеской нам следует радеть а о славе Господа нашего,  его одного славить...На все воля Божия... а даст Господь в утешение славных мужей ,.. возрадуемся и восхвалим Господа!
Как проповедь! :-D

kaxanam

  • Сообщений: 46
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #4 : 01 Август 2009, 14:18:32 »
 Тут все об етом, и по конкретнее---> Архимандрит Лазарь (Абашидзе) Мучение любви
http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/11l/lazar/torment/contents.html

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #5 : 01 Август 2009, 16:34:19 »
...Как, пребывая в самом центре владений "князя мира сего", не только не потерять, а и приумножить христианское благочестие? Возможно ли совместить монашеский подвиг и проживание в центре города с пятимиллионным населением? Для чего вообще нужны городские монастыри и не отмерла ли необходимость в них?
Про монастыри в городах, думаю, что они просто необходимы - хотя бы для того, чтобы постоянно напоминать людям о вышнем мире, о Православии, о Христе. Не мерою ведь Бог дает Духа. По сути какая разница, где монастырь? Главное, чтобы его насельники понимали, ради чего сюда пришли. Вот и Св. Серафим Саровский, память которого мы празднуем сегодня, скольких людей принимал и всегда был в молитвенном настрое, не терял благодати Св. Духа. Ведь и знаменитые лавры (Троице-Сергиева, Киево-Печерская...) раньше были в глуши, но со временем стали частью мегаполисов. Очевидна здесь рука Промыслителя, потому никак не возможно, чтобы "отмерла" в них необходимость: не могу себе и представить, чтобы вдруг опустели эти великие святыни. Иначе бы Бог не сберег их к нашему времени, а разрушил бы как Храм Соломона, не оставив камня на камне.
А про монашеский подвиг, могу привести пример недавно усопшего в Боге Св. Патриарха Алексия Второго: я не раз задумывался о том, не мешают ли ему во внутреннем делании многочисленные архипастырские заботы, мероприятия, приемы и т.п. Но наблюдая его жизнь и просто глядя на него, каждый раз убеждался в том, насколько чистый и одухотворенный (в полном смысле этого слова) это человек. Его появление всегда вызывало у окружающих особо мирное устроение, радость, а его удивительно доброе лицо излучало столько искренности и человеколюбия, что не оставалось места ни для малейшего сомнения в том, что Патриарх Алексий - поистине человек Божий и великий молитвенник.
« Последнее редактирование: 01 Август 2009, 17:07:58 от Serge »

viktorioan

  • 3
  • Сообщений: 460
  • православие
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #6 : 02 Август 2009, 07:32:17 »
stefan1211 Жизнь стоит любить (пить). и Хлеб (Дух) есть, как без этого? Разве возможно.? Что касается мира сего, То вы впадаете в великую крайность отделения, а значит будете ответственны за проявления духа разделения.
Евангелие от Луки, гл 16.:
«…Один человек был богат и имел управителя, на которого было донесено было ему, что расточает имение его. И призвав его, сказал ему: что я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять («дому строити» в старославянском переводе).
Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом (домостроительство): копать не могу, просить стыжусь.
Знаю что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
Он сказал: сто мер масла. Исказал ему: возьми твою  расписку и садись скорее напиши: пятьдесят.
Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
И похвалил господин управителя неверного, что мудро сотворил. Ибо сыны века сего мудрейше сынов света в своем роде.
И Я говорю вам: сотворите себе друзей от Мамоны неправды, чтобы  когда оскудеете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в чужом не были верны, кто ваше  вам даст? И если в чужом не были верны, кто доверит вам ваше?
Никакой раб не может двум господам работать, ибо или обного будет ненавидеть, а другого любить, или  одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете работать Богу и Мамоне».
Необходимо отметить, что Мамона назывался дух могущества, пространства! Человек не может называться господином, это было бы глупо, разве глубоко подсознательно, глубже не бывает, где «Я и Отец одно», но христианин знает хозяина как Отца.  И если провести аналогию способности человеческого внимания, личности и управителя, а должники чувственные части связаны с пятью чувствами и не только или как известно ныне пространственные центры (Чакрамы), склонные к самоопределению (бесовщине),  тогда многое становится на свои места. И практика человеческого внимания, будет уделять тому или иному центру время, требующееся обстоятельствами, но держа память о господине (вспоминается  школьная математика  сложения (умножения), методом в столбик,  с запоминанием «про себя» некоторых цифр), то вырисовывается географическая карта практики роста человека или постройки Дома где могут жить Христос и Отец (....обитель сотворим, помните из откровения?).

 
 
Одной фразы старенького Иоанна: «Ребятки! Любите друг друга!», было достаточно людям, что бы не только верить в Того кого не видели, но и прожить собственную жизнь иначе обычного!?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #7 : 02 Август 2009, 10:41:10 »
О чем... о чем три последних сообщения? Один ставит непонятную ссылку на книгу, другой хвалит умершего патриарха и говорит, что городские монастыри оставлены нам в напоминание! Третий ударился в какую-то эзотерику... Это называется полный атас.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #8 : 02 Август 2009, 11:42:46 »
Если монастыри оставлены нам "хотя бы для того, чтобы постоянно напоминать людям о вышнем мире, о Православии, о Христе", то это довольно печально. Потому что в таком случае монастыри - это не более чем музеи или кинотеатры. Пришел. Погрузился. Прочувствовал (или просто подремал). Ушел.
Разумеется, и музеи, и кино - вещь очень даже полезная, но роль монастырей была и должна быть неизмеримо сильнее и глубже.
Это должна быть подлинно живая жизнь, а не "напоминание" о ней.
При этом я вовсе не утверждаю то, что и в "городских" монастырях, даже вполне "лубочно-официозных" нет живой жизни. Для меня, например, огромную роль в свое время сыграл Свято-Данилов монастырь (общение с его монахами), я очень люблю посещать службы в Новоспасском монастыре, в котором умудрились (вот уж чудны дела твои, Господи!) свести до минимума коммерческий дух.
Но... но... но...

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #9 : 02 Август 2009, 18:51:26 »
О чем... о чем три последних сообщения? ... другой хвалит умершего патриарха и говорит, что городские монастыри оставлены нам в напоминание! ...
В своем сообщении я пытался по-своему (как понимаю) ответить на вынесенные в цитате вопросы. Св. Патриарха Алексия упомянул как яркий и наглядный пример монашеского подвига в условиях, далеких от пустынных. Это - насчет "...в самом центре владений "князя мира сего", не только не потерять, а и приумножить христианское благочестие". Что же до монастырей - то, простите, возможно не вполне ясно выразился, ибо, судя по всему, понят неверно. "Для чего вообще нужны городские монастыри и не отмерла ли необходимость в них?" - задается вопросом автор темы. А я излагаю мысль о том, что "хотя бы для того, чтобы постоянно напоминать людям о вышнем мире, о Православии, о Христе", имея в виду прежде всего людей, все еще далеких не только от Православия, а зачастую и от таких понятий как нравственность и духовность.
« Последнее редактирование: 02 Август 2009, 19:37:46 от Serge »

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #10 : 02 Август 2009, 19:19:04 »
Если монастыри оставлены нам "хотя бы для того, чтобы постоянно напоминать людям о вышнем мире, о Православии, о Христе", то это довольно печально. Потому что в таком случае монастыри - это не более чем музеи или кинотеатры. Пришел. Погрузился. Прочувствовал (или просто подремал). Ушел...
Имхо, для кого-то и этого немало, потому как и это маленькое зернышко может дать свои всходы ("кому на 30, кому на 60, а кому и на 100"). К тому же, я ведь не утверждал, что на этом роль монастырей заканчивается, потому и сказал "хотя бы", реагируя на сомнение автора (если правильно понял) в необходимости городских монастырей. А словами"Главное, чтобы его насельники понимали, ради чего сюда пришли" мне хотелось подчеркнуть, что главная ценность монастырей - в непрестанном благодатном молитвенном предстоянии перед Богом (если сказать кратко). Потому мне лично довольно печальна сама мысль о том, что может "отпасть необходимость" в городских монастырях.

Это должна быть подлинно живая жизнь, а не "напоминание" о ней.
Для кого-то - жизнь, а для кого-то - напоминание. Не задумывались ли Вы о том, что одно другому не противоречит? Помните слова "Не может светильник укрытися верху горы..."? Я бы сказал, что "подлинно живая жизнь" в Духе являет собой самое действенное напоминание людям о цели их пребывания на земле, способствующее зарождению и укреплению в них веры, а вслед за тем может стать для них "источником воды живой". Сначала напоминание, за ним - вера, а вместе с ней и богатство даров. Имхо, здесь нет противоречия. Напротив, уберите одно из звеньев - и цепочка разорвется. Простите, если не вполне ясно изъясняюсь.
« Последнее редактирование: 02 Август 2009, 19:42:18 от Serge »

@nihil

  • Сообщений: 1
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #11 : 02 Август 2009, 23:12:08 »
Монастырь в городе,что может быть лучше? Предавать себя Господу в центре мирской жизни, в гуще дел "князя мира сего", не это ли духовный подвиг, не в этом ли искуство воздержания. В лесу, в затворе, где нет никакого искуса, чем проверишь ,достиг ли чего в своих исканиях.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #12 : 02 Август 2009, 23:13:11 »
Serge, я согласен с вашими рассуждениями. В том смысле, что лучше так, как сейчас, чем вообще никак.
Вопрос в том, могут ли быть монастыри в большом городе чем-то большим, чем "приход с расширенными функциями".

Serge

  • Сообщений: 266
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #13 : 03 Август 2009, 01:35:20 »
Serge, я согласен с вашими рассуждениями. В том смысле, что лучше так, как сейчас, чем вообще никак.
Вопрос в том, могут ли быть монастыри в большом городе чем-то большим, чем "приход с расширенными функциями".
А в чём Вы видите препятствия к тому, чтобы монастыри в большом городе могли быть чем-то большим? Я таковых не вижу. Кстати, кажется, о том же (притом довольно метко) высказался чуть выше @nihil. И как насчёт заповеди "непрестанно молитесь"? И притом, заметьте, слова эти были сказаны ко всем, а не только к монахам. Любовь Божия объемлет всех без исключения и Царство Небесное открыто всем тем, кто исполняет заповеди, борется со страстями и стремится стяжать благодать Св. Духа. Неужто это возможно только в монастыре? Дерзну предположить, что Вы скажете: "конечно же, нет". И разве только монахов можно будет лицезреть среди святых в Царстве Небесном? Значит, дело не в местоположении монастыря, и даже не в самом по себе монастыре, а кое в чём другом. Иной и в пустыню удалясь, не может избавиться от цыганского табора страстей, а иной даже среди шума и гама городского хранит в душе такой удивительный мир, который и не снился тому пустыннику.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: ГОРОДСКОЕ МОНАШЕСТВО
« Ответ #14 : 03 Август 2009, 10:46:18 »
А в чём Вы видите препятствия к тому, чтобы монастыри в большом городе могли быть чем-то большим? Я таковых не вижу.

Serge нарисовал благостную картинку. Из области фантазирования - утопическую... или по-православному - прелестную. Разбирать-то надо, почему монастыри (и в большом городе) практически ничего из себя не представляют, кроме как музейно-туристические места с легкой примесью околоправославной культуры. Эти монастыри если и оказывают, то очень малое (практически незаметное) влияние на жизнь городов. Наоборот, они утоплены в делах и заботах больших городов.

Более того, нравственность и культура современного жителя большого города ниже, чем у горожанина советского периода. А про современную деревню вообще не говорить, а плакать остается. Двадцать лет нового распространения православия на Руси не возымело заметного положительного эффекта ни в нравственном, ни в культурном, ни в гражданском, ни в научном, ни в патриотическом и пр. планах. Наоборот, мы видим очевидную массовую деградацию и вырождение.

Или еще провести сравнение с большими (и малыми) городами Западной Европы, скажем, из протестантских стран? Там нет монастырей. И там есть свои проблемы. Но, как говорится, нам бы их проблемы. Если же протестанты (о, ужас, обходящиеся без монастырей), которых Serge считает, вполне возможно, еретиками, недостойными спасения, могут делать дела, неизмеримо большие и лучшие, чем православные в нашей богоизбранной стране, то что тогда говорить о современном православии и, в частности, о монастырях в больших городах. Нет ничего, в чем был бы выигрыш у православия при сравнительном анализе современного положения за исключением одного: остались памятники и музеи... 

В нашей стране предлагается жить амбициями... По уши в собственном кале, озлобленным на весь мир, воспевающим давно утраченное величие - в пузырях имперского и религиозного восторга... Авгиевы конюшни...